Рефераты. Становление римской государственности. Социально-экономическое и политическое развитие царского Рима

p align="left">Коллективные формы собственности на землю в этот период несомненно господствуют. Исследовательница отмечает, что частнособственнические отношения на землю в Риме ещё не распространились. «Знаменитые двухюгеровые наделы римляне получают не в собственность (даже в её специфическом римском значении, так убедительно охарактеризованном Е. М. Штаерман), а во владение» Там же. .

Частное землевладение в этот период только складывается. Причём складывается в весьма специфической форме, обусловленной наличием и распоряжением ager publicus. Собственность и верховное распоряжение землёй всё ещё остаются за общинами, родовыми и соседскими. А это означает, что коллективная собственность на землю представлена в это время собственностью: и гентильной, и сельско-общинной. Кроме этих двух видов коллективных земель существует уже и третий - общеримская земля, зародыш римского ager publicus в его классическом виде. Пока она идёт под раздел, раздаваясь коллективам, преимущественно родовым, но даётся и колонистам, войнам и просто нуждающимся римлянам. Этот контингент получает землю от царя , и уже не обязательно через посредство родовых организаций, аз, и селится не только и не столько родовыми группами, образуя, таким образом, новые территориальные общины.

Вероятнее всего, из этой же общей земли выделялся и царский надел. Термин клер, которым он обозначался, свидетельствует о том, что давался он от имени всей римской общины, в чём проглядывает верховная собственность общеримского коллектива на землю. но способ её эксплуатации и распоряжения ею царями обнаруживают тенденцию к освобождению царской земли из-под верховного контроля римской общины, к отрыву её от коллективного землевладения Там же. С. 231-232..

Глава II. Становление римской государственности

1. Род. Триба. Курия. Семья

Основные социально-политические институты римского общества сложились именно в царский период. Они продолжали существовать в более или менее модифицированной форме на протяжении всей римской истории.

Коренное население, составлявшее первоначальную римскую общину, носило название патрициев и представляло собой категорию полноправных римских граждан, причастных к управлению общественными делами. Общее число патрицианских родов составляло 300. Каждые 10 родов объединялись в курию, каждые 10 курий - в трибу. Нет никаких оснований подвергать сомнению эти факты, т. к. они зафиксированы во многих античных источниках. Однако интерпретация их в современных исследованиях далеко не однозначна. Так, например, курия трактовалась советскими исследователями как фратрия
Нечай Ф. М. Образование Римского государства. Минск., 1972. С. 89., как «союз мужей» или войнов Немировский А. И. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962. С. 138-139.. И. Л. Маяк признаёт генетическую связь курий с древними фратриями. Однако, нам известно, что фратрии охватывают всех членов входящих в них родов, курии - только мужчин. Вероятно, « Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 99.предшественниками римских курий были «мужские тайные союзы», свойственные некоторым позднеродовым обществам. Но и эта стадия для Рима царской эпохи была уже пройденной.

На основании изученного материала И. Л. Маяк приходит к выводу, что троичная схема римского общества в полном её объёме - 3 трибы, 30 курий и 300 родов - сложилась довольно поздно, вероятно, к конце царской эпохи Там же. С. 113.. В начале же этой эпохи было 3 трибы и 30 курий. Новые роды включались в уже имевшиеся трибы и курии Там же. .

По мнению В. В. Кучмы, стройность организации римского общества, имеющая явный отпечаток искусственной упорядоченности, преследовала военные цели Кучма В. В. Государство и право древнего мира: курс лекций. Волгоград, 1998. С. 139.. Военная реформа, приписывающаяся Ромулу, заключалась в следующем. Войско строилось по принципу кратности трём. Поскольку оно набиралось от гентильных триб и связанных с родовой организацией курий, Ромул должен был, создавая воинские единицы, учитывать количественный состав социальных единиц, соблюдать их определённое соответствие, их кратность. Древнейшая римская дружина, состоявшая из 3000 пехотинцев и 300 всадников, набиралась по 100 человек пехоты и 10 всадников от каждой курии.

Низшей ячейкой римского общества являлся род, члены которого считали себя происходящими от одного предка. Главой рода являлся наиболее авторитетный, уважаемый представитель знатного семейства, избираемый общим собранием рода. В царский период родовая собственность на землю, по всей видимости, ещё сохраняла свои позиции, хотя прямых свидетельств в античной традиции об этом нет. Каждый член рода являлся совладельцем земельного фонда, мог претендовать на свою долю при разделе родового имущества, пользоваться защитой и помощью со стороны сородичей, участвовать в решении общих дел и отправлении общего культа.

И. Л. Маяк проводит разграничение между родовой организацией царского Рима и родами , существовавшими в республиканское и императорское время. Особенность последних состояла в том, что они уже не составляли общин, а «определялись лишь общностью имени и культов и сохраняли в общем экзогамию, хотя практически люди отходили от запретов на браки даже в границах шести степеней родства» Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 149.. Всё это отражало усиление роли семьи в связи с утверждением частнособственнических начал, а также ослабление и трансформацию гентильных уз.

Между родами существовали различия: наиболее могущественные роды считались «старшими». «О неустойчивости привилегированного положения целых родов может свидетельствовать то, что их было сначала 100, а потом 200, в то время как в качестве знатных и влиятельных в источниках фигурирует не более двадцати» Там же. С. 158.. Но и внутри самих родов в этот период уже формировалась наследственная аристократия, распоряжавшаяся родовым имуществом и возвышавшаяся над своими сородичами.

Важной чертой социального развития Рима рассматриваемого периода было то, что роды представляли собой жизнедеятельные организмы, состоявшие из больших отцовских семей. Но семья (в качестве экономической ячейки) функционировала уже не только в рамках родовой организации, но и в рамках поселений, в которых группировались как родственники, так и соседи. Это, в свою очередь, не могло не сопровождаться усилением частной собственности При этом мы подчёркиваем, что частную собственность римских граждан нельзя мыслить по аналогии с капиталистической частной собственностью., увеличением её удельного веса в экономики Рима.

Анализ социальной структуры римского общества древнейшего периода проливает свет и на проблему возникновения древнеримской государственности. Можно согласиться с мнением Е. М. Штаерман, что Рим возник не из объединения родов (ведь к моменту возникновения древнеримской государственности параллельно развивался территориальные структуры), а из объединения общин-пагов, которые строились на смешанном кровнородственном и соседском принципе Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2. С. 80..

2. Римская община в VIII-VII вв. до н. э. Органы управления периода «военной демократии»

Нет никаких оснований подвергать сомнению устоявшийся взгляд на римскую общину VIII-VII вв. до н. э. как на социальное образование эпохи «военной демократии». О чёткой классовой структуре римского общества в этот период говорить не приходится. Как отмечает Е. М. Штаерман, «знать и простой народ входили в они и те же общины и различались по социальному статусу, по месту в руководстве общиной в мирное и военное время, а не по своим владельческим правам, т. е. отношению к средствам протизводства и не по месту в процессе производства, т. е. не так, как различались классы и классы-сословия» Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2. С. 81..

Управление Римской общиной в древнейший период было достаточно обстоятельно исследовано в советской историографии Этому вопросу посвящена шестая глава монографии И. Л. Маяк (Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 233-255). См. также: Нечай Ф. М. Образование Римского государства. Минск., 1972.

. Рассмотрим основные принципы управления Римской общиной, основные политические институты и характер их взаимодействия.

Органы управления Рима в древнейший период его истории характеризуются наличием трёх основных элементов, обычно свойственных т. н. периоду военной демократии. Верховную власть в Римской общине олицетворял царь (рекс). Эта должность замещалась путём выборов, в которых участвовали полноправные граждане, собранные по куриям. Т. Моммзен в своей «Истории Рима» даёт очень интересную трактовку сущности царской власти: «Царская власть была…в одно и то же время и неограниченной, и связанной законами; она была неограниченной, поскольку всякое царское веление, справедливое или несправедливое, должно было исполняться безусловно; она была ограниченной, поскольку всякое царское повеление, противоречащее обычаям и не одобренное настоящим сувереном - народом, - не вело ни к каким правовым последствиям» Моммзен Теодор. История Рима. Т. 1. СПб., 1994. С. 79..

Главными прерогативами рекса являлись верховное управление (имевшее целью обеспечение внутреннего порядка, охрану «традиций и нравов отцов»), высшее военное командование (включая организацию ополчения, с правом назначения нижестоящих военачальников), судебные полномочия (вплоть до права жизни и смерти Моммзен пишет: «Государство могло заковать и казнить гражданина, но не могло отнять у него ни сына, ни пахотной земли и даже не могло облагать его постоянными налогами» (Моммзен Теодор. История Рима. Т. 1. СПб., 1994. С. 80).), функции верховного жреца (включающие руководство общественными священнодействиями и жертвоприношениями) Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 238..

Специфика царской власти в данную эпоху заключалась в том, что повеления рекса, обязательные для исполнения всеми членами общины, действовали только в течение жизни данного правителя; с его смертью указанные повеления переставали быть обязательными. Для более эффективного осуществления своих полномочий рекс мог назначать себе помощников (в первую очередь, по военным делам). При царе имелась военная дружина, включавшая в себя пешие и конные подразделения; наиболее привилегированным являлось подразделение вооружённых телохранителей, составлявших собственную «лейб-гвардию» рекса Эти «зачатки аппарата принуждения», по мнению Е. М. Штаерман, говорят о принудительной власти, но не о государстве.. Власть рекса была пожизненной, но не наследственной Там же. С. 241.. Согласно историческим свидетельствам, всего в Риме сменилось семь рексов.

Римские цари не обожествлялись, как цари у многих стадиально близких народов Азии и Африки, но власть их санкционировалась богами через авгуров и носила сакральный характер Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2. С. 80..

В качестве совещательного органа при рексе выступал сенат, первоначально включавший в свой состав всех родовых старейшин. По мере ослабления роли родовых традиций сенат стал назначаться рексом из представителей патрицианского сословия без учёта их конкретной родовой принадлежности. Сенаторы, по словам Моммзена, превратились в «коллегию должностных лиц» при царе Моммзен Теодор. История Рима. Т. 1. СПб., 1994. С. 79..

Право созыва сената и председательствования на его заседаниях принадлежало рексу. Постановления сената, касавшиеся наиболее важных вопросов общественного управления (объявление войны и заключение мира, предоставление гражданства, отправление религиозного культа), обычно должны были приниматься рексом во внимание, но не имели для него императивного характера. Роль сената заметно возрастала в условиях войны или серьёзных внутренних потрясений. Однако своего максимального объёма власть сената достигала в случае смерти рекса, когда возникал период междуцарствия. В этих условиях сенат избирал из своей среды 10 человек, которые по очереди, в течение 5 дней каждый, управляли государством, пока не определялась кандидатура нового рекса См.: Нечай Ф. М. Образование Римского государства. Минск., 1972. С. 86-88.. Намеченная кандидатура предварительно обсуждалась в сенате, а затем представлялась народному собранию. Решение народного собрания об избрании нового царя также подлежало утверждению в сенате. Естественно, что сенат был заинтересован в продлении срока междуцарствия, поскольку в этот период вся реальная власть находилась в его руках.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.