Рефераты. Существовали ли сословия в России?

p align="left">Два важных обстоятельства сопутствовали получению дворянами сословных прав.

1- они долго и упорно добивались этих прав. Особое значение имели петиции Анне Иоанновне в 1730г. и наказы дворянским депутатам в Комиссии для составления нового Уложения при Елизавете Петровне и Екатерине II. 2- юридическому оформлению прав до некоторой степени предшествовало фактическое обладание этими правами. Так, дворянство и до указов 1714 и 1719 гг. совершало сделки с поместьями и крестьянами, что стирало прежде четкую границу между поместьем и вотчиной, и коронная администрация смотрела на это снисходительно.

Уездная организация дворянства существовала задолго до 1775г. - в 16 -17вв., дворяне, жившие в одном уезде, объединялись в корпорацию под названием «служилый город», в рамках этой организации служили и делали карьеру. Хотя корпорация была предназначена правительством для контроля за несением дворянской службы, на практике она выполняла и другие социальные функции: использовалась дворянством для отстаивания своих интересов, для давления на правительство. От имени служилых городов дворянство обращалось с прошениями к царю и посылало своих представителей на земские соборы. При Петре I уездное дворянство стало участвовать в местном управлении. Оно выбирало дворянские советы в помощь коронному уездному воеводе для управления уездом, земских комиссаров с разнообразными полицейскими обязанностями в помощь губернатору. Так дворянство постепенно приобретало влияние в местном управлении и некоторые черты самоуправления.

До 1762г. важнейшими источниками дворянства являлась служба и рождение, с 1762г. на первое место вышло рождение. В 1785г. добавились новые способы приобретения дворянства - орден и пожалование государем. Принадлежность к дворянству подтверждалась специальным актом - до 1785г - внесением в Бархатную книгу, заведенную в 1687г., а с 1785г. - внесением в губернские дворянские книги. Специальное герольдмейстерское учреждение разбирало все вопросы, связанные с принадлежностью к дворянству в общероссийском масштабе.

В дворянстве постепенно развивалось чувство дворянской чести и принадлежности к благородному сословию, которое во всем отличается от других классов населения. Даже русские просветители и писатели 18в. считали необходимым противопоставлять народ дворянству, полагая, что дворянская мораль должна отличаться от морали крестьянской, что дворянин во всех отношениях должен стоять выше, чем простолюдин. И действительно в течение 18 в. Дворянство шаг за шагом отрывалось народа, чему в большей степени способствовало и правительство. Дворяне стали отличаться именем и фамилией, языком и образованием, манерами и одеждой, западноевропейской ориентацией и менталитетом.

Образование дворянства также приобрело сословный характер, и дворяне старались дать образование своим детям в закрытых учебных заведениях, предназначенных специально для благородного сословия. Уже первые учебные заведения, открытые при Петре I, были сословно специализированны: подготовку офицеров из дворянства обеспечивали кадетские корпуса, чиновников из числа приказных людей - подьяческие училища, священников из представителей духовенства - духовные училища и семинарии. Профессионально - сословный характер образования сохранялся в основном и в последствии, что оказало большое влияние на развитие сословного строя.

Большую роль в превращении дворянства в сословие играла гвардия, особенно в эпоху дворцовых переворотов 1725-1762 гг. В гвардии служил цвет дворянства, поэтому она отражала и выражала интересы и требования всей корпорации. Именно в силу этого в гвардии выкристаллизировалось дворянское самосознание, которое из гвардейских полков распространилось на все российское дворянство. Участие гвардии в дворцовых переворотах повысило ее престиж и усилило ее влияние на государственные дела, что одновременно подняло на небывалую прежде высоту и значение всего дворянства. Оно стало чувствовать себя причастным к принятию важнейших государственных решений, от которых зависела судьба страны. Наказы депутатам в Комиссию для составления нового Уложения 1767г., ясно показали, что дворяне в целом проникнуты сознанием общности своих интересов, составляют единое целое, четко отделяют себя от всех остальных сословий.

Таким образом, в 1785г. дворянство приобрело почти все признаки сословия:

1.сословные права были закреплены в законе;

2. права являлись наследственными и безусловными;

3. дворянство имело сословную организацию в виде уездных и губернских дворянских собраний;

4. оно обладало сословным сознанием и менталитетом;

5. дворянство имело право на самоуправление и участие в местном управлении;

6. оно имело внешние признаки дворянской принадлежности.

По причине отсутствия в стране представительного учреждения у дворянства не было сословного представительства при верховной власти. Взамен этого дворянство имело сословный и независимый от коронной администрации суд , избирало из своего состава лиц на коронную службу в местных учреждениях и имело право петиций о своих нуждах высшей коронной администрации и самому государю посредством адресов и через специально избранных депутатов.

Духовенство

Становление духовного сословия представляет большой интерес : оно наглядно демонстрирует, что в России в 18 веке образование сословий происходило ходе объективного развития общества, волей и коллективными усилиями самих социальных групп, не только при поддержки , но и иногда вопреки намерениям высшей власти. Сословные права ограничивали власть самодержавия, т.к. ставили положения сословий на твердые юридические основания, поэтому за права приходилось бороться.

Духовенство разделялось на черное, или монашествующие, и белое, или приходское. Среди русского духовенства на долю монахов приходилось около 10 % всего духовенства, но они занимали командные позиции в русской православной церкви. Черное духовенство представляло собой особую прослойку внутри духовенства, которое, не будучи наследственным, не было и не могло быть сословием. Поэтому проще будет рассмотреть приходское духовенство.

В 17 веке клир церкви, состоящий из священнослужителей и церковнослужителей, или причетников избирался прихожанами. Выбор священнослужителей утверждался епископами после проверки квалификации кандидатов, от которых требовалось знание грамоты, Библии и церковно службы, а также обладание голосом и соответствующими сану моральными качествами, прежде всего трезвостью и скромностью поведения. Требования были практически невелики, поэтому справиться с ними мог практически любой грамотный человек. Благодаря этому состав духовенства теоретически мог постоянно обновляться за счет притока людей из других слоев населения. И обновление действительно имело место, но его степень не следует преувеличивать.

Вступить в ряды духовенства для людей крестьянских и посадских было непросто из-за крайне слабого распространения грамотности. Дворянство же , в среде которого имелось наибольшее число грамотных людей, не стремилось к переходу в духовенство. Знание обрядов, священных книг и церковной службы из-за небольшого числа духовных школ приобреталось в большинстве случаев практическим путем. Ясно, что и здесь дети клириков имели несравненно больше возможностей овладеть необходимыми навыками сравнительно с посадскими и крестьянами. Во второй половине 17 в. В связи с расколом русской православной церкви, вызванным реформами патриарха Никона а также из-за опасения, что в состав духовенства проникнут раскольники, требования к кандидатам стали повышаться. Духовные власти при утверждении кандидатов отдавали явное предпочтение детям духовенства. Церковный собор 1667г. прямо осудил архиереев за поставление в священники и дьяконы людей, не принадлежавших к духовному званию. Светские власти хотя прямо не запрещали, но негативно относились к переходу крестьян и посадских в духовенство из-за нежелания терять налогоплательщиков.

Приходские общины при выборах кандидатов отдавали предпочтение представителям духовенства. Причина простая: прихожане, связанные круговой порукой в несение налогов и повинностей, не желали выбирать духовных лиц из своей среды, поскольку за человека, переходящего в состав духовенства из крестьян и посадских, налоги должна была платить его податная община.

Численность духовных лиц превосходила общественную в них потребность, т.к. в среде духовенства существовал предельно высокий естественный прирост, что объяснялось обязательным и ранним вступлением в брак и строгим запрещением любых способов ограничения рождаемости. Поэтому духовные лица принимали все возможные меры, чтобы закрепиться на одном месте. В частности, при занятии церковного места они заключали с общиной договор, в котором оговаривалось их право на потомственное владение домом, прицерковной землей и церковным доходом, т.е. фактически право на наследование церковной кафедры. Нередко священники покупали у приходских общин, церковные места, которые благодаря этому закреплялись за определенной семьей и становились как бы ее собственностью. Так мало-помалу вместе с профессиональной наследственностью развивался обычай наследования церковных мест. Наследственное владение церковным местом шло вразрез с каноническими требованиями православия, поэтому церковные власти долго боролись с этим, но жизненные обстоятельства оказывались чаще всего сильнее и заставляли церковные власти смотреть на это сквозь пальцы, а в конце концов и примириться с этим.

Таким образом, уже к концу 17 в. Приходское духовенство уже приобрело такой важный признак сословия, как наследственность социального статуса и профессии. Но это не было еще закреплено в законе, а существовало как факт и норма обычного права. В течение 18 в. Духовенство приобрело другие признаки сословия, добилось их юридического оформления и благодаря этому окончательно превратилось в сословие. Нужно подчеркнуть то, что первоначально это никак не входило в намерения правительства, потому что сословные права защищали духовенство от коронной администрации, а самодержавие в течение 18 в., опасалось духовенства, т.к. видела в нем скрытую оппозицию проводившимся реформам по европеизации страны. Только под давлением объективных обстоятельств и церкви оно уступило и рядом указов юридически оформило стихийно проходивший процесс превращения духовенства в сословие. Последнее до того замкнулось для представителей других социальных групп, а церковная служба настолько сделалась его исключительной привилегией, что постороннему человеку весьма трудно было попасть даже на место церковного сторожа. Решающую роль в это сыграли 4 реформы:

1.) ограничение доступа и свободного выхода их состава духовенства;

2.) стеснения права выбора прихожанами клира;

3.) требование иметь специальное духовное образование для поступления на духовную службу;

4.) узаконение практики наследственности церковных должностей.

В течение 18 в. Духовенство приобрело особые права, которые были закреплены в законодательстве. В 1719г. оно было освобождено от прямого налога, в 1724 - 25гг. - от рекрутской повинности. С 1722г. только Синод в качестве специального церковного суда разбирал все гражданские дела между духовными лицами и уголовные преступления, кроме самых тяжких. Последние, так же как и гражданские дела между духовными и светскими лицами, начиная с 1735г. разбирались в светских судах при обязательном присутствии особых депутатах от духовенства.

Духовенство не поднимало восстаний, но настойчиво просило, требовало, пользовалось любой благоприятной возможностью, личными связями с императорами, чтобы добиться прав, повысить свой социальный статус и законодательно его закрепить. Правительство в течение всего 18 века считалось с Синодом и шло на уступки, понимая какую огромную опасность может представлять духовенство в случае его враждебного отношения к существующему режиму. В конце 18 в. Влиятельные духовные лица, пользуясь благосклонным отношениям Павла I к церкви, добились того, что верховная власть стала отмечать духовенство особыми наградами и отличиями, что, учитывая специальную одежду духовенства, сообщало ему специфические внешние признаки.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.