Рефераты. Существовали ли сословия в России?

p align="left">Согласно традиционному взгляду, сложившемуся в историографии, духовенство после петровских реформ, упразднения патриаршества и учреждения Синода в 1721г. не имело своей корпоративной организации и самоуправления, его церковная администрация являлась интегральной частью коронной администрации, а сама церковь - одним из государственных институтов, составной частью самодержавного государственного строя.

Однако в действительности русская православная церковь являлась особым институтом, который существовал как бы параллельно государственным институтам и пользовался значительной автономией. Церковь являлась если не государством в государстве, как это было до 18 в., то, по крайней мере, субобществом в большом обществе. Она обладала такой административной и судебной организацией, которая позволяла духовенству иметь свое особое управление с большой самостоятельностью, хотя высший орган церковного управления - Святейший правительствующий Синод считался в значительной мере, являлся государственным учреждением, а само управление церковью с конца 18 в. строилось на бюрократических принципах. Нужно добавить, что внутренними сословными делами духовенства управляли почти исключительно духовные лица, частью выбираемые, частью назначаемые. Все это дает основание для парадоксального на первый взгляд заключения, что в рамках всей государственной системы духовенство как сословие пользовалось самоуправлением.

Таким образом, духовенство к концу 18 в., почти одновременно с дворянством, превратилось во второе свободное сословие. Поскольку стало обладать всеми признаками сословия. Два признака - участие в сословно - представительном учреждении и наличие корпоративной организации - в российских условиях приняли иную форму, чем это было в западноевропейских странах. Духовенство имело специфическое самоуправление и своеобразное сословное представительство при верховной власти через высший орган церковного управления Синод, а при местной коронной власти - через духовные консистории. Необходимо особенно подчеркнуть, что приобретение сословных прав помогло белому духовенству избавиться от крепостничества архиереев в 1764г. Именно борьба за личное достоинство и свободу служило побудительным мотивом стремлением духовенства стать сословием.

Городское сословие

Происхождение городского сословия, которое в течение императорского периода несколько раз изменяло свое название - посадское, граждане, купцы, городские обыватели, как уже упоминалось, уходит в 17 в., когда его представители назывались посадскими людьми. Важная роль в процессе их превращения в сословие принадлежала Уложению 1649г. Оно установило городские границы, более четко обособило посадских и других категорий городского и сельского населения, наследственно прикрепило их к городской общине, очертило круг их государственных служб, обязало платить налоги и нести разные натуральные повинности, монополизировало за ними торгово - промышленную деятельность в черте города, санкционировало их объединение в самоуправляющиеся городские общины, связав всех членов круговой порукой. Два важных обстоятельства сопровождали принятие нового законодательства. Во-первых, статьи Уложения, посвященные посадскому населению, были включены туда под прямым давлением посадских, и явились ответом на их прошение, поданные на имя царя. Это свидетельствует о складывании сословного самосознания посадских - будущего городского сословия. Во-вторых, Уложение было принято на Земском Соборе, где наряду с дворянами и духовенством были представлены также и посадские люди. Таким образом, уже в 17 в., посадские приобрели важнейшие признаки сословия:

1. наследственность государственного статуса;

2. самоуправляющуюся корпоративную организацию;

3. сословный менталитет;

4. право участвовать в представительном учреждении.

Законодательство Петра I усилило корпоративные организации посадских и учредило для них специальный суд.

В первой четверти 18 в. в состав граждан вошли представители непривилегированных служилых людей, городские жители, не принадлежавшие ни к какому званию или чину, лица свободных профессий. Это обстоятельство несколько задержало, но не остановило консолидацию граждан в сословие.

После смерти Петра I сословный суд был отмечен, а самоуправление городских обывателей было стеснено коронной администрацией. Но оно возродилось с еще большей силой после реализации Грамоты на права и выгоды городам Российской империи, дарованной одновременно с Грамотой дворянству в 1785г. жалованная Грамота городам, которая включала также пространное Ремесленное положение, определила юридическое положение городского сословия, корпоративные формы существования, создала сословный суд и организационные формы для правильного самоуправления. Ввиду нежелания дворянства и духовенства присутствовать в органах самоуправления, с одной стороны, и запрещение участвовать в них военным и крестьянам, постоянно проживавшим в городе- с другой, городское самоуправление фактически превратилось в самоуправление городских обывателей , т.е. купцов, мещан и ремесленников. В органах самоуправления не были представлены лица, не имевшие собственного дома, капитала, ремесла и моложе 25 лет, а также женщины. Принадлежность к городскому сословию закреплялась внесением в городскую обывательскую книгу. Грамота закрепила за городскими обывателями исключительное право на занятие торговлей и промышленностью в черте города, усилила их корпоративные права, присвоила право сословного самоуправления через городскую думу и городскую голову, передала в собственность общины городские земли, а в собственность отдельных лиц - торгово-промышленные заведения, ввела сословные суды и освободила их от выполнения тягостных казенных служб. Каждый город получил свой герб. Купечество было освобождено от прямого налога, вместо которого оно стало платить особый процент с обвяленного капитала, и получило привилегию откупаться деньгами от рекрутской повинности. Грамота защитила имущество, честь и достоинство городских обывателей: только суд мог лишить их дарованными им прав; суд же присуждал за оскорбление к штрафу, которому подвергалось также и дворянство. Они получили право приносить жалобы о своих нуждах на имя губернатора. Наконец, грамота присвоила купцам первой гильдии право ездить в карете, запряженной парой лошадей, купцам второй гильдии - в коляске, запряженной парой лошадей, купцам третьей гильдии - в экипаже, запряженном одной лошадью. Мещане и ремесленники, можно предположить должны были ходить пешком или ездить на телегах.

Права, полученные городскими обывателями, соответствовали их требованиям, высказанным в наказах своим представителям в Комиссию по составлению нового Уложения 1767 г., и это говорит о том, что у них к моменту издания Жалованной Грамоты сформировалось сословное самосознание. Городские обыватели обладали специфическим менталитетом, имели свою субкультуру, что отражалось в их внешнем облике. Таким образом, к концу 18 в. окончательно сформировалось городское сословие. Оно не имело только одного признака настоящего сословия - не участвовало в представительном учреждении.

Крестьянство

Важная роль в процессе превращения крестьян в непривилегированную социальную группу принадлежала Уложению 1649г., которое наследственно прикрепило их к сельской общине, лишило свободы передвижения, обязало платить налоги и нести разные натуральные повинности, санкционировали их объединение в самоуправляющиеся общины, связав всех членов круговой порукой. В середине 17в. крестьяне приобрели два существенных признака сословия :

1.наследственность социального статуса;

2.корпоративная организация в форме мира, или общины.

Но вектор их социальной эволюции был направлен не в сторону развития сословных прав и привилегий, а в сторону укрепления признаков крепостного состояния, что получило свое окончательное в течение 18 в. Хотя к концу 18 в., крестьяне приобрели еще два признака сословия: 1.специфический менталитет; 2. внешние признаки сословия, они имели мало прав и совсем не располагали привилегиями. Екатерина II в 1785г. подтвердила для государственных крестьян проект Жалованной Грамоты, в которой утверждались их сословные права - личная свобода, право собственности, крестьянский суд, самоуправление. Однако по политическим соображениям - из-за нежелания возбуждать дворянство и возмущать обойденных в грамоте помещичьих крестьян - проект не был реализован, хотя он использовался на практике в государственной деревне.

Таким образом, крестьяне в наименьшей степени соответствовали понятию сословия. Однако, поскольку они все же обладали важными признаками сословия, их можно считать если не сословием, то во всяком случае полусословием или квазисословием.

Итоги: от бессословного общества к сословному.

Московское государство являлось государством бессословным. Большая или меньшая имущественная состоятельность, виды имущества и занятия служили наиболее важными отличительными признаками социальных групп, которые были открыты при входе и выходе. Основные категории населения не являлись сословием в европейском смысле этого понятия, но они также не вполне соответствовали современному понятию «класс», т.к. происхождение играло важную, а в случае с элитой решающую роль для социальной идентификации. Принятие Нового Уложения 1649г. ускорило развитие наметившейся тенденции к превращению социальных групп в сословия. Если до этого времени они различались преимущественно обязанностями, то теперь они стали отличаться также и правами.

В 18в. процесс формирования сословий пошел еще более быстрыми темпами, чему очень способствовал манифест о вольности дворянства 1762г. и Жалованные грамоты дворянству и городам 1785г. К концу 18в. в России в основном, хотя и некоторыми особенностями сравнительно с западноевропейскими странами, сформировались сословия, которые обладали главными признаками истинного сословия:

1. их сословные права были закреплены в законе;

2. права являлись наследственными и безусловными;

3. они имели свои сословные организации (дворянские собрания, городские думы, купеческие, мещанские, ремесленные, крестьянские общества и др.) и сословный , независимый от коронной администрации суд;

4. пользовались правом самоуправления;

5. обладали сословным самосознанием и менталитетом;

6. имели внешние признаки сословной принадлежности.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.