Рефераты. Тенденции развития потребительской кооперации в послевоенные годы

Тенденции развития потребительской кооперации в послевоенные годы

2

Тенденции развития потребительской кооперации в послевоенные годы

В послевоенные годы основным направлением деятельности системы потребительской кооперации продолжало оставаться начатое в 1943 г. восстановление хозяйства, особенно материально-технической базы системы потребительской кооперации, разрушенной войной. Продолжая ориентацию на постановление от 21 августа 1943 г. "О восстановлении народного хозяйства страны в районах, освобождённых от немецко-фашистской оккупации", система потребительской кооперации была нацелена на организацию питания сельских жителей, выпуск товаров народного потребления, обеспечение товарами и услугами населения. На региональном уровне в соответствии с постановлением был намечен ряд мероприятий по улучшению работы потребительской кооперации: "добиваться организации кооперативных мастерских по ремонту обуви и одежды, предметов домашнего обихода... организация при сельпо... бригады по лову рыбы... немедленно приступить к организации небольших кирпично-черепичных предприятий и гончарного производства при колхозах, сельпо или промышленной кооперации".

По окончании войны был выработан пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны. "Основная хозяйственно-политическая задача пятилетнего плана СССР на 1946-1950 г. г. состоит в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах", - докладывал Вознесенский на I сессии Верховного Совета СССР 15 марта 1946 г. "В пятилетнем плане имеется ввиду предусмотреть полное восстановление народного хозяйства районов СССР, подвергшихся немецкой оккупации, послевоенную перестройку народного хозяйства и дальнейшее развитие всех районов СССР, в результате чего должен быть значительно превзойден довоенный уровень развития народного хозяйства СССР". В соответствии с решениями правительства предполагалось расширить производство предметов широкого потребления, увеличить товарооборот, при этом постепенно перейдя с карточной системы распределения к свободной торговле.

Окончание войны способствовало постановке новых задач в деятельности потребительской кооперации и освободило ее от некоторых, свойственных системе в военные годы - необходимости обеспечения нужд фронта, а вскоре и распределения среди населения нормированных товаров. Правительство поддерживало развитие производственной и торговой деятельности предприятий потребительской кооперации.9 ноября 1946 г. было принято постановление "О развитии кооперативной торговли в городах и посёлках продовольственными и промышленными товарами, и об увеличении производства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями", в котором были определены основные направления по деятельности кооперации в послевоенные годы. "Центросоюз должен развернуть торговлю не только в сельских местностях, но также в городах и рабочих поселках как промышленными, так и продовольственными товарами широкого потребления. Потребительской кооперации следует широко организовать производственную деятельность, переработку сельскохозяйственных продуктов, организовать пошивочные, сапожные, ремонтные мастерские, парикмахерские и мастерские по производству товаров широкого потребления. Развернуть на основе цен, складывающихся на рынке, закупку излишков сельскохозяйственных продуктов в деревне после выполнения государственных обязательств и организовать ими торговлю в городе".

Меры, принятые правительством, дали свои результаты. В 1945 году по стране было открыто около 25 тыс. магазинов и торговых палаток; в 1946 г. - 40 тыс., в 1947 г. - более 60 тыс. К концу 1947 г. в стране насчитывалось 256 магазинов и 89,3 тыс. палаток. Количество предприятий общественного питания возросло с 73,4 тыс. на конец 1945 г. до 82,1 тыс. к концу 1947 г. В 1950г. товарооборот кооперативных организаций по Сталинградской области составил (сельская местность) 838,5 млн. руб. (в 1940 г. - 488,3 млн. руб). Доля кооперативных организаций в товарообороте - 70%, по г. Сталинграду главенствующую роль занимала государственная торговля, товарооборот городской кооперации составил 33,6 млн. руб., или 2%. К концу послевоенной пятилетки спросом начинают пользоваться непродовольственные товары (как видно из приведенных выше диаграмм, в военные годы востребованность продовольственных товаров была значительно выше непродовольственных). В Сталинградской области в 1950 г. продовольственные товары занимали 57,5%, непродовольственные - 41,8%. Не только товарооборот характеризовал состояние системы потребительской кооперации Сталинградской области после войны. К 1948 году была полностью восстановлена вся довоенная производственная мощность хлебопекарен, 1950 г. была восстановлена основная масса разрушенных производственных и торговых предприятий. Были, конечно, в работе и значительные трудности. Так, успешно начавшийся 1946 год - первый послевоенный - был отмечен необычайно сильной засухой, которая охватила значительную территорию европейской части страны (такого стихийного бедствия не было с конца XIX века). В связи с неурожаем намеченная на 1946 год отмена карточек была перенесена на 1947 год, в то же время произошло существенное сокращение контингента снабжаемого хлебом населения, преимущественно, за счет сельских жителей, а также сокращение фондов коммерческой торговли хлебом. Однако централизованная система распределения товарных ресурсов позволила обеспечить на определенном, хотя и весьма низком, уровне снабжение социально незащищенных категорий населения.

Некоторые из новых форм работы системы потребительской кооперации, освоенных в условиях военного времени, не потеряли своей актуальности и в последующие годы. На III Всесоюзном съезде потребительской кооперации (1948 г) были приняты решения о развитии торговли товарами широкого ассортимента, активного расширения собственного производства, расширения хлебопечения и общественного питания, заготовок и закупок сельхозпродуктов. На этом же съезде была определена цель работа сельских потребительских обществ - удовлетворение спроса тружеников села на товары, предметы и услуги.

В послевоенное время продолжала развиваться торговая, заготовительная, производственная деятельность потребительской кооперации. Меньшее распространение получила организация бытового обслуживания населения, снижается активность потребительских обществ в плане заготовки дикорастущих плодов и ягод, что было обусловлено меньшей востребованностью. Не находит дальнейшего развития организация подсобного хозяйства, лова рыбы - эти направления деятельности отходят, соответственно, совхозам и рыбхозам. В целом, потребительская кооперация, поддерживаемая государственными органами, довольно быстро наращивала обороты своей деятельности, достигнув наибольшего развития к концу 80-х гг. XX в. Торговая сеть на 1 января 1988 года была представлена 4449 магазинами, торговой площадью 250,8 тыс. м.; членов - пайщиков по Волгоградской области - 512,3 тыс. чел., что составляло 75% всего взрослого населения области. Довольно широко была развита продажа товаров, закупленных по договорным ценам, в магазинах "сельхозпродукты". Таких предприятий в области работало 379. Значительное развитие получило общественное питание. В 1988 году в области работало 512 предприятий общественного питания на 22223 места. Дальнейшее распространение получила организация заготовок. К 1 января 1989 г. в области работало 420 приемозаготовительных пунктов, 63 овощехранилища, емкостью 17,5 тыс. тонн, 2 фруктохранилища емкостью 1550 тонн. Система потребительской кооперации закупала мясо, птицу, кроликов, масло животное. (Функции по закупке скота и молока у населения были переданы хозяйствам агропрома). Производственная деятельность была представлена хлебопекарнями (на 1 января 1989 г. - 148 предприятий); колбасными цехами (41 цех); предприятиями по производству безалкогольных напитков (22) и консервными заводами (на 1 января 1989 г. по области их насчитывалось З). Развитие получило транспортное хозяйство потребительской кооперации (В 1988 г. - в системе насчитывалось 1971 автомобилей). Потребительская кооперация конца 80-х гг. имела довольно устойчивое положение, регулируемая государственными органами система обеспечивала четкую, хорошо налаженную работу отраслей деятельности. Уставный фонд системы потребительской кооперации Волгоградской области на 1 января 1989 г. определился в сумме 158,6 млн. руб., собственные оборотные средства составляли 95,4 млн. руб. Потребительская кооперация 70-80-х гг. являлась органичной частью агропромышленного комплекса, "принимала участие на всех стадиях воспроизводства его конечного продукта, но главным образом - в сфере обмена". Доводя товары непосредственно до потребителя, она служила связующим звеном между производством и потреблением. В 80-е годы доля потребительской кооперации в розничном товарообороте СССР составляла 27%, в обороте общественного питания - около 20%. Торговля играла доминирующую роль во всей деятельности потребительской кооперации. В структуре розничного товарооборота кооперативной торговли в конце 80-х годов наблюдалось изменение соотношения продовольственных и непродовольственных товаров в сторону увеличения доли последних, что говорит, в целом, о росте благосостояния сельского населения.

С переходом на рыночный путь развития система потребительской кооперации пережила глубокий кризис. Отсутствие законодательной базы, применимой к новым условиям и ряд других объективных и субъективных причин содействовали значительному сокращению объемов производственной и торговой деятельности, заготовительная же практически перестала существовать, не использовалась организация бытового обслуживания и другие отрасли деятельности. Либерализация цен и отсутствие системы индексации денежных средств обесценили собственные оборотные средства кооперативных организаций. Резко возросли налоговые платежи, цены и тарифы на электроэнергию, топливо, коммунальные услуги, транспорт. Эти объективные факторы привели к убыточности основных отраслей деятельности потребительской кооперации. К 1995 году кооперация осталась без собственных оборотных средств, к началу 1998 г. образовался их дефицит. Убыточными явились основные отрасли кооперативной деятельности - торговля, общественное питание. Заготовительная деятельность практически прекратила свое существование. Несколько лучшее положение в сфере производства, однако масштабы производственной деятельности недостаточны для того, чтобы оказать существенное влияние на экономические результаты всей системы.

Во второй половине 90-х гг. XX в. начинается процесс осмысления глубины кризиса экономики потребительской кооперации России и попытки реформирования в плане диверсификации деятельности организаций потребительской кооперации с целью повышения их конкурентоспособности, стабилизации финансового состояния и выхода из кризиса. Согласимся с мнением И.Д. Барчука, утверждающим, что "диверсификационным развитием в новых направлениях деятельности является сохранение кооперативных принципов и ценностей, но при этом развитие коммерческого предпринимательства как основу финансовой стабилизации". В то же время нельзя не учитывать основные направления развития, указанные В.В. Кашириным, в числе которых: открытие кооперативного банка, содействие правительства в процессе формирования кооперацией своей собственности, участие первичных кооперативов в распределении общей кооперативной прибыли, выплате налогов, создании общественных фондов и др. В то же время нельзя согласиться с выводом исследователя о необходимости "минимизации количества членов кооператива", ведь известно, что кооператив - организация массовая, существующая, преимущественно, за счет средств пайщиков и для удовлетворения их потребностей.

Современное состояние потребительской кооперации Волгоградской области представлено следующими цифрами: в 2000 году в системе облпотребсоюза числилось 88 сельских и районных потребительских обществ, членами состояло 250 тыс. пайщиков. Система потребительской кооперации обслуживала 500 тыс. жителей, или 20% населения области, работало 1553 магазина, торговой площадью 142 тыс. м, 82 предприятия общественного питания на 3973 посадочных места, 68 хлебозаводов и пекарен мощностью 235 тонн в сутки, 26 цехов по производству колбасных изделий мощностью 20 тонн за смену, 13 цехов по производству безалкогольных напитков, 26 овощекартофелехранилищ емкостью 6,5 тыс. тонн, 4 фруктохранилища на 250 тонн, 6 квасильно-засолочных пунктов емкостью 640 тонн. Как видим, за 10 лет в системе потребительской кооперации Волгоградской области осталось лишь 35% от общего числа магазинов, 16% предприятий общественного питания, 41% овощекартофелехранилищ, 50% производственных предприятий; информация о приемозаготовительных пунктах не представлена, а ведь в 1989 году их в области работало 420. В настоящее время как руководящий орган системы потребительской кооперации - Центросоюз, так и правительство России понимают необходимость развития потребительской кооперации как системы, способной предоставить социальную защиту своим членам в условиях нестабильных рыночных отношений, ведь потребительская кооперация остается основной торгующей организацией в сельской местности. "Интерес государства к сотрудничеству обусловлен тем, что оно признает важную роль, которую сыграла и играет сейчас потребительская кооперация в решении социально-экономических задач российского общества, особенно в сельской местности". При этом необходимо обратиться к опыту деятельности потребительской кооперации в наиболее сложные этапы жизни и деятельности страны. Широко пропагандируемое в настоящее время выполнение кооперацией социальной миссии, а не увеличения экономических показателей традиционно было доминирующим в ее деятельности. В этом отношении показателен опыт ведения кооперативного хозяйства в годы Великой Отечественной войны.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.