Создание Общественной палаты Российской Федерации активизировало становление гражданского общества и ускорило формирование его институтов. Общественная палата дополнила работу парламентариев.
Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям. В начале 2005 г. законодательно закреплен процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Успешно для сторонников укрупнения завершились референдумы по объединению Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автономного округа и Камчатской области, а также Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области. Аргументы и факты.- 2005..-7-14 марта.
На 2004-2005 гг. пришелся первый этап административной реформы, связанный с конкретизацией и разделением функций органов исполнительной власти. В итоге возникла новая структура федеральной исполнительной власти, состоящая из подразделений трех типов: министерств, служб и агентств. Борьба с коррупцией - одно из ключевых направлений повышения эффективности государственной власти в современной России. Сегодня в России предпринимаются меры, чтобы сделать правовое поле адекватным для борьбы с этим социальным злом. Россия подписала и ратифицировала в 2006 г. Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003 г., которая предусматривает полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об установлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия.
Выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию в 2004 г., Президент Владимир Путин отметил: "Мы подошли к возможности развития высокими темпами, к возможности решения масштабных, общенациональных задач. И сейчас мы имеем и достаточный опыт, и необходимые инструменты, чтобы ставить перед собой действительно долгосрочные цели. Сегодня, впервые за долгое время, мы можем прогнозировать нашу жизнь не на несколько месяцев - даже не на год, - а на десятилетия вперед. И достижения последних лет дают нам основание приступить наконец к решению проблем, с которыми можно справиться, но можно справиться - только имея определенные экономические возможности, политическую стабильность и активное гражданское общество". 5 сентября 2005 г. Президент выступил на совместном заседании правительства, парламента и руководителей регионов, где сформулировал концепцию национальных проектов. Известия.- 2005 .- 6 сентября.
На основе этих положений были разработаны четыре приоритетных национальных проекта: "Здоровье", "Качественное образование", "Доступное и комфортное жилье", "Развитие аграрно-промышленного комплекса". Основной смысл каждого из проектов - концентрация одновременно государственных денег и организационных усилий власти (бюджетных и административных ресурсов) на повышении качества жизни граждан Российской Федерации. В проекте "Здоровье" это развитие первичной медицинской помощи (сети поликлиник и т.д.) и обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи (за счет строительства новых центров медицинских высоких технологий).
В проекте "Качественное образование" - поощрение лучших учителей, стимулирование вузов и школ, внедряющих инновационные программы, информатизация школ и развитие материальной базы школьного образования, создание сети национальных университетов и бизнес-школ.
Особого внимания заслуживает проект "Качественное и доступное жилье". Большинство россиян нуждаются в жилье, но не могут себе позволить его покупку. Государство, обеспечивая сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке, поддерживая строительство нового жилья рыночными механизмами, рассчитывает уже в течение ближайших 5 лет переломить ситуацию. Там же.
После избрания в 2008 году Д.М. Медведева Президентом работа по продвижению реформ продолжилась.
В 2008 году закончился второй президентский срок В.В. Путина, что, в соответствии с Конституцией, не давало ему возможности баллотироваться на третий срок. Тем не менее, вопрос о том, будет ли Путин добиваться для себя третьего срока, широко обсуждался как в России, так и за рубежом. Параллельно общественность занималась поиском потенциальных преемников президента, особенное внимание уделяя заметным кадровым перестановкам, производимых Кремлем. Так, 14 ноября 2005 года глава президентской администрации Дмитрий Медведев был назначен первым вице-премьером и стал отвечать за реализацию "национальных проектов". Министр обороны Сергей Иванов в добавление к своему портфелю получил ранг вице-премьера, что позволило ему играть более весомую роль в координации действий силовых ведомств. Вслед за этими назначениями СМИ и политики заговорили о появлении двух наиболее вероятных преемников, тем более что к этому моменту Путин успел несколько раз заявить о своем намерении отказаться от претензий на третий срок (Позднее отказ вновь прозвучал осенью 2006 года). Некоторые видели в новых назначенцах не конкурентов в борьбе за роль преемника, а возможную связку будущих президента и премьера (Медведев и Иванов соответственно). Кроме того, в назначении Медведева усматривали "мягкую отставку" Фрадкова: ведь ранее именно премьеру поручалось планировать реализацию "нацпроектов". Приоритетные "нацпроекты", а именно "Современное здравоохранение", "Доступное и комфортное жилье", "Качественное образование" и "Развитие АПК", были провозглашены Путиным в сентябре 2005 года. По мнению журналистов, "нацпроекты" могли стать тем полем, где Медведев получил бы возможность показать свое превосходство над предполагаемым соперником - Ивановым.
В дальнейшем так и получилось, Путин назвал своим преемником Д.А. Медведева, который в марте 2008 г. был избран Президентом России. А В.В. Путин по предложению Медведева занял пост премьер-министра. Деятельность В.В. Путина на посту Главы Правительства РФ нуждается в дальнейшем изучении и анализе.
Заключение
Жизненный путь В.В. Путина показывает, что простой, обыкновенный человек может достичь вершин власти и сделать очень многое для людей, для страны. Конечно, учеба в Ленинградском госуниверситет, работа в КГБ, в органах исполнительной власти в Санкт-Петербургской мэрии, участие в выборных кампаниях и многое другое позволили В.В. Путину накопить колоссальный опыт политической и государственной деятельности, научиться разговаривать и работать с людьми.
Но все политики, политологи признают, что приход к власти В.В. Путина ознаменовал начало нового этапа в российской политической жизни. С формальной точки зрения изменения вначале были не столь значительны. Более того, сохранилась прежняя правящая партия, состав властной коалиции претерпел сравнительно незначительные изменения. Не приходится говорить и о серьезной смене политического курса со времен Б.Н. Ельцина.
Но можно было заметить, что активно звучащие сейчас «державные» нотки появились в официальных заявлениях еще с 1994 года. Как и в 1990-е годы, исполнительная власть декларирует приверженность экономическим реформам. Тем не менее, происшедшие за последние годы перемены настолько очевидны, что есть все основания говорить о наступлении новой политической эпохи. Речь идет не о серьезном реформировании самих властных институтов или курса, а о радикальном преобразовании государства и общества, в котором действует президент и премьер-министр России. Хотя Путин на словах признает принципы разделения властей, он придерживается идеи сильной авторитарной государственной власти. Национальные и государственные интересы полностью отождествляются с интересами президентской власти, а попытки оппонирования ей фактически воспринимаются как «антигосударственные». Такой подход был характерен для Бориса Ельцина в период 1994-1998 годов, однако он носил больше декларативный характер и не был реализован на практике. Действия Путина оказались более успешными. Прежде всего, речь идет о «приведении в повиновение» законодательных органов власти (Государственной Думы и Совета Федерации), а также об ограничении властных претензий региональной элиты. Победы сопутствовали Путину отнюдь не во всех начинаниях: нередко власть отказывалась от заявленных намерений или шла на компромисс. Однако главная тактическая задача оказалась решена. В политической жизни страны была создана своеобразная атмосфера управляемой стабильности. Никто из политиков не застрахован от административного давления со стороны исполнительной власти или правоохранительных органов. Это значит, что государство стало сильнее: запас прочности президентской власти базируется на популярности руководителя страны (беспрецедентной со времени смерти Сталина). В одиночку же никто из политиков не рискует «испытывать на прочность» силу путинской власти: в некоторых случаях (особенно на региональном уровне) наблюдается лишь саботирование кремлевских инициатив, сопровождающееся подчеркнутой демонстрацией лояльности федеральному Центру. Фактическое отсутствие оппозиции Путину породило среди части комментаторов предположения о "конце политики в России". По их мнению, исход возникающих конфликтов заранее предрешен в пользу Кремля, сопротивление президентским инициативам порой бессмысленно. Формально определенная логика в подобных доводах есть. Но это лишь поверхностный взгляд. В российской политической жизни по-прежнему сохраняются основы для острейшей конкурентной борьбы.
За период президентства В.В. Путина с 2000 по 2008 год Россия вышла из затяжного экономического кризиса, решила многие внешнеполитические и долговую проблемы и в условиях экономического роста решала наиболее острые социальные проблемы. Конечно, делаются лишь первые шаги на долгом пути. Вместе с тем мы видим, что практически каждая значимая мера была связана с именем и деятельностью Путина. Это следствие конституционных полномочий Президента России, определяющего, по букве основного закона, основные направления внутренней и внешней политики государства. Б.Н. Ельцин в силу своего возраста и болезней не мог в полной мере выполнять многочисленные обязанности, возложенные на главу государства. Когда его на этом посту сменили здоровые и энергичные люди, в полной мере выяснилось, насколько велика президентская власть.
Достигнутое единство в понимании основных целей и задач государства между Президентом и законодателями стало залогом напряженной и эффективной реформаторской деятельности. В течение нескольких лет были завершены и систематизированы рыночные и демократические преобразования, начатые на рубеже 1980-1990-х гг.
В 2008 г. В.В. Путин оставил президентский пост по конституционным ограничениям, новым Президентом России стал Д.А. Медведев, выдвиженец и соратник Путина. По предложению Медведева В.В. Путин занял пост Главы Правительства РФ и его деятельность на этом посту в 2008-2010 гг. говорит о продолжении той же политики, которую он начал в 1999 г. Все социологические опросы и политологические анализы показывают неизменно высокий рейтинг В.В. Путина среди первых лиц государства, что может быть достигнуто только напряженным и эффективным трудом на благо государства и общества.
Путинская власть вернула россиянам веру в себя. Именно на вере в себя и в свое будущее покоится могущество современных великих держав, чьи усилия определят ход XXI века.
Список использованных источников и литературы
1. Источники
1. Геворкян Н., Тимакова Н., Колесников А. От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным.- М., 2004.
2. Ельцин Б. Н. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления.- М.: АСТ, 2000.
3. Ельцин Б.Н. Записки Президента. - М., 1994.
4. Интервью с В.В. Путиным //: Московские Новости. - 1999. - 27 сентября; Труд.- 1999. - 28 сентября; Коммерсант-Ъ. - 1999. - 6 ноября.
5. Исаков В.Б. Расчлененка: Кто и как развалил Советский Союз: Хроника. Документы.- М., 1998.
6. Как выбирали Бориса Ельцина. Интервью с заместителем председателя Общероссийского движения поддержки Б.Н. Ельцина, президентом фонда «Политика» Вячеславом Никоновым // Компромат Ру. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kompromat.flb.ru/material1.phtml?id=9175
7. Программа партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edinros.ru/
8. Стратегия для России: Повестка дня для Президента-2000. - М.: Издательство ВАГРИУС, 2000.
9. Щуплов А. Кто есть ху. Энциклопедия политических кличек. - М.: Издательство ВАГРИУС, 2003.
10. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным.- М., 1998.
11. Путин В.В. Дзюдо: история, теория, практика.- М., 2000.
12. От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным.- М.,
13. Яковлев А. Н. Лубянка. Органы ВЧК-ОГПУ-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991. Справочник. М., 2003.
14. Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akdi.ru/gd/proekt/085578GD.SHTM
15. Федеральный закон 02.11.2002 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.memo.ru/hr/gosduma/47/06.htm
2. Литература
16. Авторханов А. Технология власти. - Франкфурт, 1983.
17. Бричкина Лиза. Владимир Путин. Последний патрон // Профиль. - 1999. - № 32.
18. Бурилов В. Большая родня Владимира Путина // Версия. - 2000.- № 6(80), 15-21 февраля.
19. Бурлацкий Ф. Глоток свободы. В 2-х кн. Книга вторая. - М.: РИК «Культура», 1997.
20. Власть и оппозиция. Российский политический процесс ХХ столетия. - М. РОССПЭН, 1995.
21. Ворожейкина Т. Стабильна ли нынешняя Россия? // Куда пришла Россия? Итоги социетальной трансформации. Под ред. Заславской Т. - М. МВШСЭН. 2003.
22. В борьбе за власть. Страницы политической истории России.- М., 1988.
23. Конюхов Н. «Методология создания психологического портрета». - М., 1997.
24. Горюн А. Борис Ельцин - свет и тени. Ч.1-2.- Свердловск, 1991.
25. Гуревич В. Владимир Путин. Родители. Друзья. Учителя. -СПБ., 2004.
26. Киктева Е.А. Динамика образов Г.Явлинского и В.Путина в президентской кампании. // Полис. - 2000. - № 4.
27. Кузнецов А. Камера для Президента: Маленькие демократические истории Кремля ельцинской эпохи.- М., 2007.
28. Коргунюк Ю. Избирательная кампания 1999г. и перспективы развития российской многопартийности. // Бюллетень «Партинформ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.user.cityline.ru/~partinf
29. Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие. - М, 1996 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.partinform.ru/ros_mn.htm
30. Красильников Д.Г. Межсистемные политические ситуации в России в ХХ веке: проблемы теории и истории. - Пермь, 2001.
31. Клямкин И., Шевцова Л. Внесистемный режим Бориса II: некоторые особенности политического развития постсоветской России. - М. 1999.
32. Кто есть кто в Санкт-Петербурге. - Спб, 1995.
33. Лысенко В.Н. Назначение губернаторов - путь к однопартийной системе. // Независимая газета. - 2005. - 24 марта.
34. Нетреба Т., Угланов А. “Черно-белый Ельцин” - АиФ.- 2001. - №5
35. Никитинский Л., Шпаков Ю.. Путин в разведке: "завклубом" или "суперагент"// Московские новости. - 2000. - № 2(1021), 25-31 января.
36. Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. 4-е изд.- Ростов н/Дону, 2007.
37. Олейник А. Оппозиция в России: сегодня и завтра // Обозреватель-Observer. - 2005. - № 3.
38. Петербургский след Владимира Путина// Собеседник. - 2000. -№ 1.
39. Политический процесс и эволюция политических институтов в ХХ веке. / Под ред. П.Ю. Рахшмира, Л.А.Фадеевой. - Пермь, 2005.
40. Шевцова Л. Режим Бориса Ельцина. М. 1999.
41. Хлебникова И. Эпоха Ельцина: Итоги и уроки// Власть. 2000 №7.
42. Черная ночь над «Белым домом».- М., 1991.
43. Эпоха Ельцина. - М.: Вагриус, 2001.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12