Правительство приступило к решению проблем трудоустройст-ва и социального обеспечения демобилизованных солдат, безработ-ных, к регулированию экономических и социальных проблем.
К середине декабря 1918 г. из социал-демократической партии Германии вышли левые радикальные группы (в том числе группа «Спартак»), выступавшие за социалистическую революцию. Их вдохновлял пример Советской России.
Напротив, возглавлявшая правительство социал-демократиче-ская партия занимала умеренно-реформистскую позицию и счита-ла первостепенным созыв Учредительного собрания для выработки и принятия конституции.
Левые не согласились с таким курсом. Под руководством лиде-ров «Спартака» К. Либкнехта и Р. Люксембург при участии групп радикалов Гамбурга и других городов 30 декабря 1918 г. была создана коммунистическая партия Германии. В ее программных до-кументах содержались призывы к социалистической революции. Мятежные настроения 5 января 1919 г. вылились в Берлине в стихийные митинги.[6, C. 204]
В то же время правительство пыталось ограничить прямые революционные действия народа, влияние леворадикальных политических сил. Переломным для развития революции стал I Всегерманский съезд Советов, проходивший в Берлине с 16 по 21 декабря. После острой дискуссии съезд принял решение о поддержке выборов Учредительного собрания и передаче ему всех полномо-чий по конституциированию нового государственного строя. Для левых группировок оставался единственный способ предотвратить создание в Германии буржуазно-демократической республики - дальнейшая эскалация политического насилия.
30 декабря 1918г. состоялась конференция группы «Спартак» и движения левых радикалов, на которой было провозглашено создание Коммунистической партии Германии. Целями новой партии были консолидация революционных сил, борьба за установление диктатуры пролетариата, полная ликвидация бур-жуазной государственности. Коммунисты не приняли решение о немедленной подготовке вооруженного восстания. Но, когда в начале января 1919 г. в Берлине начались стихийные выступления рабочих, КПГ поддержала это движение. Поводом к январским событиям стало увольнение ряда государственных чиновников - членов НСДПГ после выхода этой партии из правительственной коалиции. На улицах Берлина начались митинги и вооруженные столкновения с полицией. С помощью армии правительство уже к 12 января подавило эти выступления. Поражение восстания стало сигналом к началу белого террора в стране. 15 января были убиты лидеры коммунистов Либкнехт и Люксембург. На протяжении последующих месяцев шли «арьергардные бои» левых сил. Они были значительны по своим масштабам, но разрозненны. В январе была провозглашена Бременская советская республика, в середине февраля вспыхнуло забастовочное движение в Рейнско-Вестфальской области, в апреле провозглашена Баварская советская республика. Все эти выступления подавлялись местными отряда-ми полиции, военными частями, добровольческими формировани-ями ветеранов войны[6, C. 251].
Эскалация насилия придала завершающей стадии германской революции трагический характер. И тем не менее главным ее итогом стала ликвидация германской монархии, начало демократических преобразований в политической и социальной сферах, ускорение выхода Германии из войны. Особенностью германской революции был фактически мирный характер трансформации государствен-ного строя, начатый еще при последнем имперском правительстве. В качестве ее лидера выступила СДПГ, не являвшаяся собственно революционной партией и сумевшая перевести революционный процесс в русло правовых преобразований. Главный парадокс германской революции состоял в том, что ее основным лейтмотивом была борьба между левыми и крайне левыми партиями при пассивности остальных политических сил.
19 января 1919 г., когда в Берлине только заверши-лось подавление вооруженного восстания, состоя-лись выборы в Учредительное собрание. Их резуль-таты выявили существенную перестройку партийно-политическо-го спектра Германии. Левые партии СДПГ и НСДПГ получили соответственно 163 и 22 мандата. Жесткие политические противо-речия, возникшие между ними на фоне событий декабря--января в Берлине, не позволили им образовать единый блок. Более того, СДПГ выступила за образование устойчивого парламентского боль-шинства, ориентированного на последовательную демократизацию государственного устройства Германии и преодоление любого рево-люционного экстремизма. Потенциальными союзниками СДПГ рас-сматривались Немецкая демократическая партия и партия Центра. НДП (75 мест в Учредительном собрании), руководимая Фридри-хом Науманом и Вальтером Ратенау, образовалась на основе левого крыла довоенного национал-либерального движения и Прогрессив-ной народной партии. Она выдвигала программу последовательных социально-экономических преобразований, коренной перестройки конституционного механизма на основе либеральных принципов. Партия Центра (73 места) практически не изменила довоенной иде-ологической ориентации, но находилась в состоянии острой внутрифракционной борьбы. Состав партии в 1918 г. покинула влиятель-ная группа во главе с М. Шпанном и Э. Штадлером, образовавшая «Объединение за национальную и социальную солидарность». Спу-стя год на его основе было создано «Объединение за свободную от партий политику». Солидаристы не принимали участия в парламент-ской борьбе, но сумели увлечь за собой немалую часть активного ка-толического электората. В 1919 г. от Центра откололась и еще одна значительная группировка, выступавшая против сохранения в партийной программе федералистского принципа. На ее основе была сформирована Баварская народная партия, ратовавшая за ав-тономию Баварии. На выборах в Учредительное собрание ей уда-лось получить 18 депутатских мандатов[6, C. 263].
Правое крыло Учредительного собрания образовывали Немец-кая народная партия и Немецкая национальная народная партия, обладавшие каждая 44 депутатскими мандатами. ННП под руковод-ством Густава Штреземана являлась право-республиканской парти-ей, в которую влилось большинство национал-либералов. Ее програм-ма опиралась на идею «сильного национального государства» и от-каз от форсированных политических и экономических реформ либерального толка. ННП активно поддерживалась протестантскими кругами. НННП Альфреда Хугенберга включила в себя самые разнообразные группировки консервативного толка, объединенные националистическими идеями и почти нескрываемой неприязнью к республиканскому строю[6, C. 267]. Скромные позиции националистических сил в Учредительном собрании не отражали их истинного влияния в стране. По мере эскалации насилия в последние месяцы револю-ции, возвращения к мирной жизни тысяч демобилизованных сол-дат, ухудшения международного положения Германии демократи-ческие силы утрачивали позиции. Впрочем, пока участие в прямых, всеобщих, тайных выборах 83 % избирателей не позволяло ставить под сомнение легитимность Учредительного собрания [6, C. 268].
31 июля 1919 г. была принята новая конституция Германии (получившая название Веймарской -- по месту работы Учредительного собрания). Ее ос-новополагающими принципами провозглашались народный суверенитет, на-родное единство, свобода, социальная справедливость. Конституция не лик-видировала Германскую империю, но закрепляла президентско-парламентский республиканский строй и федеративное устройство. Бывшие «союзные государства» преобразовывались в земли со своими представительными орга-нами -- ландтагами -- и равным правовым статусом. Веймарская конститу-ция провозглашала приоритет имперского права над земельным, значитель-но ограничивая прерогативы земель в области законодательства и финансо-вой сферы. Верхняя палата парламента -- Рейхсрат (Имперский совет) -- обладала лишь правом отлагательного вето, а также участия в организации референдумов и конституционных изменений. В ее состав входили предста-вители земельных ландтагов в зависимости от численности населения земель. Нижняя палата парламента -- Рейхстаг -- обладала наибольшими полномочи-ями в системе власти, в том числе контролируя законодательный процесс. Рейх-стаг избирался на 4 года в ходе прямых, всеобщих, тайных выборов с 20-летним возрастным цензом. Противовес значительным полномочиям, Рейхстага соста-вили прерогативы президента, также избираемого всенародно и на достаточ-но длительный срок -- 7 лет. Президент рассматривался как внепартийный арбитр, гарант стабильности республиканского строя и единства империи. Президент обладал правом назначения и увольнения главы правительства -- рейхсканцлера (который не обязательно представлял наибольшую фракцию парламента, но нуждался в одобрительном вето Рейхстага), по предложению канцлера -- имперских министров, а также всех высших должностных лиц империи. Президент являлся главнокомандующим, представителем империи в международных делах, имел право на введение чрезвычайного положения. Предоставляя главе государства столь широкие полномочия, авторы Консти-туции полагали, что всенародный характер выборов президента является до-статочной гарантией против угрозы личной диктатуры[6, C. 275].
Помимо государственного устройства, Веймарская конституция подроб-но регламентировала многие вопросы, связанные с правами и свободами лич-ности, общественной жизнью, социально-экономической сферой. Провозгла-шалось равенство всех перед законом, равенство мужчин и женщин, равен-ство «инакоязычных частей населения империи», неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода слова и передвижения, свобода образования союзов и обществ, свобода совести. Церковь как общественная корпорация отделялась от государства. Конституция вводила всеобщее обя-зательное школьное обучение, возлагала на государство обязанность поддер-живать предпринимателей, средние слои и рабочих, а также ответственность за осуществление социализации средств производства на компенсационной основе в интересах нации. Многие статьи по частным вопросам также опирались на идеи социальной зависимости и социальной ответственности граж-дан в отношениях между собой и с государством. Таким образом, Веймарская конституция стала первой конституцией нового типа, преодолевающей тра-диции классической либеральной конституционной модели. Учитывая тра-диции либерального конституционализма (прежде всего, американского) в организации властной структуры общества, авторы Веймарской конституции попытались создать демократический вариант государства с ярко выражен-ной социальной ориентацией. Этот опыт оказал огромное влияние на разви-тие мирового конституционного процесса в XX в., однако имел существен-ные недостатки с точки зрения специфики послевоенного немецкого обще-ства. Веймарская конституция предполагала наличие развитого гражданского общества, устойчивой консенсусной политической культуры, всеобщего при-знания демократических ценностей. В условиях же колоссального комплекса противоречий, отражающего особенности развития Германии на рубеже XIX -- XX вв., самая демократическая и совершенная конституция своего времени оказалась мертворожденной.
II.2. Общественно-политические процессы в Италии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8