Рефераты. Влияние русских эмигрантов на внутреннюю жизнь Балканских государств в 20-30-е годы ХХ века

table>

Государство

По сведениям русского командования

По сведениям французского командования

Сербия

21887

22306

Болгария

3650

3840

Румыния

2000

-

Греция

2000

1742

Тунис (порт Бизерт)

4800

4585

Далеко не всем удавалось находить работу, даже временную, самую тяжелую, за самую мизерную плату. Наиболее предприимчивые и удачливые, вывезя из Крыма некоторые средства и сохранив нужные связи, открыли множество ресторанов, кафе, клубов и увеселительных заведений

Лагеря были построены наспех, не были рассчитаны на длительное использование, в них зачастую не хватало самого необходимого. Такие условия деформировали человеческие отношения. Несмотря на запрещение комендантов, беженцы, назначенные в наряд, нередко посылали вместо себя детей. При этом, если женщины в освободившееся время занимались домашним хозяйством, то мужчины тратили его на карты, выпивку, политические " дискуссии" с мордобоем и обсуждение слухов ("пластинок", по местной терминологии). Жизнь в лагерях развращала вынужденным бездельем и пьянством. Многие успокаивали себя надеждой вернуться через какое-то время к нормальной жизни. Но ничегонеделание приводило к нравственному опустошению, и большинство оставалось "в гостях" до расформирования этих учреждений в конце 1921 г.

Материальное положение беженцев второй волны эмиграции, проходившей весной 1920 г. из Одессы, Севастополя и Новороссийска и размещенной, главным образом, в Константинополе, не было столь катастрофическим, как положение третьей - крымской волны. Вся знать и аристократия, эвакуировавшаяся из России весной 1920 г., в большинстве своем владеющая двумя языками - французским и английским, быстро нашла применение своим способностям на службе полиции англичан и жандармерии французов. Оплата труда была более чем приличной, потому что самыми лучшими службистами в полиции были русские.

Ситуация резко меняется после падения Крыма с прибытием в Турцию третьей волны эмигрантов. Вечером 20 ноября 1920 г. начали группами и в одиночку прибывать отдельные пароходы, баржи, буксиры. К утру 22 ноября весь транспорт с войсками и беженцами расположился в бухте Мода напротив Константинополя. Бедствия беженцев начались еще в пути. Их положение на пароходах было ужасно. За время пути все продовольствие было съедено и беженцы в течение первых двух суток пребывания в бухте Мода голодали. На некоторых пароходах не было даже пресной воды. Только на третьи сутки союзники и русские власти организовали подвоз воды и продовольствия. Главный недостаток ощущался в хлебе, так как каждый беженец получал на 5-6 дней по одной галете.

Осложнял положение русских беженцев и жилищный кризис, многим приходилось ночевать прямо на улице из-за непосильных цен на жилье. Частично спасала положение ночлежка, устроенная в бывших турецких казармах Мак-Магон и представлявшая собой огромный зал, освещенный тремя пятисвечевыми электрическими лампами.

Другие были заняты на работах у союзников. У французов, почти в течение полутора лет, весь автомобильный парк обслуживался исключительно русскими беженцами. Только в начале 1922 г. они постепенно заменялись французскими солдатами. Условия труда и оплата здесь были вполне удовлетворительны.

Англичане также брали к себе на работу беженцев, но исключительно на окопные и земляные работы на позициях против возможного наступления армии Кемаль-паши.

Намного тяжелее складывалась ситуация в беженских и военных лагерях. Помимо "обычных" проблем с питанием, жильем и нищетой в лагерях часто вспыхивали эпидемии, уносившие жизни многих и многих. Так, в Чилингирском лагере вспыхнула эпидемия азиатской холеры, приводившей к смертельному исходу в течение одних суток. Ситуация осложнялась тем, что недалеко от Чилингира находилось озеро Деркос, которое питало водой Константинополь. Холера легко могла проникнуть в озерную воду и передаться по водопроводу в столицу.

Глава 2. Деятельность российских и международных правительственных и общественных организаций по оказанию помощи беженцам

В порядке своей деятельности Красному Кресту удавалось сохранить независимость от учреждений, к которым он прибегал за получением средств на свою работу. Он имел собственный контроль в виде Ревизионной комиссии, избранной Главным управлением, контролирующей отчетность всех местных органов. Но и Финансовый совет при Совещании Российских Послов как орган учреждения, отпускающего Красному Кресту часть средств из состоящих в его ведении остатков русских государственных сумм, подчинил своему последующему контролю все проводимые на эти средства операции и Главного, и местных красно-крестных управлений и представительств. Вторым источником поступлений денежной помощи являлась благотворительная деятельность иностранных Красных Крестов в Турции, в частности, американского и французского.

В августе 1921 г. состоялась встреча между генералом П.Н. Врангелем и членами Центрального объединенного комитета на яхте главнокомандующего Русской армией "Лукулл". П.Н. Врангель попытался поставить под свой контроль деятельность общественных организаций и использовать их возможности и авторитет прежде всего для сохранения армии. Он предложил объединить все российские организации в одно учреждение, которое действовало бы под его управлением. Члены Центрального объединенного комитета, заявив П.Н. Врангелю, что "в вопросе о желательности сохранения армии... нет никаких разногласий между его точкой зрения и точкой зрения руководящих кругов константинопольских общественных организаций", тем не менее отвергли предложение главнокомандующего, аргументируя это тем, что "нельзя соединить в одну организацию совершенно разнородные и даже враждебные элементы". Тогда П.Н. Врангель попытался переложить на общественные организации заботы по оказанию материальной помощи войсковым частям, но такая постановка вопроса также не вызвала энтузиазма у членов Центрального объединенного комитета, и встреча закончилась безрезультатно.

Этот эпизод явился отражением глубокого конфликта между главнокомандующим и общественными организациями за влияние в армии, основные причины которого крылись в ответе на вопрос: через кого в дальнейшем будет происходить финансирование союзниками всей русской эмиграции - через "правительственный" аппарат П.Н. Врангеля или же через структуру общественных организаций. Такое противостояние наносило значительный вред и без того тяжелейшему положению русских беженцев.

Ревизия, проведенная в Земсоюзе по решению Совещания Послов в Париже, выявила факты растраты денежных средств, переданных на нужды армии и предназначавшихся командованию. Более того, Земсоюз не только не возвращал П.Н. Врангелю выдаваемых ему ссуд, ио и отказывался давать отчет в израсходовании выданных сумм.

Конфликт продолжал расширяться. Исполняющий обязанности председателя ЦОК П.П. Юренев посетил генерала П.Н. Врангеля для очередного выяснения отношений. На этот раз речь шла о расселении армии и о роли Совета по расселению в этом деле. Совет по расселению русских беженцев был учрежден П.Н. Врангелем 8 мая 1920 г. под наименованием "Эмиграционный Совет" и переименован 4 мая 1921 г. Постепенно попадая под влияние общественных организаций, он заслужил неудовольствие Главнокомандующего, что и проявилось во время встречи с руководством Центрального объединенного комитета. Генерал П.Н. Врангель заявил, что армия будет расселена им самим непосредственно при содействии его штаба и без всякого участия Совета по расселению. На деле это означало прекращение финансирования Совета и его расформирование, что привело бы к потере весьма теплых мест для его руководства. Поэтому президиум ЦОКа после дискуссий о том, следует ли представителям общественных организаций продолжать свою работу в Совете по расселению, пришел к заключению, что, конечно, стоит, и названный Совет должен работать на прежнем основании и, следовательно, смета его должна быть рассмотрена, утверждена и необходимые суммы выделены из кассы ЦОК.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.