Рефераты. Влияние советской идеологии на жанрово-тематическое своеобразие детской периодики 1951-1958 годов

журнале публиковались также рассказы о повседневной жизни школьников: "Школа на Имарге" - о жизни школьников в отдалённом северном уголке страны. (С. Малых, рисунки Е. Васильева). "Андрейкин проступок" (П. Савельев) - история о мальчике, не выполнившем важное поручение, но зато предупредившем об опасности, грозящей колхозу (№8 1951 год).

Изредка публиковались переводы зарубежных поэтов и писателей, "проверенных" коммунистов - Пабло Неруда, Джанни Родари, Цветан Ангелов и др. Кстати, именно в журнале "Пионер" впервые появился роман-сказка Джанни Родари "Чиполлино".

Важное место на страницах журнала занимают стихотворения. Большая часть их посвящена Родине, пионерам, их жизни в стране и отчасти жизни за рубежом. Публикуются поэты - представители всех республик Советского Союза. Например, "Счастливые дети" Кудрата Хикмата, Узбекистан (№ 9, 1951), "Суворовец" И. Кульской, Украина (№2, 1951), "Маленькие колхозники" Петер Силс, Латвия (№ 5, 1953) и др.

Стихотворения в подавляющем большинстве носят оптимистический характер, написаны доступным и простым языком. Вот, например, стихотворение "Первое мая" Галины Браиловской (№ 4, 1951):

Небо сверкает

Густой синевой,

Песня о мире,

Летит над Москвой.

Песня летит

Над стенами Кремля,

Вторит ей вся

Трудовая земля!

Как видно из публикаций журнала, большинство рассказов и статей носят идеологический характер, и даже материалам познавательного характера стараются придать идеологический смысл.

Тесно связанными с идеологией, но не зависящими от политической обстановки, носящими воспитательный характер, можно назвать стихотворения "Всегда готовы", рассказ "Андрейкин проступок" и сценка "Занятой человек". Кстати, некоторые из подобных произведений не утратили актуальности и в наше время.

В 1953 году у "Пионера на треть увеличился объём (93 страницы), в связи с чем появился новый жанр - очерк. В каждом номере публиковалось сразу несколько различных очерков, посвящённых разным событиям. Например, "Свет в Нижарове" Елены Рубцовой (№ 1, 1953) - про электростанцию в далеком поселке, открытию которой помогали местные пионеры. "Будущие офицеры" Ивана Бородулина (№ 2, 1953) - описание жизни юных суворовцев.

Иногда очерки были посвящены отдельным профессиям и сферам жизни. Например, очерк "Там, где делаются книги" А. Дорохова (№ 5, 1953).

В журналах за 1953 год печатается больше статей, заметок и рассказов, посвящённых спорту. "Спортсмены Цессиской школы" Д. Аверина о лыжниках (№ 12, 1953), "Чемпионы лагеря" Л. Крауклите (№ 6, 1953).

Несколько иной облик приобретают номера журнала "Пионер", вышедшие в 1956, 1958 годах. В журналах этого периода уже отсутствуют откровенно агитационные материалы, посвящённые Сталину. Больше всего публикаций, носящих либо познавательный характер, либо повествующих о жизни сверстников.

По-прежнему много места на страницах журнала занимают рассказы и повести, в которых чаще всего действующими лицами оказываются сверстники читателей, обыкновенные пионеры. Например, "Что случилось с Николенко?" Н. Богданова (№ 1, 1956), "На подоконнике" Р. Рома (№ 7, 1956), "Гауптвахта" А. Мошковского (№ 12, 1956).

Все эти рассказы повествуют о случаях из жизни, о переживаниях и трудностях выбора правильного поступка, о доверии к ближнему.

Пример содержания журнала № 7 1956.

В начале номера - повесть К. Воронкова, Л. Воронковой, "Рожок зовёт Богатыря" (рис.В. Коровиной).

Большое количество познавательных материалов - очерк Л. Успенского и К. Шнейдер "Рембрандт", фрагменты записок путешественников "Рыбы поют в Укаями" из А. Фидлер, (пер. с польского И. Горбачёва и Я. Немчинский), очерки "Карандаш - оружие туриста" (Е. Рубцова, Д. Соболев), "Путешествие в "страну странностей" (Р. Измайлова)

Кроме того, опубликованы очерки и статьи о жизни сверстников: "Будущие моряки" (фотоочерк В. Иванова, А. Старичкова), "Хозяева квартала" (С. Турбина), "Увлекательная охота" (П. Горохов, учитель 223-й школы г. Москвы) и рассказ "На подоконнике" (Р. Рома, рис.Б. Винокурова). Также напечатаны очерки о спорте: "Спорт. Необыкновенный приз" (А. Красильщиков, фото М. Боташова).

С 1958 года появляются рассказы о комсомольцах. Например, "Маленький доктор" А. Безуглова (№ 7, 1958), "Подвиг юнги" Ю. Новикова (№8, 1958). И по-прежнему печатаются рассказы о подвигах, например, "Радист танкера "Туапсе" Анатолия Аграновского (№ 2, 1956).

Появляются новые рубрики. Из новых рубрик самой яркой можно назвать "Клуб Пионера", где ребятам описывают различные жизненные ситуации, в которых оказываются сверстники, и предлагают принять участие в дискуссии. Заголовок украшает мальчишка с микрофоном.

Вот пример одной из тем разговора "Клуба": "Сегодня в клубе обсуждаются вопросы: Как ты относишься к людям? Как люди относятся к тебе? О настоящих товарищах. О равнодушии. О том, почему человек иногда остаётся один. В числе гостей нашего клуба сегодня учительница Майя Бенедиктовна из города Юрюзани, Челябинской области. Майя Бенедиктовна сейчас расскажет вам, ребята, два случая из жизни юрюзанских школьников. Она просит вас хорошенько вникнуть в её рассказ и вместе с ней подумать, кто виноват?" (№3, 1958).

Далее приводятся два случая, с ребятами, где бывшие лидеры, активисты остаются совсем одни, без друзей, и предлагают ребятам разобраться, кто прав, кто нет, высказать своё мнение. От лица нескольких школьников и взрослых высказываются различные точки зрения. В конце юным читателям предлагается написать, что они сами думают по этому поводу.

Еще одной новой рубрикой стали статьи и очерки о комсомоле и комсомольцах. Например, "Документы о комсомоле" (№ 10, 1958), "Комсомольская слава" (№ 4, 1958). Номер 10 за 1958 год вообще полностью посвящен юбилею ВЛКСМ.

Заметным явлением на страницах журнала стали сказки, которые широко представлены в этот период. Большое место в журнале отводится сказкам народов СССР и стран мира.

В связи увеличивающейся популярностью и престижностью науки в СССР в журнале за 1958 год появляется довольно большое количество публикаций научно-познавательного характера. Очерки "Тайна шестого материка" К. Андреева (№2), "Пчелиный "компас" Г. Голубева (№6), "Наш автомобиль" А. Некрасова (№ 12). Статьи "Наши зимние гости" П. Горохова (№ 12), "Необыкновенный сев" Г. Куликов (№ 11), "Рисунки из Индии" Кришана Чандра (№ 3).

Появляются очерки о писателях, которые проявили себя в истории как яркие революционеры, - Г. Гейне, Дж. Лондоне, Мате Залке, Эжене Потье, О. Туманяне и др.

Более широко в журналах этого периода представлены зарубежные авторы. Вообще на страницах журнала периода "оттепели" постепенно "открывается железный занавес". Появляются рассказы английских и французских писателей ("Охота на лягушек" Джона Гезерингтона (№8, 1956), "Джилли и Джунни" Джеймса Белларда (№5, 1956), "Один из многих" Эмиля Пожеса (№ 11, 1956).

Итак, "Пионер" имел постоянные рубрики, посвященные школьной и пионерской жизни, официальным сообщениям, науке и технике, природе, искусству, спорту, детскому художественному творчеству и т.д. В этом ракурсе журнал представляет значительный интерес, так как вообще "журналы дают возможность панорамного взгляда на социальную ситуацию, комплексного подхода к ее анализу" [16, с.111].

"Пионер" дает максимум информации из разных сфер жизни.

Прежде всего, основную часть публикаций занимают рассказы, стихи, очерки и повести о сверстниках, о сегодняшнем дне жизни пионеров, о жизни в школе. Затем дается довольно широкая панорама жизни сверстников и взрослых за рубежом. Читателей знакомят с творчеством зарубежных писателей. Особое внимание уделяется познавательным материалам, способствующим расширению кругозора. Им отводится, как правило, несколько рубрик.

Логика построения номера - традиционная для всех периодов издания журнала.

На первых страницах журнала - материал, посвященный различным датам. Оформление номера одинаково: яркая картинка на обложке, история праздника, обращение известного человека в связи с праздником. Затем - стихи, рассказы, рисунки, повести, очерки, фотоснимки. Ни один выпуск журнала не обходится без рубрики, где публикуется читательская корреспонденция.

Анализ содержания журнала позволил определить несколько жанров, составляющих основу публикаций в журнале "Пионер" 50-х годов.

Прежде всего, в журнале публикуются стихотворения. Оговоримся сразу, мы отдаем себе отчет, что стихотворения - это не жанр, но в данной работе они рассматриваются нами как вид публикации.

В журнале также публикуются рассказы и повести, а также очерки. Такая жанровая организация позволяла вести разговор на различные темы.

Заметим, что в публикациях применялись определенные способы идеологического воздействия: клише, оценочная лексика, стереотипы. Также провозглашались общие моральные ценности. В текстах публикаций создавался эффект соучастия за счет различных обращений, ссылок на уважаемых и любимых деятелей истории и культуры, подчеркивания общности интересов и ценностных ориентаций автора и читателя (Приложение 1).

Итак, как видим, во всех изученных журналах единая и очень устойчивая структура: заглавная публикация, посвященная значимой для страны дате, постановления или призывы Совета пионерской организации или ЦК ВЛКСМ, затем публикации по основным тематическим рубрикам.

"Вспомним, какова была воспитательно-образовательной среда в стране в середине ХХ века. Школьникам и студентам был доступен калейдоскоп образов ярких, творческих личностей, впечатляющих открытий, изобретений прошлого и настоящего и зажигательных перспектив. Это были эмоционально заряженные, зажигательные "картинки-мотиваторы", связанные с различными сферами человеческой деятельности. Они ярко и зажигательно транслировались через детскую литературу, телепередачи и даже кино" [10, с.81].

Главными видами литературы, которые использовались в журнале, были публицистика и беллетристика. Выбор именно этих видов не случаен.

Публицистика считается вершиной журналистики, она - незаменимый "инструмент" идеологического воздействия. Она незаменима при обращении к "общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества" [14, с.630].

Естественно публицистическая направленность была адаптирована к интересам детской аудитории. "Специфика публицистики в детских изданиях обусловливается возрастной периодизацией, психологией восприятия детьми текстов и образов. У нее есть даже свое определение - "художественная публицистика" [6, с.121].

Из публицистики основным используемым жанром являлся очерк, а также публиковались фельетоны.

Из беллетристики печатаются стихи, рассказы, повести, т.е. малые литературные жанры, их объем составляет практически половину объема издания. Страницы журнала не обходятся без произведений советских и зарубежных писателей.

В тоже время беллетристика на страницах издания способствовала привлечению внимания детской аудитории, расширению его популярности. А поскольку русская и советская литература традиционно отвечали идеологическим задачам и задачам "сеять разумное, доброе, вечное", то она не только способствовала развлечению юных читателей, но их воспитанию.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.