Стихотворения
Рассказы
Повести
Очерки
О пионерах, ровесниках
20
35
5
6
О Родине, о событиях в стране
7
8
Познавательные (о природе, о животных, науке)
2
55
О жизни за рубежом
10
1
-
Общее количество
39
103
Публикации журнала за 1956, 1958 годы
12
31
17
4
51
19
9
61
93
Как видно из данных таблицы в журналах 1956-1958 годов более чем в шесть раз увеличилось количество очерков - 51 против 8. За счет очерков наблюдается некоторое уменьшение количества рассказов - от 103 к 93. Почти не претерпевает количественных изменений жанр повести, но расширяется их содержание. Появляются повести о природе и животных.
Заметно уменьшается, по сравнению с журналами 1951-1953 годов, количество стихотворений о Родине, о событиях в стране, о вождях, за счет увеличения количества публикаций стихотворений зарубежных авторов - 10 до 35, стихов о природе и животных - с 2 до 10. Но в целом в журналах "оттепели" "набор" жанров остается традиционным и довольно устоявшимся.
На графике (Приложение 2). отражаются колебания количественного соотношения жанров в журналах исследуемого периода.
Как видим, самая большая амплитуда колебаний - соотношение количества стихотворений и очерков. Это еще раз подтверждает наши наблюдения и отражает общую тенденцию развития журнала в исследуемые периоды. Таким образом, можно сделать вывод, что система жанров в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов практически не изменялась, так как изменения происходили только в содержательном наполнении жанров.
Следующим этапом анализа является сравнение тематики публикаций в журнале "Пионер" периода 50-х годов.
Жанрово-тематическое соотношение публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов наглядно представлено в следующих графиках. Для экономии места тематика публикаций указана в графиках цифрами, где 1. Публикации о пионерах, ровесниках.2. О Родине, о событиях в стране.3. Познавательные (о природе, животных, науке).4. О жизни за рубежом, в том числе публикации зарубежных авторов.
Поскольку жанр повести в журнале представлен слабо, не изменялся количественно и в содержании, график составлен не был.
Как видно из графика (Приложение 3), в 1956-1958 гг., по сравнению с 1951-1953 гг., уменьшилось количество стихотворений о пионерах, и о Родине, о событиях в стране. Напротив, резко возросло число стихотворений природе и животных и о жизни за рубежом.
На графике (Приложение 4) прослеживается соотношение тематики рассказов в журналах изучаемого периода. Число рассказов о пионерах и ровесниках в 1956-1958 годах уменьшилось незначительно, так же как и количество рассказов о природе и животных. Зато значительно уменьшилось число рассказов о Родине, о событиях в стране, тогда как о жизни за рубежом, напротив, значительно возросло.
График соотношения тематики очерков (Приложение 5) дает представление о происшедших изменениях. В 1956-1958 годах количество очерков о пионерах и ровесниках, а также о природе и животных, значительно возросло. Очерки же о Родине и о жизни за рубежом вообще начали появляться только в этот период.
Обобщенно соотношение тематики публикаций изучаемых периодов можно представить в следующем графике (Приложение 6).
1. Акопов Л.И. Периодические издания: Учеб. - метод. пособ. - Ростов-на-Дону, 1995. -226 с.
2. Анненкова И.В. Риторика для журналистов. Историко-культурный, теоретический и практический аспекты: Учебное пособие с приложениями. - М.: МедиаМир, 2006. -164 с.
3. Большой энциклопедический словарь /гл. редактор А.М. Прохоров/ - 2-е изд. перераб. и дополнен. - М.: Большая российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 2004 г. - 1456 с.
4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче…: Кн. Для внеклассного чтения учащихся 8 - 10 кл. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
5. Ворошилов В.В. Журналистика. - СПб., Изд-во Михайлова В.А. 2004. - 128 с.
6. Дети и библиотека в меняющейся медиасреде. - М.: Школьная библиотека, - 2004. - 335 с.
7. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации.М., 1984.
8. Кузнецов Г.В. История отечественной журналистики (1917 - 2000). Учеб. комплекс. Учеб. пособ. - М., 2003. - 64 с.
9. Кузнецова Ю. Подростковые периодические издания: на зеркало нечего пенять. // Народное образование. - 2004. - № 8. С.233-241.
10. Лебедев М. Россия: первые периодические издания для детей. // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 11. С.80-83.
11. Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства. СПб. Изд. "Питер", 2004.
12. Обухов А.С. Введение в психологическое исследование: анализ продуктов деятельности // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 1. С.76 - 81.
13. Одинцов В.В. Речевые формы популяризации. - М., 1982.
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: "А ТЕМП", 2004. - 944 с.
15. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие / З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Саввова, О.А. Сальникова. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 320 с.
16. Фролова С.В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация // Начальная школа. - №1-2003, с.108 - 114.
17. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России: проблемы и перспективы. // Школьная библиотека. - 2003. - № 8. С.46-53.
18. Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области политологии, рекламы, социологии, экономики, психологии, культурологи. М., 2006.
19. www.Pioneer-magazine.ru.
Приложение 1
Основные идеологические приёмы,
используемые на страницах журнала "Пионер"
Чтобы влияние на аудиторию достигло наибольшего эффекта, были использованы некоторые идеологические приёмы воздействия.
Например, характерно использование клише, таких как борцы за мир (часто - по отношению к зарубежным сторонникам коммунистического режима), юные ленинцы (по отношению к пионерам), дружба народов.
Также получила распространение оценочная лексика:
по отношению к самим пионерам: Достойные сверстники Павлика Морозова, верные помощники коммунистам, Пионеры - носители культуры;
по отношению к вождям: Высокий, светлый пример жизни Ленина, отец, друг, вождь советского народа, мудрый учитель советской молодёжи (о Сталине);
по отношению к деятельности пионеров и комсомольцев: Смело работать, смело жить; неустанно помогать, умереть смертью, достойной комсомольцев; Верные помощники отцов в великих стройках коммунизма;
по отношению к Советскому Союзу: Великая стройка, Великая страна социализма, Доблестная Советская Армия, Любимая Родина - оплот мира и труда, Наша Родина - надежда и гордость всего человечества.
По отношению к противникам Советского Союза строя использовались резко отрицательная характеристика, вкупе с различными стереотипами: Капиталисты - злейшие враги народов, сеющие смерть и разрушение, продажные правители, все и всяческие угнетатели, враждебная злая сила, поджигатели войны
Также в случае повествования о событиях, произошедших в гражданскую войну, противники Красной Армии и Ленина получали довольно нелестную оценку: бандиты, преступники. Например, самым "мягким" определением по отношению к кулакам было злые люди.
Характерно утверждение собственного благородства: Наш народ - верный и непоколебимый защитник мира. Хозяин - советский человек.
Провозглашаются общие моральные ценности: Стремление к общему благу, Великая цель - коммунизм, Дружный коллектив.
Наконец, очень часто в авторы статей, очерков ссылались на авторитеты: Слова И.В. Сталина, Заветы Ильича. Высокий, светлый пример жизни Ленина.
Приложение 2
Количественное соотношение жанров публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов
Приложение 3
Жанрово-тематическое соотношение публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Тематическое соотношение публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов
Страницы: 1, 2, 3