Рефераты. Внешняя политика Германии в 1949-1955 годах

I) Убедить немецкий народ, что он понес тотальное военное поражение и что он не может избежать ответственности за то, что он навлек на себя, поскольку его собственное безжалостное ведение войны и фанатическое сопротивление нацистов разрушили германскую экономику и сделали хаос и страдания неизбежными.

III) Уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду.

IV) Подготовиться к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе и к эвентуальному мирному сотрудничеству Германии в международной жизни.

4. Все нацистские законы, которые создали базис для гитлеровского режима или которые установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены. Никакая такая дискриминация, правовая, административная или иная, не будет терпима.

5. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонники нацистов и руководящий состав нацистских учреждений и организаций и любые другие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы.

6. Все члены нацистской партии, которые были больше, чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях. Такие лица должны быть заменены лицами, которые по своим политическим и моральным качествам считаются способными помочь в развитии подлинно демократических учреждений в Германии.

7. Образование в Германии должно так контролироваться, чтобы полностью устранить нацистские и милитаристские доктрины и сделать возможным успешное развитие демократических идей.

8. Судебная система будет реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия всех граждан, без различия расы, национальности и религии.

9. Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры и развития на местах чувства ответственности. С этой целью:

I) Местное самоуправление будет восстанавливаться по всей Германии на демократических началах и, в частности, через выборные советы, настолько быстро, насколько это совместимо с сохранением военной безопасности и целями военной оккупации.

II) Во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии с предоставлением им права созыва собраний и публичного обсуждения.

III) Принципы представительства и выборности должны вводиться в районные, провинциальные управления и управления земель настолько быстро, насколько это может быть оправдано успешным применением этих принципов в местном самоуправлении.

IV) Пока что не будет учреждено никакого центрального германского правительства. Однако, несмотря на это, будут учреждены некоторые существенно важные центральные германские административные департаменты, возглавляемые государственными секретарями, в частности, в областях финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности. Эти департаменты будут действовать под руководством Контрольного Совета.

10. С учетом необходимости поддержания военной безопасности будет разрешаться свобода слова, печати и религии, и религиозные учреждения будут уважаться. Будет разрешено создание свободных профсоюзов, также с учетом необходимости поддержания военной безопасности». Тегеран-Ялта-Потсдам. Сборник документов. Составители: Ш.П. Санакоев, Б.Л. Цыбулевский. 2-е изд. - М., Международные отношения, 1970, с. 386-389.

Когда 17 июля 1945 года главы союзных держав собрались в Бабельсберег, в зале дворца Цецилиенхоф, исход Второй мировой войны уже был решен. Теперь следовало закрепить в строгих дипломатических документах - договорах, протоколах, коммюнике - результаты героического подвига советских воинов и солдат других держав антигитлеровской коалиции. Проблема послевоенного урегулирования была самой острой и значительной из всех стоявших тогда на повестке дня. Народы земли, пережив тяжелейшие испытания, надеялись на перемены к лучшему в мирной жизни - разгром врага вселял в их сердца надежды на социальное обновление. Они не хотели возвращения того мира, в котором кризис и «великая депрессия» лишили средств к существованию миллионы трудящихся, который позволил прийти к власти фашизму в Италии, Германии, Испании, в котором британские, американские и французские политики обрекли на смерть республиканцев Испании и патриотов Абиссинии и спокойно взирали на то, как гитлеровцы порабощали Австрию, Чехословакию, Польшу, а японские милитаристы по частям захватывали провинции Китая. Вот почему человечество с воодушевлением и надеждой воспринимало любые усилия, направленные на изменение облика мира.

Вопросы послевоенного урегулирования уже рассматривались на исторических встречах руководителей трех держав антигитлеровской коалиции - Тегеранской, Крымской, дипломатических конференциях в Москве, Думбартон-Оксе и Сан-Франциско. Задача окончательного определения контуров будущей Европы и всего мира, судеб поверженной фашистской Германии вызвали необходимость в еще одной встрече на высшем уровне, которая на этот раз состоялась в Потсдаме.

По предложению У.Черчилля Берлинская конференция получила кодовое название «Терминал» («конечная станция»), которое оказалось пророческим в буквальном и широком политическом смысле…Оставалось сравнительно немного времени до публичного выступления Черчилля в Фултоне, зримо показавшего, что руководители западных держав уже на завершающем этапе войны в Европе взяли курс на отказ от политики сотрудничества с Советским государством и на нагнетание напряженности в отношениях с СССР, осложнение международной обстановки. Этот поворот логично вытекал из негативных тенденций в политике Великобритании и США, проявлявшихся даже в самые нелегкие военные годы.

Представители империалистической буржуазии, находившиеся у власти в США и Великобритании в период войны, были достаточно здравомыслящими, чтобы понять историческую неизбежность военного союза с СССР, но при этом продолжали оставаться антисоветски и антикоммунистически настроенными. Лондон и Вашингтон основывали свои расчеты не просто на разгроме фашизма: они стремились к ослаблению или же к ликвидации Германии как империалистического конкурента и одновременно - к ослаблению Советского Союза. Добиться своей гегемонии в мире - такая ставилась цель.

То обстоятельство, что победоносный и сокрушительный разгром гитлеровской Германии был осуществлен в основном силами именно Советского Союза, что в результате наша страна превратилась в мощную и авторитетную мировую державу, снискавшую уважение и признательность всех народов планеты, никак не могло устраивать правящие круги западных держав. Они стали рассматривать возможность использования побежденной Германии в качестве противовеса Советскому Союзу в Европе. Вскоре после прихода к власти президент США Г.Трумэн заявил, что «русских следует «поставить на место», а «США взять на себя руководство развитием мира по пути, по которому ему следует вести». Эти надежды подогревались, прежде всего, верой в атомную бомбу как в американское «чудо-оружие».

Примечательно, что испытание первого атомного устройства планировалось приурочить к открытию Берлинской конференции. Соединенные Штаты рассчитывали, что обладание атомным оружием позволит им оказывать давление на Советский Союз с целью добиться для себя господствующих позиций в решении проблем послевоенного урегулирования. Однако к открытию конференции испытание атомного устройства задерживалось, и потому Г.Трумэн всячески старался оттянуть начало встречи. «Когда я вынужден был ехать в Европу…, - писал он в своих мемуарах, - я с беспокойством ждал сообщений о результатах испытаний».

В июле 1945 года правящие круги США и Великобритании уже не были заинтересованы в Советском Союзе как в государстве, которое несло основную тяжесть борьбы с германским фашизмом. Теперь они намеревались свести до минимума плоды победы Советского оружия в Европе, противопоставить СССР объединенный фронт западных держав, навязать ему свой вариант послевоенного устройства мира. Таким образом, были значительно менее благоприятными для достижения взаимоприемлемых соглашений, нежели, скажем, в Тегеране или Ялте.

Особое место Берлинской конференции во внешнеполитической истории Второй мировой войны как раз и определяется тем, что ставившиеся на ней цели были достигнуты вопреки нараставшим негативным тенденциям в политике Великобритании и США. Значение Потсдамских решений трудно переоценить. Они самым существенным образом повлияли на последующее мирное урегулирование и развитие всей послевоенной международной жизни вплоть до наших дней, существенно затруднили реализацию империализмом, и в первую очередь империализмом США, своих агрессивных, экспансионистских планов.

В отношении Германии было решено, что она должна управляться по своим зонам оккупации, установленным Европейской консультативной комиссией (ЕКК), учрежденной на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в 1943 году для согласования послевоенного урегулирования в Европе. Основное внимание в Потсдаме было уделено политическим принципам обращения с Германией, установлению ее восточной границы, а также вопросу о взимании с нее репараций и разделу между союзными державами германского торгового и военного флотов. Предусматривались демократизация политической жизни страны, «полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства». Ставилась также задача «уничтожить национал-социалистическую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду». Упразднялись все нацистские законы, устанавливавшие «дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений». В документах конференции говорилось: «никакая такая дискриминация - правовая, административная или иная - не будет терпима».

Решения по Германии, принятые в Потсдаме, имели глубокое позитивное значение. Однако принять их удалось лишь в результате бурных дискуссий, ожесточенных споров. Трумэн, Черчилль, равно как и Эттли, всеми правдами и неправдами пытались в целях противодействия «советскому влиянию» экономическую и военную мощь Германии примерно на прежнем уровне.

Ранее США и Англия активно выдвигали планы расчленения Германии, рассчитанные на ее устранение как конкурента. Об этом шла речь в Тегеране, Ялте, на второй англо-американской конференции в Квебеке в сентябре 1944 года. Предполагалось, в частности, «аграризация» Германии, то есть превращение всех ее земель в сельскохозяйственные районы, лишенные значительной промышленности. Советский Союз постоянно давал отпор подобным планам, считая, что немецкий народ должен быть сохранен как этническое целое, иметь будущее, что его ни в коем случае нельзя приносить в жертву империалистическим интересам Запада.

В 1945 году, когда всему миру стало очевидно полное военное превосходство СССР над нацистской Германией, и особенно после окончания войны в Европе, позиции Вашингтона и Лондона в германском вопросе претерпели существенное изменение. Проблемы экономической конкуренции были оттеснены на второй план. Английские и американские стратеги вознамеривались возродить Германию в географическом, экономическом и военном плане в качестве плацдарма для проведения антисоветской политики в Европе.

В связи с намерением США и Англии иметь сильную, но послушную Германию на Берлинской конференции крайне остро встал вопрос о Польше. Его обсуждение показало, что западные державы пытались противодействовать удовлетворению законных и насущных интересов Польши. Вашингтон и Лондон стремились к тому, чтобы предотвратить становление Польши на путь прогрессивного развития и получить рычаги давления на ее политику. Однако они не располагали реальными средствами воздействия на Польшу, освобожденную Советской Армией при участии Войска Польского.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.