Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Внешняя политика Германии в 1949-1955 годах
ишь в случае войны ЕОУС по-настоящему вступит в действие, как это и было определено. Его задача в области производства угля и стали будет иметь такое же назначение, какое в военной области - задачи главного штаба НАТО в Фонтенбло.Один-единственный раз бундестаг занимался вопросом о ЕОУС. Это было 29 апреля 1954 года, когда социально-демократическая фракция высказала кое-какие жалобы. Аденауэр произнес тогда большую речь в защиту ЕОУС:«Уже само создание ЕОУС, помимо его экономического значения, было перворазрядным политическим фактом. Уголь и сталь всегда были основой вооружения».Таким образом, теперь было ясно сказано и подтверждено, что ЕОУС является частью НАТО. Путь к миру и объединению Германии ведет только через выход Западной Германии из военных пактов, он требует широкого соглашения об отмене военных пактов вообще. Говоря о воссоединении Германии, надо помнить, что ЕОУС станет в третьей мировой войне инструментом для регламентирования западногерманской экономики под властью и командованием НАТО. Поэтому Западная Германия должна выйти также из ЕОУС.Для экономического сотрудничества в Европе, в частности между капиталистическими и социалистическими государствами, имеются гораздо лучшие пути и открыты разнообразные возможности, служащие делу мира. Герст В.К. ФРГ под властью Аденауэра - М.: Изд.иностр.лит., 1958, с. 108-121.Начался долгий путь Федеративной Республики Германии в Европу, который означал для страны также обретение большего равноправия и суверенитета. Западноевропейская интеграция с самого начала стала для ФРГ одним из стержневых направлений западногерманской стратегии на международной арене, поскольку политические, финансовые и промышленные круги ФРГ увидели в ней реальный путь преодоления последствий Второй мировой войны. Аденауэр писал, что западноевропейская интеграция была для ФРГ «необходимым трамплином для того, чтобы вообще вернуться во внешнюю политику»Вопрос об интеграции Западной Германии в складывающуюся послевоенную систему взаимоотношений между странами Западного полушария и, соответственно, о ревизии Оккупационного статута был тесно связан с проблемой возмещения Германией ущерба, нанесенного ею другим государствам в ходе Второй мировой войны. Уже 6 марта 1951 г. правительство ФРГ заявило о своей принципиальной готовности вернуть долги другим странам в соответствии со своими финансовыми возможностями.Военная составляющая взаимодействия ФРГ с тремя державами-победительницами интересовала Аденауэра не меньше, чем экономическая. Причем акцент он делал на строительство именно интегрированных западноевропейских вооруженных сил с участием ФРГ, что, по его представлениям, позволяло Федеративной республике в ближайшей перспективе влиять на смягчение положений Оккупационного статута и в отдаленной - вести равноправный диалог как с Францией, так и с Великобританией. Уже спустя 50 дней после своего избрания канцлером и 10 дней после подписания Петерсбергского договора на секретном заседании правления ХДС в Кёнигсвинтере Аденауэр заявил следующее: «Немцы должны быть представлены в европейских вооруженных силах на таких же основаниях и с такими же правами, какими будут располагать другие европейские нации. Что представляет большую опасность: русская угроза западному миру или существование германских воинских контингентов, объединенных с вооруженными силами других наций?»Начало войны в Корее летом 1950 г. оживило в западном мире дискуссию по военно-политическим вопросам, прежде всего в контексте Восток-Запад, и способствовало проведению политики, отвечавшей вопросам Аденауэра. В самой Федеративной Республике вопрос о возможной ремилитаризации страны пробрел новое качество после того, как войска коммунистической Северной Кореи 25 июня неожиданно напали на Южную Корею, через четыре дня захватили столицу и беспрепятственно начали продвигаться на юг разделенной страны. На фоне угроз из Восточного Берлина опасения, что в разделенной Германии может произойти нечто подобное (войска коммунистической Северной Кореи напали на Южную Корею и захватили столицу), вдруг приобрели реальные очертания. В июне 1950 г. в Бонне и Париже начались переговоры о возможном западногерманском военном вкладе в союз западных держав, которые стремились как можно теснее привязать к себе ФРГ. Тем самым они способствовали еще большему росту геополитического и экономического значения Федеративной Республики в условиях «холодной войны».Не будь блокады Западного Берлина (1948-1949) и войны в Корее, американцы не смогли бы найти понимания и добиться согласия у своих европейских союзников на ремилитаризацию ФРГ. Еще слишком был силен страх перед возрождением германского милитаризма. Аденауэр приводил три, на его взгляд, неотразимых аргумента в пользу вооружения ФРГ, что должно было повлиять на рост внешнеполитической самостоятельности страны:1. Обеспечение безопасности в связи с наращиванием СССР военного потенциала в «советской зоне оккупации»;2. Получение полного суверенитета как следствие создания собственных вооруженных сил;3. Создание [западно]европейской федерации.Таким образом, ремилитаризацию ФРГ и ее интеграцию в западные военно-политические структуры было уже не остановить. Павлов Н.В. История современной Германии 1945-2005: курс лекций / Н.В. Павлов - М.: Астрель: АСТ, 2006, с. 87-89.Вхождение Федеративной Республики Германии в европейское сообщество, будучи «руководящей идеей» политики Аденауэра и политики Соединенных Штатов, являлось лишь одним из элементов той и другой, так как главной целью, которой задавались они обе, было восстановление сильной Германии. Если экономическое сотрудничество ФРГ с западными державами должно было привести к заключению между ними политического союза, то есть к принятию ФРГ в европейское сообщество и в конечном счете в Атлантический блок, то в качестве конечного результата, который должен был увенчать всю «операцию», намечалась ремилитаризация западногерманского государства как «интегральной» части Западной Европы и союзника западных держав.Таков был логический конец политики восстановления Германии, которая проводилась западными державами по указке и под нажимом Соединенных Штатов, а самым ревностным сторонником, самым точным исполнителем которой в Германии был канцлер Аденауэр.Вооружить Федеративную Республику Германии можно было лишь в рамках политики ее сотрудничества и союза с западными державами. Ход рассуждений был очень простой: поскольку западногерманское государство будет союзником Западной Европы, оно должно будет участвовать также и в обороне последней.Выходило, что «европейская интеграция» как «высшая цель» политики, направленной к миру и безопасности в Европе, требует в качестве условия ее осуществления ремилитаризации Германии. Другими словами, Германию хотели снова вооружить для того, «чтобы сильной была Европа»!Провести перевооружение ФРГ Аденауэр предложил не в форме воссоздания национальной армии (этого не принял бы Запад) и не в форме расширения имевшихся уже тогда «служебных групп» и «вспомогательных отрядов» при оккупационных войсках. Формула Аденауэра была такова: немецкий контингент в европейской армии. Это сразу же обеспечивало ФРГ ту же роль соучредителя и равноправного члена новой национальной военной единицы, какую «план Шумана» обеспечивал ей в экономической сфере. В то же время вследствие интегрированности европейской армии вроде бы снималась проблема «своеволия» и «непредсказуемости» немцев и тем самым успокаивалось общественное мнение.У этой схемы было два очевидных недостатка. Во-первых, ремилитаризация на предложенных условиях не могла быть осуществлена быстро: переговоры о конкретных формах и путях создания интегрированной наднациональной «европейской армии» - чего-то совершенно невиданного - грозили затянуться надолго; во-вторых, даже в случае успеха военная ценность такого конгломерата была, мягко говоря, сомнительна; даже элементарная языковая проблема делала систему передачи команд крайне неэффективной. Однако для Аденауэра военные соображения не стояли на первом месте, главная его цель была политическая - суверенитет. Разумеется, цель эту следовало всячески скрывать и, наоборот, всячески акцентировать именно военный аспект. Так Аденауэр и делал, начиная еще с 1948 года, но до поры до времени без особого успеха. Возмущенно реагировала на соответствующие «пробные шары» западногерманская общественность.Использовались разные средства: статьи в партийной прессе ХДС, распространение слухов, затем началась кампания «интервью» корреспондентам западных газет, которые затем «опровергались» и «уточнялись»; наконец, был испробован и метод сочинений «меморандумов» для Верховных комиссаров. Но «прорыв» произошел 16 марта 1950 г., когда лидер оппозиции, Уинстон Черчилль, в своей речи в нижней палате выступает за перевооружение Германии. Она помогла Аденауэру в двух отношениях: во-первых, Черчилль высказался за перевооружение ФРГ в форме участия немецкого контингента (как того хотел Аденауэр в обмен на предоставление западными державами суверенитета ФРГ); во-вторых, после той речи канцлер ФРГ выглядел со своими предложениями «немецкого вклада в западную оборону», как солидный купец, готовый рассмотреть условия, предложенные ему солидным партнером. Филитов А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению: Новое прочтение - М.: Международные отношения, 1993, с. 125-126.Ремилитаризация Германии впервые стала предметом официальных германо-американских переговоров, как только канцлер Аденауэр через несколько недель после создания его правительства - задолго до начала войны в Корее - установил первый контакт с государственным секретарем Ачесоном во время его первого визита в Бонн в ноябре 1949 годаВ официальном коммюнике, опубликованном после совещания министров трех западных держав в Париже, 11 ноября, говорилось, что «три министра сочли целесообразным поддержать и поощрить интеграцию германского народа в европейское сообщество». Только, говоря на этот раз об «интеграции» ФРГ, министры думали о ее ремилитаризации. Это решение Парижского совещания «трех» было расценено как «самое важное решение за весь послевоенный период», так как оно «связывало Западную Германию с Западной Европой в экономическом, политическом, а может быть… и в военном отношениях». Дзелепи Э. К. Аденауэр. Легенда и действительность - М.: Изд.иностр. лит., 1960, с. 86.Этому плану (сколачивание «европейской армии») в Вашингтоне уделялось большое внимание, поскольку американские империалисты, стремясь к завоеванию господства над миром, придавали первостепенное значение образованию агрессивных блоков, накоплению людских ресурсов и расширению сети военных баз вокруг СССР и других социалистических стран. Николаев Н.В Политика США, Англии, Франции в германском вопросе 1945-1954 гг. - М.: Наука, 1964, с. 258. Дзелепи Э. К. Аденауэр. Легенда и действительность - М.: Изд.иностр. лит., 1960, с. 80-81.«Создание европейской армии, - сказал Аденауэр, - будет, по нашему мнению, решающим этапом на пути, который должен привести нас к конечной цели - интеграции Европы». Так что когда этот «великий поборник европейской идеи» провозглашал (в январе 1950 года): «Европа - превыше всего и «Создание сильной Европы - это важнейший вопрос и для всех европейцев», - он это делал потому, что не мыслил себе эту «Европу» без германских солдат.И все завершилось в 27 мая 1952 года подписанием договора о создании в рамках Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) «европейской армии», о которой говорили Аденауэр и Черчилль, а также Общего договора между ФРГ и оккупирующими державами, согласно которому оккупация заканчивалась и за ФРГ признавалась «полная власть суверенного государства в решении внутренних и внешних дел». Филитов А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению: Новое прочтение - М.: Международные отношения, 1993, с. 127. Этот договор подписали в Париже Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, Италия и ФРГ. Однако в отличие от экономической интеграции попытки объединения военных потенциалов и политической власти, активно предпринимавшиеся Аденауэром, потерпели неудачу. Отказ Национального собрания Франции летом 1954 г. ратифицировать этот договор с участием ФРГ поставили крест на создании наднациональной Европы. Позиция Франции диктовалась психологическим комплексом войны в Индокитае, желанием сохранить независимые вооруженные силы, приоритетом разрядки в отношениях Восток-Запад по сравнению с ремилитаризацией ФРГ и традиционным нежеланием пожертвовать национальными интересами Франции в пользу наднационального западноевропейского единства. Аденауэр полагал, что неудача с ЕОС в августе 1954 г. лично его оставила у разбитого внешнеполитического корыта. По его мнению, наднациональная военная верховная власть и создание европейской армии могли бы быть после образования ЕОУС вторым интеграционным ядром для Западной Европы, и Германия в таком случае была бы надежно включена в западноевропейскую систему безопасности. Павлов Н.В. История современной Германии 1945-2005: курс лекций / Н.В. Павлов - М.: Астрель: АСТ, 2006, с. 90-91. Существовала определенная взаимосвязь между формальным расширением западногерманского суверенитета, с одной стороны, и его подконтрольностью трем западным державам-победительницам - с другой. 26 мая 1952 г. в Бонне последовало заключение так называемого «Германского договора», который был подписан от ФРГ К. Аденауэром, от США - Д. Ачесоном, от Великобритании - А. Иденом, от Франции - Р. Шуманом). В этом документе были зафиксированы отмена Оккупационного статута, а также предоставление Западной Германии все «полноты власти» во внутренней и внешней политике. При этом три державы-союзницы по Антигитлеровской коалиции сохраняли за собой права в отношении Берлина и Германии как целого, включая вопрос о ее «воссоединение и мирном урегулировании». В договоре также признавалось право ФРГ на единоличное представительство всех немцев за рубежом, иными словами, содержался отказ от признания ГДР и границы по Одеру и Нейсе.После ратификации Парижских соглашений верховные комиссары прибыли 5 мая 1955 г. в 12 часов дня во дворец Шаумбург и объявили правительству ФРГ об упразднении Оккупационного статута и об окончании оккупационного режима в Германии. С этого момента прекращала свое существование Верховная комиссия и ее представительства в землях. Их должны были заменить послы трех западных держав. Пребывание же союзнических войск на западногерманской территории нашло свое юридическое закрепление в двухсторонних соглашениях с ФРГ. В тот же день вступили в силу Германский договор, Договор об иностранном военном присутствии на территории ФРГ и Европейский статут о Саарской области, предполагавший политическую самостоятельность региона, но экономическую зависимость от Франции. Процесс внешнеполитической ориентации Федеративной Республики был завершен.
Заключение
Итак, рассмотрев данный вопрос, можно прийти к определенным заключениям. Конрад Аденауэр, федеральный канцлер ФРГ, сконцентрировал свою деятельность на реализации ближайшей цели (и то только на одном - на западном направлении внешней политики) - превращения ФРГ в уважаемое демократическое государство в системе Атлантического союза. Этого он достиг. Его отдаленная цель - политическое объединение всей Западной Европы или же свобода для всей Германии - осталась нереализована. Заслуга Аденауэра состоит в том, что он сумел использовать период «холодной войны» для развития самой Федеративной Республики. Его упущение заключается, возможно, в том, что в «восточной политике» он видел лишь угрозу, а никак не шанс. После отставки Аденауэра в 1963 году в стране не осталось достойных политических преемников, которые смогли бы изменить основные внешнеполитические ориентиры страны. На сегодняшний день уже объединенная Германия является одним из крупнейших торговых и промышленных государств. имеющих тесные связи со всем миром. Ее политика нацелена на то, чтобы на базе плодотворного диалога установить баланс между Севером и Югом, между промышленными и развивающимися странами. Этой цели она добивается в рамках ООН и ее учреждений. Германская политика остается, прежде всего, политикой мира. Ее цель заключается в том, чтобы содействовать тесному сближению национальных государств, укреплять международные и наднациональные организации, сделать их опорой мирового сотрудничества.По моему мнению,
цель
курсовой работы в большей мере достигнута. Мною проведено изучение внешней политики Германии в 1949-1955 годах.
Задачи
выполнены: общая внешнеполитическая ситуация в данный период охарактеризована, отношения Германии с СССР и урегулирование правового положения рассмотрены, взаимоотношения Германии с другими странами изучены.
Список используемой литературы
1.
Филитов А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению: Новое прочтение - М.: Международные отношения, 1993.2. Брандт В. Воспоминания - М.: Новости, 1991.3. Громыко А.А Памятное (в двух книгах) - М.: Политиздат, 1990.4. Хрущев Н.С. Воспоминания. Избранные фрагменты - Москва: Вагриус, 1997.5. Павлов Н.В. История современной Германии 1945-2005: курс лекций / Н.В. Павлов - М.: Астрель: АСТ, 2006.6. Герст В.К. ФРГ под властью Аденауэра - М.: Изд.иностр.лит., 1958.7. Дзелепи Э. К. Аденауэр. Легенда и действительность - М.: Изд.иностр. лит., 1960.8. Истягин Л.Г. ФРГ и НАТО - М.: ИМО, 1963.9. Николаев Н.В Политика США, Англии, Франции в германском вопросе 1945-1954 гг. - М.: Наука, 1964.10. Тегеран-Ялта-Потсдам. Сборник документов. Составители: Ш.П. Санакоев, Б.Л. Цыбулевский. 2-е изд. - М., Международные отношения, 1970.11. Тихвинский С. Потсдам: контуры послевоенного мира // мировая экономика и международные отношения - 1985. - № 8, с.15-27.12. Загорский А.В. 50 лет назад Булганин и Аденауэр обменялись письмами об установлении дипломатических отношений между СССР и ФРГ // Международная жизнь - 2005. - № 9, с.122-134.
Страницы:
1
,
2
,
3
,
4
,
5
,
6
, 7
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.