Рефераты. Внутренняя политика эпоха Великих реформ и контрреформы

Внутренняя политика эпоха Великих реформ и контрреформы

28

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра Гуманитарных и социально - экономических дисциплин

Дисциплина: Отечественная история

РЕФЕРАТ

по теме № 6: «Внутренняя политика: эпоха Великих реформ и контрреформы»

Подготовил: Студент 453 группы

Пронькин Н.Н.

Подготовил: преподаватель кафедры

Г и СЭД капитан милиции Хряков Р.Н.

Белгород - 2008

Введение

В середине XIX столетия Россия переживала острейший кризис феодально-крепостнической системы. Главная сфера экономики страны - сельское хозяйство - переживала застой и деградацию. Втягиваемое в товарные отношения помещичье хозяйство, объективно стремившееся к расширенному воспроизводству, не могло его нормально осуществлять в условиях крепостничества.

Крепостничество мешало также развитию промышленности и торговли. Поскольку около 35% населения России было крепостным, развивавшейся промышленности не хватало рабочих рук. Натуральное хозяйство, бедность, низкая покупательная способность населения ограничивали внутренний рынок, мешали развитию внутренней и внешней торговли. Экономическую и политическую отсталость России раскрыла Крымская война. Ход войны наглядно продемонстрировал преимущества экономики западно-европейских стран.

Поражение в Крымской войне подорвало авторитет России на международной арене. Российская империя оставалась крепостнической и не могла претендовать на роль великой европейской державы.

Внутренняя политика: эпоха Великих реформ и контрреформы

Крымская война привела к тому, что еще более ухудшилось положение крестьян и усилилось социальное напряжение в стране. К концу 50-х годов участились крестьянские выступления: в
1857 г. произошло 192 выступления, в 1858 г. - 528, в 1859 г. - 938. Все это подталкивало правительство Александра II к проведению реформ.

Первоначально Александр II решил действовать методами своего отца. В начале 1857 г. был создан Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. Комитет, составленный из придворных сановников, работал ни шатко ни валко.

В этой ситуации ряд влиятельных лиц из окружения императора - великий князь Константин, бывший министр государственных имуществ граф П.Д. Киселев - сумели убедить Александра II, что промедление с реформами таит в себе серьезную опасность.

В конце 1857 г. были опубликованы рескрипты (предписания) Александра II виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову и петербургскому губернатору Л.Н. Игнатову. В них давались распоряжения организовать губернские комитеты из дворян для обсуждения ”местных особенностей и дворянских пожеланий” по крестьянскому вопросу. Оба рескрипта были опубликованы в печати, а так как они были “высочайшими”, то их положения стали обязательными для исполнения.

В связи с тем, что обсуждение крестьянского вопроса в правительственных кругах стало достоянием широкой общественности, Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Возглавил его лично император.

В 1858-1859 гг. в европейской России действовало 46 губернских комитетов по выработке проекта об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян, в которые были задействованы 1377 участников. В выборах этих комитетов участвовало около 44 тысяч дворян - владельцев крепостных.

В губернских комитетах сложились две группировки. Большинство помещиков предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленьким наделом. Такая точка зрения была особенно популярна в черноземных губерниях, где земли имела большую ценность. Либеральное меньшинство дворян предлагало освободить крестьян с землей за выкуп.

Такое решение устраивало помещиков нечерноземной зоны, где земля не представляла большой ценности.

Неопределенную позицию занимал и Александр II. Сначала он склонялся к точке зрения большинства помещиков, но вскоре его позиция изменилась. Это в значительной степени произошло под влиянием либеральной части общества.

В начале 1859 г. для обработки проектов освобождения крестьян, поступивших от дворянских комитетов, были созданы Редакционные комиссии. Большинство в этих комиссиях составляли либералы, которые полагали, что освобождение крестьян, создание крестьянского хозяйства, предоставление определенной свободы общественным силам приведет к укреплению государственной власти и величию России. Среди представителей так называемой либеральной буржуазии выделялись генерал Я.И. Ростовцев, возглавлявший Редакционные комиссии, министр внутренних дел С.С. Ланской, братья Н.А. и Д.А. Милюковы, председатель Государственного совета Д.Н. Блузов и др.

Результатом многомесячной напряженной работы Редакционных комиссий явились проекты крестьянской реформы, которые в октябре 1860 г. были переданы для обсуждения в Главный комитет по крестьянскому делу, где они были одобрены большинством в один голос. После чего проекты реформ в феврале 1861 года обсуждались в Государственном совете, и хотя большинство высказалось против предложенных проектов, Александр II согласился с мнением меньшинства.

19 февраля 1861 года, в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал манифест и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Через две недели оба документа были опубликованы во всех губерниях.

Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния, свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Высочайше утвержденные его императорским Величеством положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» касались основных трех вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и порядок совершения выкупной сделки. В России 22,5 млн. крестьян получили личную свободу. Крестьянин теперь мог выступать как юридическое лицо, заключать сделки, предъявлять иск, владеть движимым и недвижимым имуществом. Он мог без специального разрешения помещика вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, переходить в сословия мещан и купцов.

Однако, получив личную свободу, крестьяне оставались неравноправным сословием. Они оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность, подвергалось телесным наказаниям. Сохранялась крестьянская община и общинное земледелие. На помещика возлагалась обязанность следить за порядком в деревне.

Помещики сохраняли право собственности на все принадлежащие им земли. Вместе с тем они должны были предоставить крестьянам приусадебный участок и полевой надел «для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством». В среднем по стране эти наделы были на 20 % меньше тех участков, которыми они пользовались до отмены крепостного права.

За земли крестьяне должны были выплатить помещикам выкуп, величина которого в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. Это должно было компенсировать помещикам убытки от потери земли и дармового труда крепостных. Проведение выкупной операции государство взяло на себя: казна выплачивала помещикам сразу 75-80 % величины выкупа, остальное доплачивали крестьяне. Свой долг государству крестьянин должен был погасить в течение 49 лет, доплачивая за ссуду 6 % годовых.

Взаимоотношения между помещиками и крестьянами регулировались «уставными грамотами» с помощью мировых посредников, которые избирались из местных потомственных дворян.

Реализация крестьянской реформы столкнулась с серьезными трудностями. Она проводились в обстановке страха, нагнетавшегося противниками реформы. В ряде районов произошли крестьянские волнения, вызванные недовольством бывших крепостных «дарованными свободами». Особенно мощные выступления произошли весной 1861 года в Казанской и Пензенской губерниях. Для их подавления правительство вынуждено было прибегнуть к воинской силе.

На национальные окраины империи «Положение» 19 февраля 1861 года распространялось постепенно, с некоторыми изменениями. Так, в 1864-1866 гг. было ликвидировано крепостное право в Грузии, в Армении и Азербайджане оно было отменено только в 1870 году.

В 1863 г. личную свободу получили крестьяне, принадлежавшие императорской фамилии. Кроме личной свободы они получили 4,2 десятин земли на душу. Размер выкупа за них был установлен в 51 млн. рублей. Государственные крестьяне в 1866 г. получили в бессрочное пользование по 5,7 десятин на душу. За что должны были уплатить в казну 1 млрд. 60 млн. рублей.

Земельная реформа, сделав крестьян формально свободными, сохранила их экономическую зависимость от помещиков и государства. Непоследовательность реформы предопределила на несколько десятилетий вперед остроту крестьянского вопроса, ставшего одной из причин социальных потрясений начала ХХ века в России, наложив заметный отпечаток на ход российской и мировой истории. Крестьянская реформа, уничтожив основы системы экономического производства, создавала при этом условия для свободных договорных отношений и развития капиталистического уклада, гражданского раскрепощения российского общества.

Затронув краеугольный камень феодальной империи, необходимо было менять и несущие конструкции существовавшего социально-политического строя. Преобразования, последовавшие за отменой крепостного права, охватили политическую, правовую, финансовую и культурно-образовательную сферы.

С упразднением вотчинной власти дворянства возникла необходимость реформирования местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа, которая вводила начала всесословного представительства в масштабах уезда и губернии. Дворянство продолжало играть в земствах ведущую роль, а в губернских земствах являлось абсолютным большинством, но, тем не менее, крестьянство впервые получило место в выборных учреждениях. Компетенция земства была ограничена местными хозяйственными заботами: медицина, статистика, начальное образование. Не имели земства и реальной исполнительной власти.

Земская реформа вызвала к жизни аналогичные преобразования в городском самоуправлении (1870). В 509 городах России вводились новые всесословные органы городского самоуправления - городские думы, которые избирали на 4 года из своей среды исполнительные органы - городские управы. Городские думы, как и земства, ведали местными хозяйственными вопросами: благоустройство городов, попечение о торговле, обеспечение противопожарных мер, забота о просветительных и медицинских нуждах города.

Государство контролировало местное самоуправление. Министр внутренних дел или губернатор имели право остановить любое постановление земства или городской думы.

В течение 1862-1864 гг. были проведены реформы в области просвещения: учреждались женские гимназии, в мужских провозглашался принцип равенства всех сословий, расширялась сеть начального и среднего образования. В 1863 г. был принят новый университетский устав, расширивший хозяйственную и административную самостоятельность этих учебных заведений. Ректор, проректоры и деканы высших учебных заведений избирались, а министр просвещения только утверждал их в должности.

В 60-е годы начались преобразования в русской армии. Их необходимость стала очевидной после поражения в Крымской войне 1853-1856 гг. Были отменены телесные наказания, срок службы рекрутов сокращался до 16 лет. Россия была разделена на 15 военных округов. Был выработан новый устав строевой службы. Были созданы военные гимназии, училища и академии, что позволило улучшить подготовку офицерских кадров. Началось ускоренное перевооружение армии новыми военно-техническими средствами (винтовка, артиллерия). Однако эти причины не устранили главную причину слабости русской армии - ее феодально-социальную структуру.

В связи с этим 1 января 1874 года Александр II утвердил Устав о воинской повинности. Военнообязанными становились все лица мужского пола в возрасте от 21 до 41 года. Были сокращены до 6-7 лет сроки службы. Реформированная и перевооруженная русская армия показала свою возросшая боеспособность в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.