Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Внутренняя политика эпоха Великих реформ и контрреформы
аиболее последовательной и радикальной из всех реформ 60-70-х гг. была судебная реформа. Судебные уставы, принятые 20 ноября 1864 года, были разработаны прогрессивными юристами в соответствии с тогдашними достижениями науки и судебной практики передовых стран Европы. Вводимый в России новый суд строился на бессословных началах. Империя получила суд гласный, состязательный, с адвокатурой, с выборностью мирового суда, с несменяемостью судей коронных, независимый от администрации, с общими для всех сословий судебными учреждениями. Наивысшим достижением судебной реформы было введение суда присяжных, состав которого был выборным из различных слоев населения. «Судебные уставы» не только вводили новый суд в России, но и устанавливали нормы порядка в юридической сфере, в определенной степени ограничивая самодержавную монархию.В 60-70-е гг. были предприняты и другие реформаторские шаги: в области цензуры, финансов (в 1862 г. были отменены винные откупы), статистики и государственного контроля.Реформы 60-70-х гг. XIX века способствовали формированию начал гражданского общества. Вводимые новые правовые начала в государственном механизме позволили сделать шаг к конституционной монархии. Потребности дальнейшей модернизации России вынудили Александра II и его окружение обратиться к конституционным идеям.М.Т. Лорис-Меликовым был подготовлен проект конституции, согласно которому в России должен быть учрежден представительный орган для обсуждения основополагающих законопроектов. Часть его членов назначалась императором, часть выбиралась населением. Этот проект трудно назвать конституцией в полном смысле этого слова, но это был шаг к возможному конституционному устройству. Однако 1 марта 1881 года, в день, когда был подписан документ, означавший практически согласие царя на конституцию, Александр II был убит бомбой студента Н. Гриневицкого. С этого события начинался новый этап правительственной политики. Убийство Александра II предопределило судьбу преобразований в России. Вступивший на престол тридцатишестилетний Александр III был наделен весьма прямолинейным и примитивным умом. Его идеалом было патриархальное правление, разделение общества на устойчивые сословия, национально-самобытное развитие. Ближайшим советником Александра III стал его бывший наставник К.П. Победоносцев, занимавший пост обер-прокурора Святейшего Синода. Большим влиянием на царя пользовался известный реакционный журналист М.Н. Катков. К 80-м годам и Катков, и Победоносцев стали яростными противниками «великих реформ». Они предлагали полностью искоренить принципы, внесенные реформами в русскую жизнь, призывали к административно-политическим преобразованиям. Победоносцев возлагал большие надежды на усиление влияния церкви.Через неделю после убийства Александра II, 8 марта 1881 года, на заседании Совета Министров под председательством нового императора были самым категорическим образом отвергнуты всякие конституционные замыслы. Представители либеральной буржуазии были вынуждены первоначально уйти в тень, а затем сойти с политической арены (в мае 1881 г. ушел в отставку М.Т. Лорис-Меликов). В правящих кругах все большую силу стали набирать представители крайне консервативного крыла.Уже 29 апреля 1881 г. был обнародован опубликованный К.П. Победоносцевым, при участии М.Н. Каткова, манифест «О незыблемости самодержавия». Через несколько месяцев, 14 августа 1881 г., было утверждено “Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия”. По этому закону любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а каждый ее житель подвергнут аресту, сослан без суда на пять лет или предан военному суду. Местная администрация получила право закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Изданное как «временное», сроком на три года, это «Положение» возобновлялось через каждые три года. Это означало крутой поворот во внутренней политике России.Совокупность всех мероприятий правительства Александра III, проведенных в 80-е начала 90-х годов, получила название политики контрреформ.Уже в августе 1881 г. была ограничена гласность в судопроизводстве по политическим делам, а в 1887 г. министр юстиции получил право объявить закрытым любое заседание суда. Из юрисдикции суда присяжных изымались дела о насильственных действиях против должностных лиц. В прессе было запрещено публиковать отчеты о политических процессах.Повсеместно стал нарушаться принцип несменяемости судей. Такие действия правительства коренным образом ломали демократические начала, введенные в судопроизводство судебными уставами 1864 года.Серьезный удар силы реакции нанесли по печати. В августе 1882 года были приняты «Временные правила о печати». Согласно этим правилам, совещание четырех министров (внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-синода) получило право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистской деятельностью. Опираясь на эти правила, власти закрыли популярный журнал “Отечественные записки”. Такая же участь постигла многие другие демократические издания.В университетском самоуправлении правительство, не без оснований, видело источник революционных настроений. 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, который фактически уничтожал автономию университетов. Во главе университета теперь становился попечитель, назначаемый министром народного просвещения, ректор, обладающий широкими административными полномочиями. Профессора назначались также министром. В прерогативы попечителя входило назначение деканов, утверждение учебных программ. Для наблюдения за поведением студентов в учебное и свободное время была введена должность инспектора. Вся студенческая жизнь регламентировалась особыми правилами. Для поступления в университет теперь требовалась особая справка от полиции о благонадежности. Категорически запрещались собрания и какие-либо совместные действия студентов. Значительно была повышена плата за обучение - с 50 до 100 рублей. Были значительно сокращены казенные ассигнования, чем был нанесен серьезный урон университетам.Правительство стремилось придать образованию сословный характер: была повышена плата за обучение в начальной и средней школах, а министр народного просвещения издал в 1887 г. так называемый циркуляр о «кухаркиных детях», предписав не допускать в гимназии детей из низших сословий.Главную задачу правительство Александра III видело в усилении административного начала в управлении, и, прежде всего, местном. Основная ставка делалась на повышение роли дворянства. 12 июня 1889 г. был издан закон о земских участковых начальниках. Создавалось 2200 земских участков, которые заменяли мировых посредников, уездные - по крестьянским делам присутствия и мировой суд. Земский начальник - должностное лицо из дворян - наделялся большими полномочиями. Он контролировал деятельность органов крестьянского общественного управления и был первой судебной инстанцией для крестьян. В его ведении находилось решение земельных вопросов и утверждение приговоров волостного суда.Следующим шагом по пути усиления власти администрации над местным самоуправлением вводилось земское положение, которое вышло в 1890 г. Выборы в земство теперь стали производиться строго по сословному признаку. Представительство дворян было значительно увеличено. Новое земское положение вводило порядок, согласно которому постановления земских собраний могли вступить в силу лишь после их утверждения губернатором или министром внутренних дел.На установление административной опеки было направлено и новое городовое положение 1892 г. Оно представило избирательные права преимущественно владельцам недвижимости. Был повышен имущественный ценз: в губернских городах до 1550 руб., в уездных до - 300 руб. В результате число избирателей в городах сократилось в 3-4 раза. Значительно урезалась самостоятельность городского самоуправления. Городской голова утверждался правительством и объявлялся на государственной службе.В социально-экономической сфере правительство Александра III стремилось защитить интересы дворянства. Для этого было принято выгодное для помещиков «Положение о найме на сельскохозяйственные работы». Даже такая мера, как создание крестьянского поземельного банка в 1882 году, должна была прежде всего защитить материальные интересы помещиков, получавших крупные суммы при отпуске крестьян на волю или при продаже земли через банк.В 80-90-е годы были приняты меры, направленные на ограничение прав крестьянства. В 1886 г. был принят закон «О мерах к ограничению крестьянских разделов», насаждавших патриархальные порядки в решении вопроса о семейном разделе. По закону об общине (1893) ограничивались права крестьян на земельный надел: продажа, заклад, досрочный выкуп допускались только с согласия схода. Таким образом экономические, политические и даже личные права крестьян ставились в зависимость от общины.Контрреформы включали в себя не только реакционные законы, направленные на возврат к дореформенным порядкам. Контрреформы в широком смысле слова означали весь политический курс правительства, действия которого демонстрировали пренебрежение к местному самоуправлению. Правительство демонстративно игнорировало общественное мнение и политические устремления различных социальных слоев. Провести их позволило отсутствие в русском обществе сил, способных создать достаточно действенную оппозицию политике правительства.Своей цели контрреформы не достигли и хода истории остановить не смогли. В то же время они до предела обострили отношения между правительством и обществом.
Внешняя политика России во второй половине XIX в.
В
1856 г. Россия потерпела тяжелое поражение в Крымской войне, ее международное положение ухудшилось. После войны Александр II начал проводить коренные реформы в стране. Их успех в немалой степени зависел от внешней политики. Новым министром иностранных дел был назначен князь А. М. Горчаков, талантливый дипломат. Он вел осторожную политику, избегал вступать в военные союзы и конфликты.Главными задачами внешней политики России в 60-70-е годы XIX в. были:выход из международной изоляции;восстановление статуса великой державы;отмена унизительных статей Парижского договора (1856 г.);закрепление границ с государствами в Средней Азии и на Дальнем Востоке.Эти задачи были решены во многом благодаря дипломатическому таланту Горчакова, его умению использовать противоречия между европейскими державами, интуитивно определять недружественные шаги, направленные против России.Русская дипломатия искала союзников в Европе, стараясь развалить антирусский блок, в который входили Франция, Англия, Австрия. Воспользовавшись обострением отношений между Францией и Австрией по итальянскому вопросу, Россия в 1859 г. подписала с Францией секретный протокол о сотрудничестве. После Польского восстания в 1863 г. началось сближение России с Пруссией и Австрией, опасавшихся, что восстание распространится и на их земли, населенные поляками. В 1871 г. Франция потерпела поражение в войне с Пруссией. Воспользовавшись моментом, Горчаков разослал всем странам, подписавшим Парижский договор, циркуляр, в котором объявлял, что Россия отказывается выполнять некоторые статьи этого договора. Россия вновь получила право строить крепости на Черном море и иметь там военный флот. В 1873 г. возник так называемый «Союз трех императоров» - России, Австрии и Пруссии. Но противоречия между этими странами сохранялись. Россия с тревогой следила за усилением военного могущества воссоединенной Германии, и поэтому «Союз трех императоров» был непрочен и недолговечен. Но он имел большое значение для России: означал выход ее из международной изоляции, восстановление ее влияния на европейскую политику. В 60-х годах была завершена Кавказская война (1864), горские народы вошли в состав России.Важным направлением внешней политики России во второй половине XIX в. было присоединение Средней Азии и Казахстана. Территорию Средней Азии населяли многочисленные народы - узбеки, таджики, туркмены, киргизы, казахи, которые находились на сравнительно низкой ступени исторического развития, многие из них переходили от первобытнообщинного строя к феодализму. Население занималось кочевым скотоводством, поливным земледелием в оазисах и ремеслом. Во второй половине XIX в. самыми крупными государственными образованиями на территории Средней Азии были Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства. Города Ташкент, Хива, Самарканд были крепостями, центрами ремесла и торговли. Через среднеазиатские ханства издревле пролегали торговые пути из Европы и Ближнего Востока в Иран, Индию, Китай.
Страницы:
1
, 2,
3
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.