Рефераты. Хаменеи: биография и становления как личность

p align="left">Даже если Америка и решится сделать шаг навстречу Ирану, дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, ответит ли любезностью на любезность Тегеран. Позиция же Ирана по этому деликатному вопросу зависит, по сути, от одного человека: духовного лидера страны аятоллы Али Хаменеи. Сохранивший приверженность фундаменталистским идеалам исламской революции, сегодня он ведет свою войну с обоими президентами - и с Бушем, и с Хатами. Хаменеи не выбирает выражений и не оглядывается на последствия. На его счету - призывы уничтожить израильское государство, для чего он советовал исламским группировкам "Хамас" и "Исламский джихад" скоординировать свои действия и объединиться с радикальным крылом партии Арафата "Фатх".

В ответ на придание американцами Ирану статуса "кандидата" на вхождение в "ось зла" и определение страны как "рая для террористов" (по данным Белого дома, высокопоставленные члены "Аль-Каиды" нашли убежище в Иране) Хаменеи лишь вновь назвал Америку "Великим Сатаной" и пригрозил, что США "пожалеют, если решат начать агрессию против Ирана". С Западом и странами, которые поддерживают Израиль, он планировал бороться не только карающим мечом исламской революции, но и долларом, призвав исламские нефтепроизводящие страны прекратить экспорт топлива Западу, как это уже было в 1973 году, - тот энергетический кризис стал самым масштабным в истории.

Главная опора Хаменеи - Корпус стражей исламской революции - непримиримая, консервативная вооруженная структура, которая блюдет в стране мусульманский порядок. В его составе ВВС, ВМС, сухопутные воска и народное ополчение. За главным внутренним врагом Хаменеи, либеральным президентом Хатами, - большинство населения, склонного воспринять ценности модернизации, - молодежь, бизнесмены, интеллигенция. Жесткость Хаменеи объяснима. Наследственный богослов, он положил жизнь на то, чтобы стать преемником лидера исламской революции, легендарного аятоллы Хомейни, и даже сидел в тюрьме за борьбу с шахским режимом. Нынешнее сопротивление Америке и либерально настроенному президенту Хатами - для него дело чести, от которого он вряд ли отступится. В нынешний ситуации такой сценарий для аятоллы, наверно, наиболее предпочтительный: если Вашингтон не будет протягивать руку, Хаменеи не придется размышлять над тем, как избежать нежелательного рукопожатия.11 // «Политбюро» №22, 9 июня 2003 г.

Президент Хатами принадлежит к религиозной элите. Но никто другой возглавить государство в сложившихся не сегодняшний день обстоятельствах не может. Но в конечном итоге, принятие любого серьезного решения зависит от Хаменеи, наследника "вождя исламской революции" аятоллы Хомейни. Иран не президентская республика в буквальном смысле слова. Формально президент руководит, принимает послов и делает все что полагается. Но решающее слово имеет Хаменеи. В какой-то степени это напоминает СССР: глава государства Калинин, а руководит Сталин.

Хаменеи - вождь, выдвинутый сугубо ортодоксальной, крайне твердолобой частью консерваторов. Какое-то косметическое реформирование даже он считает уместным. "Полиции нравов" следящей, застегнута ли у тебя верхняя пуговица на рубашке, на улицах больше нет. Но с девушкой на улице не заговоришь - схватят, и плохо придется. Хаменеи понимает, что, вынув один камешек из фундамента системы - рассыплется весь режим. Нельзя идти на уступки - будут требовать больше и больше, дашь палец- откусят руку, и власть клерикалов рухнет.

Хатами исходит из другой позиции. Он считает, что если проводить бескомпромиссный курс, будет взрыв, что нужны реформы в общественной жизни, и пора приоткрыть клапан и выпустить пар. Кроме того, не стоит обрекать Иран на изоляцию, давно необходимо вывести его из "Оси зла". Хаменеи не согласен, но знает, что Иран входит в пресловутую "ось зла" и это может кончиться плохо. Внутренняя либерализация и попытка выйти из изоляции с западным миром приводят в принципиальному разногласию с Хаменеи. Есть несколько аятолл, которые поддерживают Хатами. Их загнали в угол, они сидят в своем священном городе Кум и влияния не имеют. Нет и руководителей оппозиции. Молодежь и студенты уповают на Хатами. Но достаточно ли он силен, чтобы противостоять клерикалам? В стране все решает в конечном итоге не меджлис (парламент), а высший совет улемов. Он может отменить и законы, и указы президента. Хаменеи и высший совет улемов может отменить все достижения Хатами, как только почувствует опасность. Обе стороны надеются, что до этого дело не дойдет. Хатами понимает, что у него пока нет сил, а, Хаменеи понимает, что молодежь, бизнесмены и интеллигенция - то есть те, на ком стоит государство - не на его стороне. Сохраняется неустойчивое равновесие. На западе делают ставку на Хатами. Хаменеи стремится удерживать ситуацию под контролем.

К тому же нельзя не учитывать антиамериканских настроений, пронизывающих общество, и антиизраильских настроений, которые пропитали его насквозь. Хесболла, антиизраильская организация, стреляющая через границу - шиитская организация, ее создали в Иране, подпитывают через Сирию израильским оружием. Для Израиля враг номер один после палестинцев - Хусейн, враг номер два - Иран. Американцы не могут от этого отмахнуться.

Линия Хатами - внутренняя либерализация, и постепенное сокращение помощи антисионистским силам. Запад был бы счастлив, если бы победила его линия. Исключения Ирана из их "оси зла" было бы для США очень важно. Если в военном отношении Ирак еще может как-то сойти с рук, то Иран - нет. США пойдут и на то, чтобы надавить на Израиль, а что касается Ирана, то предпочтут пока с ним не ссориться.

В отношении Ирана нужно различать внешнюю и внутреннюю составляющую проблем этой страны. Внутри Ирана происходят процессы, которые идут и в других исламских странах: а именно, общества пытаются сбалансировать влияние исламистское и светское. Тунис, например, проходит примерно через такие же вещи. В Иране в последние годы происходят изменения в сторону того, чтобы умерить прыть сторонников исключительно исламской формы правления, ряду представителей элиты хочется сделать светский фасад государства, и это вполне объяснимо: там ведь сторонники религиозной организации государства явно перегнули палку.

Интеллигенция, образованные люди приветствуют перемены, и с каждым годом все смелее требуют их от руководства страны. И в этом плане очень даже умно сделали представители исламской и неисламской элиты, когда объединились, и теперь вместе превращают эту богатую и сильную страну в государство, которое стремится в цивилизованное общество. Без всякого влияния извне иранцы сами нашли свою модель развития, которая учитывает и светские формы развития. Иран становится примером для стран исламского мира. Когда-то там фетишизировалась исламская составляющая, теперь Иран стал выделяться своей активностью в поиске собственной модели дальнейшего развития.

Внешняя часть проблемы Ирана очевидна. Иран воевал с Ираком - но это была борьба арабского мира с неарабской сильной страной. Однако время шло, и акценты изменились. Глобалистика США фактически приводит к тому, что страны в регионах объединяются в поиске общей формы противодействия. Иранцы понимают, что как только завтра захватят Ирак (а Ирак не устоит), и Саудовская Аравия, и Иран могут стать следующими мишенями. Поэтому у иранского руководства начались переоценки и своей внешнеполитической концепции.

Антиамериканская направленность легко объясняется намерением США развязать войну. В Америке в то же время, прекрасно знают, что Иран меняется. Но США, в результате своей политики, однажды нарисованной старой концепции Ирана противоречить не могут. И возможность диалога они оставляют "на потом". Американцы все учитывают, и анализируют все. Но научная аналитическая оценка расходится с внешнеполитической концепцией США. Они все время "держат бронепоезд на запасном пути", чтобы потом можно было бы во имя внешнеполитических интересов США предъявить к Ирану свои вчерашние претензии. Иран, Ирак и их соседи представляют добычу для хищника, питающегося нефтью. Понятно, что не по объективным, а по субъективным устремлениям США не хотят видеть происходящих в Иране перемен.

А перемены идут, и достаточно быстро. Группы, условно можно назвать их "партиями", группировки, которые когда-то добивались своего места под солнцем, вышли на это место. Во главе процесса перемен в Иране действуют те, кто добивался этого последние 10-15 лет. То, что они дебатируют, предлагают что-то нации и всему миру - это очень хороший знак. Имея дело с такой страной, как Иран, лучше не называть фамилий и имен лидеров, с которыми зачастую так соблазнительно связать те или иные направления иранской общественной мысли и политические модели. Практически, еще лет 10-20 только с этими людьми и будут иметь дело. И будет неэтично сейчас называть фамилии, хотя бы потому, что иранские лидеры очень чувствительны ко всякого рода попыткам приклеить к ним ярлык того или иного политического течения. Все они - в поиске.

Они - крупное государство с богатой историей и культурой, и хотя некоторые группы будут оспаривать модели, предлагаемые обществом, на преодоление их сопротивления уйдет лет 5, не больше. Куда идет Иран? Сложно сказать. Им может оказаться симпатична индийская модель, где партии к власти приходят разные, а суть государства не меняется. Они на правильном пути. Иранский менталитет, как таковой, это сосуществование между светскостью и религиозностью. Сейчас несколько побеждает религиозность, но они не хотят, чтобы это над ними довлело, чтобы все общество без конца молилось и кого-то славило. Лица-символы будут строить погоду в политической и общественной жизни Ирака. Но не все они сами еще окончательно определились со своими позициями. Таким образом все выше сказанное свидетельствует о том, что углубленное изучение данного вопроса является достаточно актуальным, и не достаточно освещенным в исторической науке.

Основной источниковой базой послужили труды авторов Арабаджяна З.А. Иран: власть, реформы, революции (ХIХ-ХХ вв), Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем, Аятоллы Хаменеи. Свет исламской культуры, Кузнецова Н.А. Историография Ирана новое и новейшее время, журналы: Азия и Африка, Ближний Восток и современность, Эхо планеты, периодические издания: Независимая газета, Казахстанская правда, Московские новости, а также многочисленные статьи и материалы периодической печати.

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы попытаться проанализировать события конца 80- гг. ХХ и начала XXI вв. Проследить тенденции общественно-политического развития Ирана при правлении лидеров ислама аятоллы Хаменеи, Рафсанджани и Хатами.

Исходя из выше описанной цели, в дипломной работе были поставлены следующие задачи:

- раскрыть тенденции социально-политического и экономического развития Ирана в конце ХХ в.

- рассмотреть жизнь и деятельность аятоллы Хаменеи

- проанализировать общественно-политические взгляды Хаменеи

- исследовать изменения в Иране, после прихода к власти Хаменеи

- изучить изменение и противоречия в общественно-политическом и социально-экономическом развитии Ирана при президентстве С.М. Хатами (1997-2003 гг.) и др.

Методологической основой написания дипломной работы являются такие методы исследования как объективно-исторический, метод системного анализа, сравнительно-сопоставительный.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, где раскрывается актуальность темы исследования, ставятся цели и задачи по исследуемой теме, приводится историография вопроса; двух глав- первая глава подразделена на три параграфа в зависимости от приводимого названия главы, вторая глава состоит также из трех параграфов, заключения, где делаются основные выводы и итоги по проделанной работе, а также список использованной литературы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.