Рефераты. Хаменеи: биография и становления как личность

p align="left">Исламская революция показала, что мусульмане, создавая планы, призванные дать определенные практические результаты, больше думают о том, чтобы выполнить свой религиозный долг и действовать согласно предписанным им правилам. С этой точки зрения, политическая деятельность и усилия по изменению ситуации приобретают духовное значение. Изменяя свою жизнь, человек фактически оказывает духовное сопротивление действительности. Достижение необходимых результатов делает приложенные усилия приятнее, но в принципе ничего не меняет по сравнению с тем, как если бы результаты не были достигнуты.

Экономическое и политическое давление, оказывавшееся на Иран, создавало определенные экономические трудности для государства. Наблюдался рост инфляции, вызванный сокращение валютных ресурсов страны в результате падения цен на нефть, значительного роста населения и выделения значительных средств на инфраструктурные проекты. Инфляция действительно тяжело сказалась на положении средних и нижних слоев общества. Но у Ирана имеется достаточный экономический потенциал, чтобы преодолеть эти проблемы.

Следует сказать, что не так просто создать государство, основанное на нравственности и духовности. Это возможно только посредством неустанных многолетних усилий и твердости в отстаивании своих принципов. Если посмотреть на проблему с этой точки зрения, станет очевидно, что в настоящее время исламский мир и мусульмане стали по-новому понимать свое положение в мире. В истории исламского мира можно выделить два этапа: до Исламской революции и после нее. Так же, как Исламская революция произошла в результате принятия народом исламских ответов на духовно-нравственный и материальный кризис шахского режима, эти же ответы могут оказаться полезными и для других мусульманских стран в решении их проблем.

Аятолла Хаменеи отмечал важность разрядки напряженности в международных отношениях, а также значение межцивилизованного диалога в качестве двух важных вопросов дипломатии и внешней политики. ИРИ опираются на народный, единый сплоченный и могущественный строй своей страны, на государство, которая действует в мире на основе логики, также страна имеет твердую и логичную позицию по вопросам связанным с отношениями с Америкой и со странами Европы.

В настоящее время США создает основу для укрепления исламского строя и его дипломатии. Политика разрядки напряженности - это одно из направлений внешней политики. Напряженность возникает не столько с иранской стороны, сколько со стороны сионистов, которые действуют на основе политики угроз и подавления исламской власти. Постоянное направление политики США является стремление уничтожить исламский строй в качестве привлекательного примера для подражания. Если исламская модель в Иране достигнет успеха, это станет стимулом и для других стран. Основной целью ИРИ являются дипломатическая деятельность, установление и развитие взаимовыгодных международных и двусторонних связей, а также торгово-экономических отношений с другими странами.

Страна движется к модернизации - туда ее толкает сама жизнь. В феврале 2004-го уникальному эксперименту по созданию исламской демократии исполнится четверть века. Абсолютная идея самостоятельного развития, которой сначала придерживались ее лидеры, оказалась нереализуемой, и власти были вынуждены начать движение в сторону сначала экономической, а теперь и политической либерализации. Выборы президента, в меджлис и местные органы власти проводятся уже по всем классическим канонам. Президент Мохаммад Хатами попытался ограничить всевластие исламских органов власти. Режим действительно, а не на словах отказался от политики экспорта исламской революции. Он фактически поддержал США в Афганистане и занял нейтральную позицию в период иракской операции.

Решив насаждать рыночную экономику, но при этом сохранить механизмы госрегулирования, режим не смог управиться с возникающими диспропорциями. Каждый год на рынок выходят 800 тысяч молодых людей, которых нужно как-то трудоустроить. Социально-экономические проблемы усугубляются. Страна становится все более и более открытой, поощряется учеба за рубежом, снят запрет на использование Интернета. Открытый доступ к информации дает возможность сравнивать ситуацию в Иране с положением в других странах и с тем, что Иран представлял собой до революции (что раньше, безусловно, было закрытой темой). Это сравнение бывает не в пользу того, что происходит сейчас.

Топчутся на месте политические реформы. Два главных политических лагеря, которые условно можно назвать реформаторским и консервативным, примерно равны по силам. Двигаться дальше в рамках конституционного поля, как это ставит своей задачей нынешний президент, не получается. Чтобы идти дальше к демократии, нужно вносить изменения в конституцию, которая дает исламским структурам, рахбару (духовному лидеру страны Али Хаменеи) гораздо больше власти, чем республиканскому блоку и президенту. Духовенство тоже расколото - часть его выступает за то, чтобы отказаться от этой избыточной власти (ведь тем самым оно вынуждено отвечать за экономические просчеты). В общем, недовольство режимом значительно, поэтому внешнее давление и финансовая помощь оппозиции действительно могут его расшатать.

Во-первых, это неореформаторы, недовольные Хатами из-за того, что тот не идет на открытое противостояние с исламским руководством. Но он и не может пойти, поскольку сам имеет духовное звание. Во-вторых, это либеральная партия, основанная первым постреволюционным премьером Мехди Базарганом, члены которой занимают многие влиятельные посты. Базарган в свое время признал неправильным преобладание принципа "велайят-е факих" (неограниченность духовной и светской власти высшего духовного лица). И, конечно, это студенчество, особенно радикальное крыло организации "Бюро по укреплению единства", которое стоит за продвижение к светскому государству.

Американский конгресс уже выделил огромные суммы на поддержку оппозиции - и внутри страны, и вне ее. Речь идет о десятках миллионов долларов. И ладно бы речь шла только о смене режима - в результате усиления отдельных группировок страна может просто рассыпаться. Так, США поддерживают базирующиеся вне страны азербайджанские организации, которые явно будут более заинтересованы в расчленении Ирана, чем в изменении характера центрального правительства. То же самое касается курдских партий. Для Америки важно просчитать, что для нее в конце концов выгоднее: расчленить эту страну или сохранить ее.

Внутри страны среди ученых и отставных министров достаточно лиц, которые могли бы возглавить реформаторское движение. Это, например, теологи-реформаторы Мохсен Армин (председатель фракции "Фронт соучастия" в меджлисе) и Мохсен Кадивар (ведущий теоретик реформистского движения ислама, выступающий за отделение церкви от государства).

За пределами страны в первую очередь выделяют сына шаха. Но иранское общество вряд ли примет его в качестве лидера нации. Так же, впрочем, как и руководителей Организации моджахедов иранского народа (оппозиционная структура, покровительство которой оказывал Саддам Хусейн), на которых Америка делает ставку. У них руки в крови, рассчитывать им не на что. Скорее такого перспективного зарубежного лидера нужно искать среди родственников бывших иранских премьеров Базаргана и Мохаммеда Моссадыка (националистически настроенного реформатора, свергнутого ЦРУ и британской разведкой в 1953-м). В памяти населения оба остаются харизматическими фигурами, у обоих живы племянники, которые руководят различными оппозиционными группами.

Сохранить самобытную государственность хотя бы в урезанном виде, нужно чем-то пожертвовать. Даже бывший президент Рафсанджани сказал, что если ни Хатами, ни рахбар не могут наладить отношений с США, то следует провести референдум на тему, нужно ли восстанавливать связи с Америкой. А ведь Рафсанджани - один из силовых центров, он возглавляет Совет по целесообразности, а его Партия служителей созидания - это ядро высшей технократии.

При этом надо понимать, что жесткое давление может вызвать реакцию, обратную ожидаемой. Иранским лидерам нужны какие-то встречные шаги Америки. Им необходимо сохранить лицо. Это чистая психология, понять которую США как стране, силовые потенции которой никем не оспариваются, бывает трудно. Исламское руководство столько лет клеймило США, что идти сейчас на уступки под давлением Вашингтона было бы равнозначно полной утрате авторитета. Рахбар понимает: если уступкам не будет оправдания, его по конституции могут сместить как несправляющегося со своими обязанностями. Последствия движения навстречу Америке, таким образом, труднопредсказуемы без встречных шагов с ее стороны.

По опросу, проведенному Институтом по изучению общественного мнения (неважно, что его руководство было после этого распущено), 60% населения высказываются за установление связей с Америкой - это о многом говорит. Да, США до сих пор считаются врагом номер один. Но когда вы живете в тегеранской гостинице, не заметить, что большая часть ее постояльцев - американцы, просто невозможно. Они там работают, делают свои дела.

Исламский режим способствовал снижению зависимости финансового положения Ирана от продажи нефти. В 1990 доля нефти в доходах государства составляла 21%, в 1984 - 50%, в 1976 - 70%. Финансовое положение Ирана после 1993-1994 оказалось нестабильным, что было связано с падением цен на нефть, необходимостью обслуживания внешнего долга, полученного в виде займов в 1990-1992, неспособностью государства увеличить не связанный с нефтью экспорт, а также сокращением помощи от международных организаций.

Ответом Ирана на сложившуюся неблагополучную ситуацию стало сокращение импорта и капиталовложений, что отрицательно сказалось на общем экономическом положении страны. Опасаясь дальнейших негативных последствий, правительство не стало снижать субсидии на основные виды продовольственных товаров и резко повышать внутренние цены на нефтепродукты, что в целом затруднило выход из финансового кризиса. Внешний долг страны, согласно официальным данным, в 1997 составлял 15,8 млрд. долл.

Резкое падение цен на нефть в 1998 вместе с уменьшением валютных поступлений от других статей экспорта привели к обострению финансового положения страны. По оценкам, валютные запасы Ирана составляют 5-6 млрд. долл. Еще одной серьезной экономической проблемой в Иране является инфляция, темпы которой в начале 1990-х годов составляли ок. 16%, а в 1997 достигли 23%.

По моей оценке, относительно легко Иран может отказаться от своих ядерных программ и от поддержки радикальных исламских движений - по последнему пункту уже есть очевидные подвижки. Так что надо попробовать сделать шаг навстречу. Таким шагом, например, могла бы стать отмена санкций. Хотя Иран привык жить в изоляции от США - здесь понимают, что для решения социально-экономических проблем им нужен глоток свежего воздуха.

Библиография

Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем, М., 1981г.

Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим: События, люди, идеи. М., 1987г.

Алибейли Гасан Джангир-оглы. Иран и сопредельные страны Востока (1946-1978гг) М., 1989г.

Алиев С.М. Нефть и общественно-политическое развитие Ирана в XX веке. М., 1985г.

Алиев С.М. Современный Иран. Справочник. М., 1975г.

Андреасян Р.Н., Эльянов А.Я. Ближний Восток, нефть и независимость. М., 1961г.

Арабаджян А.З. Иран: Очерки новейшей истории. М., 1976г.

Ахмедзянов А. Иран, каким я его видел. М., 1990г.

Башкиров А.В. Экспансия английских и американских империалистов в Иране. М.,1954г.

Боронов Р. Нефть и политика США на Ближнем и Среднем Востоке. М.,1977г.

Жуков Д. Имам Хомейни. М.,1999г.

Иванов М.С. Иран в 60-70х годах XX века. М.,1977г.

Иванов М.С. Новейшая история Ирана. М.,1965г.

Иванов М.С. Иран сегодня. М.,1969г.

Иран: история и современность. Сборник статей (отв.ред. Н.А.Кузнецова) М.,1983г.

Иран.Сборник статей (отв.ред. Д.С. Комиссарова) М.,1963г.

Историография Ирана нового и новейшего времени М., 1989 г. Шестаков А.П. К истории исламских политических организаций и группировок в Иране.

Лаврентьев А.К. Империалистическая политика США и Англии в Иране (1945-1954гг). М.,1960г.

Орлов Е.А. Внешняя политика Ирана после Второй мировой войны. М.,1975г.

Нефтедоллары и социально-экономическое развитие стран Ближнего и Среднего Востока, (отв.ред. Широков Г.К.), М., 1979г.

Мачокки М. Иран в борьбе. М., 1953г.

Полюкайтис И.И. Экономическое развитие Ирана. М.,1965г.

Попов М.В. Американский империализм в Иране в годы Второй мировой войны. Американская финансовая миссия. М.,1956г.

Проблемы развития стран современного Ближнего и Среднего Востока: Иран, Пакистан, Турция., (отв.ред. Ганковский Ю.В.), М.,1981г.

Прокофьев В. Агрессивный блок СЕНТО. М.,1963г.

Сеидов Р.А. Аграрный вопрос и крестьянское движение в Иране (1950-1953гг.). Баку-1963г.

Стамболцян А.Г. Внутренняя политика правительства национальной буржуазии. М., 1984г.

Школьников Б.А. Иран в конце 50-х начале 60-х годов XX века: Социально-экономические и политические предпосылки «белой революции». М.,1985г.

Цуканов В.П. Неравномерность регионального развития Ирана: экономика и политика (1960-1970гг). М.,1984г.

Успехи Исламской революции в Иране за 20 лет: Аналитический взляд на достижения Исламской республики Иран в политической, культурной и социально-экономических сферах. Сборник статей. М., 2000г.

На персидском языке:

Мохаммед Али Мовахед. Доктор Мосаддык и национальное движение Ирана, Тегеран-1999г.

Шахрох Вазири. Нефть и власть в Иране, Тегеран-2000г.

Джами. Прошлое - свет будущего пути, Тегеран-1998г.

Сарханг Голям Реза Неджати. Двадцатипятилетняя политическая история Ирана, Тегеран-2000г.

Доктор Мохаммед Али Хамайун Катузиан. Мосаддык и борьба за власть в Иране, Тегеран-1999г.

Доктор Азизаллах Баят. Полная история Ирана в сравнениях, Тегеран-1998г.

Шамс Ганат Абади. Эволюция движения за национализацию нефти, Тегеран-1998г.

Джалил Бозоргмехр. Мосаддык на военном суде, Тегеран-1999г.

Хатами С.М. Традиции и мысль во власти авторитаризма М.,2001

На английском языке:

Mark J.Gasiorowski. U.S. Foreign policy and the shah.

IRNA 14 now. 1996 IRAN NEWS. 1996

IRAN Country Report 1996.,p 3

Периодические издания:

42) Журнал «Азия и Африка сегодня» 2000г., № 1.

43) Журнал «Азия и Африка сегодня» 1999г., № 2.

44) Журнал «Мировая экономика и международные отношения» 2000г., № 9.

45) Журнал «Восток» 2007г., № 6.

46) Журнал «Коринф»2007г., № 46.

47) Журнал «Коринф» 2008г., № 7.

48) Российская газета 2007., 11 сентября

49) Независимая газета 2008., 8 апреля

50) Общественные науки за рубежом. Востоковедение африканистика 1990

51) Дипломатический вестник 2006., №5

52) Новое время 2008., №23

53) Эхо планеты 2003., №1

54) Казахстанская правда 2009., № 46-47

55) Ближний Восток и современность 2008., №9

Источники с интернета:

www.inves.ru www.iranmania.com

www.middle-east-pages

www.nioc.org www.eia.doe.gov

http: // www. rambler . ru

http: // www. iran.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.