Ш участие в организации питания высококвалифицированных специалистов (технологов, врачей-диетологов, специалистов по производственному контролю)
Ш систему полного входящего и исходящего производственного контроля, в том числе с использованием лабораторно-инструментальных методов
Ш снижение потерь на всех этапах производства и реализации готовой продукции вследствие применения высокотехнологичного оборудования, специальных систем производственного учета и контроля
Ш снижение стоимости готовой продукции за счет уменьшения издержек при производстве (снижение расхода электроэнергии, уменьшение доли амортизации на единицу продукции, уменьшение количества персонала)
Ш улучшение здоровья школьников благодаря повышению качества школьного питания
Эти задачи федеральные органы власти ставят перед региональными. То есть, в свою очередь разрабатывают региональную (более конкретную, с учетом особенностей региона) программу "Модернизации школьного питания". Совершенствование системы школьного питания региона возможно только при условии комплексного решения в этой сфере, учитывающее и медицинские, и правовые, и социальные, и финансовые, и технологические аспекты, отдельно взятого региона.
Для реорганизации системы школьного питания региона необходима разработка комплексной программы, включающей в себя все аспекты реформы реорганизации системы школьного питания:
Ш научно-медицинский
Ш управленческий
Ш технологический
Ш кадровый
Ш логистический
Ш расчет экономической эффективности системы
Основные мероприятия региональной программы:
1. Проведение комплексного медико-экологического и климатогеографического исследования здоровья школьников региона, существующих рационов питания детей.
2. Разработка и внедрение единого научно-обоснованного сбалансированного рациона питания школьников региона на основе проведенного исследования.
Возможны 2 варианта разработки рациона школьного питания:
Ш На основе проведения медико-экологического и климатогеографического исследования здоровья школьников и исследования существующего рациона питания (научно-обоснованный)
Ш Рацион, разработанный на основе единых федеральных норм и указаний по составлению рациона питания школьников
Наибольший эффект дает внедрение научно-обоснованного рациона питания, позволяющего осуществлять коррекцию здоровья детей, ослабленного негативным воздействием различных факторов (несбалансированный рацион, промышленность города, климатогеографические особенности региона, и др.).
3. Строительство, оснащение предприятий школьного питания в соответствии с вновь разработанной схемой организации школьного питания в регионе.
Реорганизация системы предприятий, обеспечивающих школьное питание, должна проводиться на принципах централизации и индустриализации, что позволит обеспечить максимальный контроль качества выпускаемой продукции при снижении ее себестоимости. Достижение максимального уровня централизации и индустриализации производства школьного питания возможно обеспечить путем создания единой системы школьного питания региона. Программой модернизации СШП предусматривается 2 варианта организации данного процесса:
1 вариант (рис.1.1) заключается в том, что ядром системы должен стать Центральный Комбинат Питания (ЦКП), расположенный в месте наибольшей концентрации населения.
Рис.1.1. Вариант организации системы школьного питания А-типа
Согласно второму варианту (рис.1.2) в остальных школах, по причине их удаленности от ЦКП, КШП и ШБС или малокомплектности, возможны 2 способа организации питания детей: организация столовых полного цикла на местах (не зависят от ЦКП, КШП и ШБС) или размещение заказов на питание школьников в сторонних организациях общественного питания, соответствующих нормам организации школьного питания.
Рис.1.2. Вариант организации системы школьного питания В-типа
Благодаря такой структуре обеспечивается максимальный охват школьников централизованным питанием.
4. Разработка логистических схем организации школьного питания региона.
5. Оснащение пищеблоков школьных столовых в соответствии с разработанной схемой организации школьного питания в регионе.
6. Разработка и внедрение PR-мероприятий и материалов по поддержке программы и пропаганде здорового питания как среди школьников, так и их родителей.
Финансирование программы осуществляется из следующих источников:
Ш Федеральный бюджет. Частично 70%;
Ш Региональный бюджет 20%;
Ш Другие источники (инвесторы) 10%.
1.3 Зарубежный опыт организации системы школьного питания
Опыт Великобритании в организации школьного питания стоит исследовать уже потому, что эта страна первая в мире (еще в 1906 году) ввела государственную систему обеспечения учащихся едой.
Вопросы организации школьного питания на государственном уровне впервые были подняты в середине XIX века в Великобритании. Уже тогда было замечено, что успехи детей, обучающихся в школах, напрямую зависят от степени их обеспеченности питанием. Однако реальная обеспокоенность правительственных чиновников Туманного Альбиона о питании школьников и подростков возникла лишь после Англо-бурской войны 1899 года, когда выяснилось, что каждый третий молодой человек, призываемый или добровольно ушедший в армию, оказался больным или физически не способным участвовать в боевых действиях. В 1906 году британцами было принято первое в мире государственное постановление, рекомендующее муниципальным властям обеспечивать школьников бесплатным питанием. В 1939 году многие школьники, причем в основном из бедных семей, стали получать бесплатные завтраки за счет выделенных на эти цели государственных средств. С 1940 года правительство Соединенного Королевства стало рассматривать школьное питание как одну из обязательных составляющих мобилизационных мероприятий в подготовке страны на случай возникновения военных конфликтов. Как результат - к моменту завершения Второй мировой войны ежедневно более 1,6 млн. школьников получали бесплатные завтраки (в 10 раз больше по сравнению с 1939 годом). Из этого числа 15% завтраков были полностью бесплатными, все расходы оплачивало государство. К 1951 году уже 49% школьников получали бесплатные завтраки, а 84% школьников получали бесплатный стакан молока. Тогда типичная диета английского подростка включала в себя зерновые мюсли, яйцо, хлеб и масло на завтрак; мясо, картофель, овощи и пудинг - на ланч; хлеб с маслом, джем, пирожок или печень - на полдник; молоко - на ночь. Среди овощей и фруктов наиболее популярными были клубника, ревень, свежий горошек, латук, томаты. В начале 70-х годов в Великобритании сложилась полноценная система школьного питания, которая была недорогой и охватывала большинство школьников. А для детей с низким уровнем семейного дохода она была полностью бесплатной.
Однако в 1979 году после прихода к власти правительства консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер отношение к школьному питанию резко изменилось. Участие государства в организации школьного питания посчитали бюрократическим и затратным мероприятием. "Только частные компании способны выполнять эту функцию более эффективно и с меньшими расходами", - писали газеты того времени. В результате в течение последующих десяти лет тысячи британских школьников потеряли свою привилегию получать бесплатное питание. Анализ рациона питания подростков, проведенный в 1997 году, показал, что потребление сахара увеличилось по сравнению с 1980 годом на 30%. Две трети детей стали регулярно и в значительных количествах употреблять белый хлеб, чипсы, сладости, сладкие газированные напитки и меньше есть свежие овощи и фрукты (50% от рекомендованного количества). К январю 2000 года лишь 44% английских детей получали школьное питание (почти на 25% меньше, чем в 1979 году). Из 3,76 миллиона детей из семей с низким доходом лишь каждый третий в это время получал бесплатный второй завтрак. При этом пища школьников оказалась дефицитной по множеству микро и макронутриентов. У детей резко возросло число заболеваний сердечнососудистой и дыхательной систем, новообразований, увеличился риск развития остеопороза. Англичане стали самой "полной" нацией в Европе, повышенный вес имели 17% мужчин и 20% женщин, количество детей с ожирением увеличилось вдвое. В последние 3-4 года Британии резко активизировали работу по восстановлению утраченных позиций. Началось возрождение традиций обеспечения английских школьников горячей и здоровой пищей.
И на сегодняшний момент школьное питание в Британии не только одна из лучших, она пример для подражания. Именно в Англии самые высокие требования и стандарты в мире к качеству продуктов, используемых при приготовлении пищи для школьников. Именно в Англии самые высокие требования к санитарно гигиеническим нормам, квалификации персонала, использованию оборудования и даже внешнему виду блюда.
Англия сегодня не жалеет денег на школьное питание, а значит не экономит на здоровье подрастающего поколения. Столовые в английских школах оснащены всем необходимым оборудованием, в том числе мягкими удобными стульями, столами, соответствующие возрастному критерию. В Английских школьных столовых приятная расслабляющая обстановка, которая способствует быстрому усвоению пищи. Школьник, обедающий в такой столовой - отвлекается от школьной нагрузки и с удовольствием принимает пищу. Кроме того благодаря этому развивается культура детей. Они учатся вести себя за столом, пользоваться с ранних лет ножом и вилкой, столовыми приборами. Кроме того английская система школьного питания предусматривает не только обеспечение школьников здоровым и полезным питанием и приятной обстановкой в столовой, но и организует различные кружки и мероприятия среди которых: 1) Кулинарный кружок для школьников и их родителей. В рамках программы "Школьная пища" средней школе святого Беде в Сандерленде (городе в северо-восточной части Великобритании) открыт кулинарный кружок для школьников и их родителей. В него принимаются дети из всех классов, на 1 курс набирают 10 учеников и 10 мам/пап. На занятиях учат готовить, агитируют за здоровый образ жизни и питания, а также подробно рассказывают о том, как и почему формируется меню школы. Аналогичные кружки открылись еще в двух школах, а городской совет Сандерленда одобрил дальнейшее распространение кулинарных кружков. Программа "Школьная пища" также планирует поддерживать курсы кулинарного образования для учителей и родителей школьников.2) завтрак для детей младших классов. В средней школе Папдэйл в Оркнее (область в Шотландии) отрыли буфет "Ранняя пташка", предлагающий полезные для здоровья легкие закуски перед началом школьных занятий. Администрация школы озаботилось проблемой того, что часто дети идут из дома в школу, не успев поесть, и, в результате, или сидят голодными до середины дня (что отражается как на здоровье, так и на успеваемости), или же покупают по дороге в школу неполезные чипсы и сладости. Об открытии буфета было объявлено как в школьном бюллетене, так и в письмах к родителям, которые были переданы через учеников. Буфет также продает легкие закуски во время перемен. К работе в нем привлекаются ученики. В качестве награды за хорошее поведение школьникам могут разрешить брать еду в буфете бесплатно. Буфет финансируется за счет школы: дальнейшее расширение этого проекта предполагается при нахождении на него грантов.
Страницы: 1, 2, 3, 4