Ш на столы, за которыми в столовой сидят школьники, которые ведут себя хорошо, ставят цветы и накрывают нарядными скатертями.
Ш запрет на сладости, шоколад и газировку; поощрение школьников, которые едят много фруктов.
Ш недели здорового питания, во время которых, в том числе, школьники готовят полезные легкие закуски и напитки на продажу.
Ш проект издания "Поваренной книги школы Витториа", в которой будут собраны рецепты родителей учащихся.
Ш вечера кулинарных традиций разных стран и народов мира: турецкой, сомалийской, бенгальской, британской, китайской, филиппинской, французской, карибской и др.
В системе школьного питания присутсвут и общественные организации среди них "Надежда школьного питания" - независимая общественная организация, спонсируемая министерством образования Великобритании. Ее цель - поддержка и консультирование администраций школ и родителей по улучшению питания учеников. Создана в 2007-м году после трансляции по телевидению документального фильма "Школьные обеды Джеймса", в котором его создатель Джеймс Оливер подверг критике качество еды в английских школах. Министерство образования выделило на развитие организации 15 млн. фунтов стерлингов, а 45 млн. предоставил "Большой лотерейный фонд". С помощью денег, полученных благодаря лотереям, в 2008-м году планируется создание сети школьных кулинарных кружков по всей Великобритании.
Англия является не единственной страной, опыт которой можно использовать при реформировании системы школьного питания в нашей стране. На наш взгляд, интересен подход Финляндии, питание школьников в которой целиком оплачивают муниципалитеты и государство. В одной из школ была озвучена цифра в 200 тысяч евро в год. Как утверждают сами финны, такая сумма может покрыть все необходимые расходы только при грамотном и рациональном использовании каждого евро. Этим объясняется скрупулезный подход ко всему, что касается организации школьного питания.При планировании школьного (как, впрочем, и всех остальных возможных) пищеблока каждый этап совершается в строго определенной последовательности, никаких отклонений и вольностей.
Шаг первый: анализ общих тенденций и направлений современного бизнеса. Это делается для того, чтобы объект - школьная кухня - максимально соответствовал духу времени. При создании проекта школьной точки общепита закладываются следующие параметры: конкурентоспособность, система контроля качества, автоматизация производства, недостаток квалифицированных кадров, высокая стоимость рабочей силы, способность адаптироваться к новому виду сырья, максимальное использование имеющегося пространства кухни, эффективность производства, техническое обслуживание установленного оборудования, возможность увеличения мощностей производства, электронная система анализа рисков и контроля над критическими точками (НАССР).
Второй шаг: детальное выяснение запросов, пожеланий и имеющихся условий чтобы оборудование работало с полной нагрузкой, школьная кухня специально готовит чуть больше порций, чем требуется ученикам. Полученный излишек продается в виде обедов "гостям", это могут быть служащие того же муниципалитета клиента. Обсуждаются потребности заказчиков, площади и планировка помещений объекта, система управления пищевым производством, тип и производительность оборудования, и финансовые возможности заказчика.
Третий шаг: определение конкретных задач школьной кухни. Уточняются показатели эффективности производства, качества продукции, экономичности оборудования (электричество, газ, вода, тепло) и, наконец, экологические нормы производства (при правильном использовании оборудования меньше отходов).
Четвертый шаг: сбор информации для планирования столовой. Сначала формулируется основная идея бизнеса, и определяются методы производства, например, cook and hold (приготовление и хранение) или cook and chill (приготовление и охлаждение). Потом изучается предполагаемое меню (количество блюд, порций и диет, необходимость доставки продукции в другие места раздачи). Далее идет расчет дистрибуции (транспортировка по объектам, способы и время развоза). Тут же определяется общее количество порций, к какому времени их необходимо приготовить (от этого будет зависеть производительность оборудования). Затем планируются непосредственно производственные процессы - от загрузки сырья до реализации готовой продукции. Далее продумывается система производственного контроля на предприятии и еще раз уточняется вид используемого сырья.
Пятый шаг: планирование производственных помещений. Это раздевалка для персонала, офисные помещения, загрузочные, холодильные и морозильные камеры, кладовые. Далее - помещения первичной обработки продуктов (мясной цех, рыбный, Пищеблок школы "Тиккурила" ежедневно производит 1800 порций (1000 раздает тут же и 800 транспортирует в гимназию, которая находится в соседнем здании). В обеденном зале две линии раздачи - для первоклашек и для тех, кто постарше овощной), холодный цех, мучной цех, горячий цех, мойка кухонной посуды, мойка столовой посуды. Упаковка, экспедиция, раздача, технические помещения, камера хранения отходов. При планировании производственных помещений учитывается концепция производства.
Шестой шаг - разработка технологической схемы производства: получение сырья, его хранение, первичная обработка, дальнейшее приготовление. Основное производство делится на горячий и холодный цеха. Далее идет раздача или охлаждение пищи. Возможное хранение, упаковка и транспортировка в другие здания и подразделения. Там соответственно регенерация пищи и ее раздача. При кратковременном хранении учитывается транспортировка в том же здании. Снова раздача. Подытоживает все мойка посуды.
Седьмой шаг: производственная программа производства. Изучение предполагаемого меню, а именно количество наименований, наличие диетического питания, будет ли происходить транспортировка пищи. Способы раздачи, необходимость оборудования и транспорта для доставки на другие объекты. Примерная калькуляция для просчета масштабов производства и набора оборудования.
Восьмой шаг: выяснение условий и вариантов транспортировки готовой продукции (горячей или холодной). Способы упаковки продукции, выбор оборудования (тары). Мытье оборудования и тары (в точках раздачи или на базовом предприятии).
Девятый шаг: планирование процесса мойки посуды. Определение, каким образом и где будет происходить мытье посуды.
Десятый шаг: уточнение плана расстановки оборудования.
Одиннадцатый шаг: разработка плана подвода инженерных коммуникаций.
Двенадцатый шаг: спецификация оборудования (количество, цена).
Тринадцатый шаг - заключительный. Когда все детали будущего пищеблока оговорены и учтены, разработчики проекта делают макет школьной столовой на компьютере, не только в виде чертежей и схем, но и с помощью специальных программ показывают заказчику ее виртуальное изображение. В итоге, сидя перед монитором, можно пройтись по будущей кухне, заглянуть в различные цеха, осмотреть обеденный зал, побывать, к примеру, на мойке.
В проекте финской школьной столовой предусматривается все до мелочей: от вида стройматериалов, производственного оборудования, его мощности, до цвета стен, и какие картины будут на них висеть. Весьма отличается от России. В Финляндии как впрочем и положено развитой стране государство заботится не только в удовлетворении первичных физиологических потребностей человека, но и о том в какой обстановке он будет их удовлетворять. Тем более что дело касается детей. Такой позиции придерживается Финляндия.
Современная Американская программа школьного питания имеет глубокие корни. Еще в позапрошлом веке дети из бедных семей учились хуже остальных. Причина проста - они были голодными. Стало понятно: чтобы они могли должным образом обучаться, их надо кормить. И тогда в Америке, в Чикаго, а потом и в других городах начались эксперименты по организации школьного питания. На заре ХХ века стали вводиться федеральные программы поддержки тех школ, в которых дети получали питание. В период великой депрессии 30-х все завтраки и обеды также предназначались в первую очередь бедным и брошенным детям. Таким образом, американская нация сама спасала себя, обратив внимание именно на широкие неимущие слои населения.
В США 26-30 млн. школьников получают школьные обеды, и около 8 млн. детей получают школьные завтраки, к тому же существует специальная "Молочная " программа. В Америке вопрос о кормлении детей и людей с низкой зарплатой был постоянной прерогативой Минсельхоза. Не Министерства социальной опеки, а именно Министерства сельского хозяйства. В настоящее время на эти нужды через Минсельхоз тратится 46 млрд. в год!
Затраты на школьное питание в США составляют 56% бюджета Минсельхоза которые идут на программы питания населения и довольно большая доля - 20 млрд. долларов на школьное питание. Это позволяет фирмам увеличить выход продукции, создавать рабочие места. Минсельхоз направляет деньги по штатам. Администрация штатов направляет эти деньги по школьным округам. Школьные округа закупают продукты у местных предпринимателей, которые конкурируют между собой на тендерной основе.
Экономисты в американском правительстве рассчитали сумму расходов на одного школьника - это примерно по 2$в день. Этих денег хватает, чтобы ученик мог правильно и полноценно питаться. В США из почти 30 млн. школьников завтрак получают порядка 9,4 млн. детей и 29,6 млн. получают ланч-обед. В общей сложности на завтраки отпускается 2 млрд. долларов, а на ланч-обед 8 млрд. долларов. Программа эта полностью прерогатива Министерства сельского хозяйства. Министерства образования не имеет к питанию в американских школах ни кого отношения. Оно занимается вопросами обучения, передовым опытом преподавания. В этом их главное предназначение.
В США школы сами получают субсидирование, но как бы в обратном порядке. Сначала обеспечивают питанием, а потом выставляют счета и на них субсидируются. Они кормят семей с действительно низкими доходами. Например, если семья из трех человек и доход у нее меньше 1440 долларов в месяц, то их дети получают бесплатные обеды и завтраки. Полуторатысячный рубеж - достаточно большой уровень для нас - для них является ступенью неблагополучия. И наконец, есть серьезные формы надзора. В США четко следят за тем, чтобы каждый американский школьник принес от родителей справку об их доходах. Только после соответствующей проверки ребенок начинает получать бесплатный или субсидированный обед ид и завтрак. Этот опыт вполне мог бы быть востребован и у нас в стране.
Каждые пять лет система школьного питания подвергается аудиту на предмет его структуры и соотношения в пищевом рационе белков, углеводов, жиров, калорийности. Согласно последним рекомендациям еда детей в американских школах должна обеспечивать 1/3 потребностей в белке, витаминах А, С, железе, кальции и калорийности (не более чем 30% калорий за счет жира). К тому же в Соединенных Штатах существует Федеральная программа "Питание детей в летних лагерях". В Федеральной программе для малообеспеченных семей имеется специальный раздел по питанию детей-школьников. Суммарно на бесплатное питание по всем указанным четырем программам в США выделяется порядка 12 млрд. долларов в год. В 2005 году две трети расходов ушло на обеспечение детей мясом и молоком, чуть больше одной четверти - на закупку фруктов и овощей, преимущественно консервированных или замороженных. Увы, подобный перечень продуктов постоянно подвергается критике, поскольку согласно современным рекомендациям питание детей в школьном возрасте должно в основном включать цельные зерновые, натуральные фрукты, овощи, умеренное количество мяса, рыбу, молочные продукты и бобовые.
На основании исследования проведенного в первой главе дипломного проекта можно сделать следующие выводы:
1. Полноценное питание школьников - не только обязательный элемент образовательного процесса, но и основа здоровья подрастающего поколения.
2. Анализ опыта передовых стран мира свидетельствует, что успешное решение проблемы здорового питания детей в школе и других общеобразовательных учреждениях должно основываться на использовании продуктов повышенной готовности промышленного производства.
3. Создание структур обеспечивающих комплектацию рационов на их основе с учетом возраста, состояния здоровья и привычек детей, а также при использовании современных технологий, оборудования и тары для доведения промышленной продукции до готовности и употребления ее в условиях общеобразовательных учреждений.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Г. ИРКУТСКА
2.1 Система управления рынка общественного питания г. Иркутска
В систему органов управления рынком общественного питания входят:
Ш Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей (Ростпотребнадзор);
Ш Служба ветеринарии Иркутской области;
Ш Комитет по потребительскому рынку г. Иркутска. Отдел координации деятельности предприятий общественного питания.
Функции управления Ростпотребнадзора по Иркутской области осуществляют 2 отдела:
1. Отдел санитарного надзора;
2. Отдел надзора за питанием населения.
Установленной сферой деятельности отдела санитарного надзора является:
Ш организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства;
Ш оперативное руководство деятельностью территориальных отделов по вопросам, отнесенным к компетенции отдела санитарного надзора;
Ш мониторинг состояния здоровья населения, гигиеническая оценка факторов среды обитания, выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;
Ш разработка приоритетных мероприятий по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой;
Ш разработка приоритетных мероприятий по обеспечению безопасных для человека условий труда и профилактики профессиональных заболеваний;
Ш обеспечение учета и расследования профессиональных заболеваний;
Ш обеспечение контроля за организацией и проведением предварительных и периодических медицинских осмотров;
Ш разработка мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения. Обеспечение проведения объективной оценки вредного воздействия радиационного фактора на население;
Ш разработка мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производственного и бытового назначения;
Ш разработка мероприятий по предотвращению вредного воздействия факторов неионизирующей природы на организм человека;
Ш разработка мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков;
Ш обеспечение государственного санитарного надзора за условиями воспитания, обучения и содержания детей и подростков в организованных коллективах;
Ш организация и осуществление государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ, а также изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств), отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Новосибирской области;
Ш лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения;
Ш ведение государственного реестра продукции, веществ, препаратов, прошедших государственную регистрацию, и реестра лицензий;
Ш обеспечение взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
Ш обеспечение методического руководства за деятельностью территориальных отделов, аккредитованных организаций, проводящих экспертизы, расследования, обследования, исследования, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, по вопросам государственной регистрации и лицензирования;
Ш организация и осуществление надзора за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим обеспечением при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Сферой деятельности отдела надзора за питанием населения является:
Ш организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля над исполнением обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и в области потребительского рынка и услуг;
Ш разработка мероприятий в области здорового питания населения и контроль над их выполнением;
Ш организация мероприятий по профилактике заболеваний связанных с дефицитом микронутриентов и контроль над выполнением;
Ш организация и проведение мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов;
Страницы: 1, 2, 3, 4