Дата добавления: март 2006г.
ДОВОЕННАЯ МОСКВА ХХ ВЕКА (1920 - 1941гг. ) .... что бы там ни происходило, что бы вы не говорили, Москва - мать, Москва -- родной город. (М. А. Булгаков, "Сорок сороков". ) План.
I. Вступление. Общее положение дел в Москве по окончании Гражданской войны. II. Основная часть. 1. Промышленность. а) восстановление пром-сти.
б) развитие пром-сти в связи с пятилетними планами. Достижения более высокого, нежели дореволюционный, уровня выпуска продукции. (Примеры). в) социалистическое соревнование. 2. Транспорт. а) Москва -- крупнейший транспортный узел страны: -- железнодорожный транспорт; -- речной транспорт; -- авиатранспорт. б) городской транспорт: -- наземный (трамвай, троллейбус, автобус, такси); -- подземный (метро). Строительство московского метрополитена в довоенные годы. 3. Коммунальное хозяйство: а) жилищный фонд и жилые застройки 20-30х годов; б) внутригородская связь и передача информации; в) теплофикация; г) электрификация; д) газификация; е) система канализации и удаления отходов; ж) система зеленых насаждений.
4. Отражение новой идеологии в облике Москвы. Советская архитектура 20-30-х годов. а) до утверждения и проведения в жизнь Генерального плана реконструкции Москвы: -- топонимика; -- памятники;
-- уничтожение храмов и монастырей, в т. ч. уничтожение Храма Христа Спасителя и проект Дворца Советов на месте Храма; -- Мавзолей В. И. Ленина. -- архитектурные течения 20-30-х годов. б) после принятия Генерального плана рекострукции Москвы: -- кремлевские звезды; -- архитектура залов метрополитена; -- реконструкция набережных и мостов; -- сельскохозяйственные выставки (подробное рассмотрение только ВСХВ). в) московские высотные дома: идеологическая подоплека. (*) 5. Просвещение и культура. а) образование: -- дошкольные учреждения; -- среднее (школьное) образование; -- высшее образование. б) наука: -- новые и старые НИИ; -- Москва -- научный центр Союза; -- связанные с марксизмом институты, школы, музеи; идейное воспитание. в) культурная революция. -- библиотеки; -- музеи; -- влияние соц. идеологии на различные виды искусства; -- кино как "важнейшее из искусств". III. Заключение. * -- материал предлагается как проблемный.
14 декабря 1920 года последний раз была опубликована сводка полевого штаба Реввоенсовета: "На фронтах спокойно". Закончилась Гражданская война. Всего же на долю Москвы выпало почти семь военных лет, если считать и Первую мировую войну.
Последствия этих лет были крайне тяжелыми. Практически замерли все московские предприятия: произведенная ими в 1921 году продукция составляла всего 15% от уровня 1913 года. Простаивали текстильн ые фабрики, почти все предприятия пищевой промышленности, химические и металлообрабатывающие предприятия работали с недогрузкой. Например, на заводе Гужона (ныне "Серп и молот") выпуск издел ий составил 2, 1% от уровня 1913 г.
А если предприятия простаивали -- значит, была безработица. К концу 1923 г. на учете московской Биржи труда было 112 тысяч безработных.
В чрезвычайно тяжелом состоянии находилось коммунальное хозяйство города. Почти прекратилась работа внутригородского транспорта, в расстройство пришла водопроводная система. Потребности
города в воде удовлетворялись лишь на 60%, а в возвышенных частях Москвы (примерно четверть всей территории) без воды оставались целые районы. Из-за нехватки электроэнергии целые дома и район k не освещались. В 15 раз сократились выработка и подача газа. Да плюс к тому еще рост инфляции. В октябре 1922 года покупательная способность билета в 100. 000 тысяч рублей равнялась стоимости одной царской копейки.
Да неурожайные, голодные 1920-1922 года. Голод свирепствует в Поволжье, и на столице это не может не сказаться. "Бывали дни и недели, когда население Москвы обеспечивалось хлебом по минимальной н орме (50-100 граммов в день на человека). Бывали и такие дни, когда хлеба не выдавали вовсе. " В окябре 1920 г. Москва имела запас муки всего на одну неделю.
А еще были уничтожены все прежние идеалы и ценности, а новые ценности - революционные -- еще не были поняты и осмыслены народом, москвичами в том числе. Да и до идеалов ли было в такое время?
И теперь москвичам предстояло возрождать промышленность, хозяйство и культуру, даже более того -- создавать новую модель общества. Именно москвичам, ведь Москва всегда "подавала пример" всей России. 1. Промышленность.
Одной из первых задач, стоящих в то время не только перед Москвой, но и перед Россией в целом, было восстановление
промышленности. В первую очередь была проведена реконструкция старых дореволюционных заводов, таких, как завод Гужона (с 1922г. -- "Серп и молот"), "Богатырь" (с 1923 г. -- "Красный богатырь"), завод бра
тьев Бромлей (с 1922 г. -- "Красный пролетарий"), "Динамо" (с 1935 г. - электромашиностроительный завод им. С. М. Кирова) и многие другие. Всего к концу 1921 г. в Москве насчитывалось 457 действующих предпри oтий. Еще более успешным в плане восстановления московской промышленности оказался 1922 год. В августе была пущена Московская ситценабивная фабрика (бывшая Цинделя). "Набирали темпы "Трехгорная ман
уфактура", Даниловская и Измайловская текстильные фабрики. Заметно увеличилось производство пищевой, химической, кожевенной, силикатной и других отраслей промышленности. (.... ) В 1922 году в Мос *ве находилось уже 25, 1% всех промышленных предприятий страны, которые выпускали 38% валовой продукции СССР".
В целом к 1925 году уровень московской промышленности достиг дореволюционного. Следующим шагом к развитию стало превышение этого уровня. В 1926/27 г. столичная промышленность дала продукции на 18, 9% больше, чем в 1913 году.
В 1929 г. вступил в действие первый пятилетний план, разработанный на основе Директив 15-го съезда ВКП(б) в декабре 1927 г. Этот план предусматривал превращение Москвы в крупнейший индустриальный fентр страны. В то время был актуален лозунг: "Без тяжёлой промышленности мы не сможем построить никакой промышленности. " Именно высокие темпы развития машиностроения и металлугии отличали развитие москЕ. вской промышленности в 20х-30х гг. "Если до революции удельный вес легкой промышленности составлял более 75%, а металлообрабатывающей -- всего 10% от общего промышленного производства Москвы, то * концу 30-х годов положение существенно изменилось. Металлообрабатывающая промышленность прочно заняла первое место в общем промышленном балансе города, достигнув почти 45%. "Ситцевая" МосквЕ отошла на второй план, уступив свое место Москве машиностроительной и электротехнической. "
В этой работе нет необходимости подробно говорить о развитии каждого завода, поэтому я просто подтвержу свою мысль несколькими конкретными примерами.
Выше уже говорилось о восстановлении завода Гужона, получившего в честь 5-летия Октябрьской революции название "Серп и молот". С 1931 года это предприятие специализируется на продукции из каче aтвенной стали. В 1929-1935 гг. была проведена реконструкция: "возведены новые мартеновские мечи, модернизированны прокатные станки и нагревательные печи, построены новые пролеты для отделки пр . ката, пущен первый в стране цех холодной прокатки из нержавеющей стали. " На этом заводе было освоено производство продукции, не выпускавшейся до этого в СССР, в частности производство стальн ого листа для авиа- и авто промышленности и тонкой стальной нержавеющей ленты.
28 июня 1918 года был национализирован основанный в 1916 г. автомобильный московский завод АМО (Акционерное машиностроительное общество). В 1924 г. здесь начался выпуск грузовых автомобилей АМО-Ф-15.
Во время первой пятилетки завод был реконструирован; было создано поточно-конвейерное производство грузовых автомобилей АМО-2, затем АМО-3. Вотричная реконструкция проводилась в 1933-1937 гг. ко ллективом архитекторов под руководством Е. М. Попова. Эта реконструкция позволила значительно увеличить выпуск машин. С 1934 г. начали выпускаться грузовые автомобили ЗИС-5 и ЗИС-6, автобусы ЗИС
8, с 1936г. -- легковые автомобили ЗИС-101. К 1940 г. завод превратился в новое предприятие -- одно из крупнейших этой отрасли в Европе.
Говоря о развитии промышленности, нельзя не сказать о массовом движении социалистического соревнования, которое сыграло в этом значительную роль. С 1919 г. в столице проводились субботники, с gитающиеся "зачатками" соцсоревнования. В начале 1929 г. бригадир завода АМО Поваляев положил начало движению "работать по-ударному". Идея получила поддержку секретаря партячейки одного из цех . в того же завода. К весне движение стало массовым, общемосковским. Оно способствовало досрочному выполнению производственного плана 1929/30 г. "Выпуск промышленной продукции на одного рабочег . в металлопромышленности Москвы составил 180% от уровня 1913 г. , а в целом объем промышленного производства столицы вырос в 2 раза по сравнению с тем же довоенным годом. "
В 1935 г. зародилось стахановское движение. Его "основоположником" был донецкий шахтер А. Г Стаханов,
в 14 раз перевыполнивший сменную норму. Стахановцы боролись за повышение производительности труда путем освоения новой техники. Это движение стало наиболее распространенным среди рабочих. @B ноябре 1935 г. в столице состоялось первое Всесоюзное совещание стахановцев, и четверть всех присутствовавших на нем составили москвичи. Всего же участие в совещании приняло более 3000 человек .
Ну и конечно, нельзя не упомянуть о самом популярном лозунге того времени: "Пятилетку -- в четыре года! ". Современному человеку все это кажется несерьёзным, даже наивным. Но такова была идеолог (я, таково было мировоззрение и миропонимание народа, таков был образ жизни. Личное тогда не имело общественного значения; каждый человек мыслил глобально, задумываясь в первую очередь об ин bересах
других, а потом уже о себе. Идея соцсоревнования сплотила рабочих, помогла восстановлению и развитию промышленности. Разве это плохо? 2. Транспорт.
В этом вопросе необходимо осветить две стороны проблемы. Во-первых, в 20-х-30-х годах происходит становление Москвы как крупнейшего транспортного узла страны. Во-вторых, в это же время развивае тся городской транспорт. Рассмотрим Москву как один из наиболее значимых транспортных узлов. Старейшим (и крупнейшим) в этом плане является Московский железнодорожный узел. Его грузооборот в 20-х-30-х годах значительн
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5