Рефераты. Конференция к 850-летию Москвы: страницы стории - (реферат)

p>В 1591 году во время нашествия Крымского хана Казы-Гирея Новос пасский монастырь явился надежным оплотом защиты Москвы.

В смутное время монастырь испытал участь опустошения, толпы по ляков грабили и неистовствовали в его стенах. В это время многое из того, что было пожертвовано основателем монастыря Иваном III, было утеряно и до нашего времени не сохранилось.

Во время царствования Михаила Федоровича Романова монастырь был обнесен стенами с бойницами. В это время монастырь имел и важное во енно-стратегическое значение. С 1640 по 1642 год Новоспасский монас тырь был обнесен каменной оградой с бойницами и башнями взамен преж ней деревянной. При императоре Петре I в 1716 году был отлит большой колокол. С конца царствования Петра I начинается постепенный упадок монастыря.

В 1764 году после секуляризации церковных имуществ при Екатери не II монастырь лишился всех своих поместий.

В 1812 году Новоспасский монастырь подвергся разрушению и лишь к 1820 году монастырские храмы, разграбленные и опустошенные неприя телем, были вновь отремонтированы и освящены.

Большие обновительные работы проводились в монастыре в начале ХХ века - к 300-летию дома Романовых.

    Новоспасский монастырь был закрыт в 1918 году.

С 1970 года здания и сооруженния монастыря взяты под охрану как памятники архитектуры, имеющие выдающееся историческое и культурное значение. В настоящее время проводится реставрация монастыря. Отражением истории Москвы также стал Новодевичий монастырь. Он

    - 72

был основан в 1524 году в память о крупной военной победе московско го князя Василия III, отвоевавшего у Литвы старинный русский город Смоленск. Во время опричнины в монастырь постригались в монахини родственницы Ивана Грозного.

В 1598 году Новодевичий монастырь стал местом добровольного пострижения в монахини Ирины Годуновой, вдовы царя Федора Иоаннови ча. В это же время здесь жил брат царицы Борис Годунов. При активной поддержке русским патриархом Иовом он добился престола и 21 февраля 1598 года в Смоленском соборе был "наречен" царем. Борис Годунов де лал большие вклады в монастырь. На его средства возвели первые ка менные крепостные стены монастыря.

В смутное время Новодевичий монастырь был жестоко разорен. В августе 1612 года под стенами монастыря происходило решающее сраже ние за освобождение Москвы, закончившееся поражением интервентов. Наибольшего процветания монастырь достиг в конце ХVII века во время правления Софьи. Правление Софьи было ограничено 1689 годом датой совершеннолетия Петра I и с этого времени она должна была жить в Новодевичьем монастыре. Уже живя в монастыре, Cофья организовала в 1698 году последний стрелецкий бунт, закончившийся полным поражением стрельцов и пострижением ее в монахини под именем Сусанны. Она умер ла в 1704 году и похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монас тыря.

Положение монастыря сильно изменилось при Петре I. Управление делами монастыря перешло в ведение Преображенского приказа. Монас тырь был постоянно под охраной солдат-преображенцев.

В 1724-1725 годах в нем строится сиротский корпус, рассчитанный на 252 ребенка, и устраивается больница для солдат и офицеров. В конце XVII - начале XVIII в. Новодевичий монастырь считался среди женских монастырей России вторым по богатству после Вознесенс кого монастыря в Кремле.

В 1727 году в монастыре поселилась последняя опальная русская царица - первая жена Петра I Евдокия Лопухина.

В 1812 году монастырь захватили французы. Часть стариц успела выехать в Вологду и вывезти с собой монастырскую ризницу. По приказу Наполеона крепость использовалась французами для хранения армейского

    - 73

провианта. Для увеличения оборонных возможностей монастыря были соз даны внутренний вал у северной стены, уничтожена церковь Иоанна Предтечи. Перед бегством из Москвы французы пытались взорвать Смо ленский собор, Успенскую церковь с трапезной и уничтожить кельи. Эти здания были спасены монахинями. Как только последний отряд ушел из монастыря, они загасили фитили, ведшие к бочкам с порохом. Имена этих женщин впоследствии были вписаны в памятную книгу героев-участ ников войны 1812 года.

В XIX веке после изгнания захватчиков было проведено восстанов ление пострадавших зданий монастыря.

Монастырь был закрыт в 1922 году и в нем был организован музей, который с 1934 года стал филиалом Государственного Исторического му зея. В собрании музея находится значительная коллекция произведений древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства. Реставрационные работы, ведущиеся на территории музея, возвра тят древнему памятнику отечественной истории и культуры первоначаль ный вид. В наше время монастыри - представители Старой Москвы, сли ваясь воедино с Москвой новой, представляют неповторимую картину го рода, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее.

    - 74
    ЦАРЬ-КОЛОКОЛ И КОЛОКОЛА "ИВАНА ВЕЛИКОГО"
    Студ. Заозерова Н. А.

История Царь-колокола очень интересна и до конца не понятна. По некоторым данным этот колокол отлит отцом и сыном Маториными в 1733-1735 гг. во времена правления императрицы Анны Иоановны и явля ется до сих пор самым большим колоколом в мире весом около 200 тонн. Историк М. И. Пыляев в своей книге "Старая Москва" пишет, что первона чально колокол был отлит с прибавкою меди от разбившегося годуновс кого колокола и содержал в себе веса около 130 тонн. С наружной сто роны вверху были отлиты грудные изображения царской фамилии, а в се редине - лики московских патриархов. Надпись на нем была следующая: "Блаженные и вечно достойные памяти вел. гос. царя и вел. кн. Алек сея Мих. , всея Вел. и Мал. и Бел. Руси самодержца повелением к пер вособорной церкви Пресвятые Успения Богородицы, слит был великий ко локол осмь тысяч пуд меди в лето 1654 г. ; из меди сего благовестить начал в лето 1668 г. ".

Прежде всего надо отметить, что на Руси колокола делились на царские, пленные, ссыльные, золоченые и лыковые.

Царскими назывались очень большие по размеру колокола. Известен еще один Царь-колокол, висевший в брусяном срубе между Ивановской колокольней и соборами Успенским и Архангельским в Москве. Весил он тысячу пудов и был отлит около половины XVI века. В него ударяли три раза с большой расстановкою в редких случаях, как, например, при смерти царя или патриарха. Впоследствии он был перелит с добавлением меди и назван Праздничным и повешен на пристройке к колокольне Ивана Великого.

Пленными назывались колокола, взятые в качестве трофея во время военных действий (например, при Алексее Михайловиче во время войны с Польшей пленные колокола посылались во многие города России и даже в Сибирь).

Ссыльными назывались колокола, которые в буквальном смысле ссы лались как правило за непокорность. Так поступили с вечевым колоко

    - 75

лом Новгорода после присоединения города к Московскому княжеству, при этом ему вырвали язык и выслали в Москву.

Золоченые колокола вряд ли сейчас можно встретить - как правило их золотили любители церковного благолепия и по размеру они были не велики.

Лыковыми назывались опальные колокола, сначала разбитые, а по том перевязанные лыком - их можно было найти в прошлом столетии в ограниченном количестве в Костромской губернии.

Первые колокола при церквях на Западе были введены в употребле ние в конце VI века. Изобретение колоколов приписывают Павлину, епископу нольскому, что в Компаньи; считается, что от этого и прои зошло латинское их название Campena u Nola (campena [лат. ] - коло кол; Nola - город в Кампании [Италия]); во Франции они введены были с 550 года. В XI веке в Аугсбурге при главном соборе построены две колокольни и на каждую повешено по одному большому колоколу. В Пари же большой колокол был повешен в 1680 году при соборе Богоматери. Он весил 31 тонну. Величайшим колоколом Австрии считается ольмюцкий, вес которого достигает 35, 8 тонны.

Сведения о Царь-колоколе, лежащем неподалеку от колокольни Ива на Великого, разноречивы. Одни полагают, что отломок края у него произошел от неискусного литья, другие, напротив, уверяют, что он был отлит, поднят и висел под шатром на столбах, но от действия огня в случившийся пожар в 1737 году упал в яму, причем край откололся из-за упавшего на него бруса. В записках графа Миниха находим о нем следующее: "Вскоре потом, когда императрица вознамерилась вместо прежнего разбитого преогромного московского колокола, висевшего на Иване Великом, заказать вылить другой - в девять тысяч пуд, то и препоручено мне отыскать в Париже искусного человека, дабы сделать план колоколу купно со всеми размерениями. По сей причине обратился я к королевскому золотых дел мастеру и члену академии наук Жерменю, который по сей части преискуснейшим считается механиком. Сей худож ник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала думал, что я шутил; но как после его уверил, что имею про то высочайшее по веление, то он взялся сие исправить. Принесши ко мне план, вручил я его графу Головкину для отсылки; но колокол после отлит не по назна

    - 76

ченному плану, а по другому, еще в две тысячи пудов тяжелее вышепо казанного веса. Он вылился весьма красиво и удачно и стоял уже в го товности, чтобы поднять на колокольню, как, по несчастию, в бывший пожар от упавшего на него разгоревшегося бревна расшибся".

Отливка колокола происходила в 1735 году по чертежам и моделям артиллерии колокольных дел мастера Ивана Федоровича Маторина и вышла очень удачна. Колокол находился еще в отливочной яме, когда разра зился опустошительный для Кремля пожар. При его тушении вследствие неравномерного охлаждения колокол дал трещины и от него откололся громадный осколок массой 11, 5 тонны.

Предложения о перелитии расшибленного колокола начали поступать уже с 1747 года. Его брался перелить мастер Слизов, который перели вал другие колокола, находящиеся на колокольне Ивана Великого. Потом еще в 1770 году архитектор Форстенберг придумал впаять вышибленный край в колокол, уверяя, что от этого нимало не пострадает звук коло кола.

В 1836 году по проекту архитектора А. Монферрана Царь-колокол был поднят из земли и установлен на постамент недалеко от колокольни Ивана Великого, где и находится по настоящее время.

На колокольне Ивана Великого и пристроенных к ней звонницах на ходится 21 колокол. Некоторые из них именные: Широкий, отлитый в 1679 году; Слободский, вылитый в 1641 году; Медведь, вылитый в Новом городе в 1501 году; Ростовский; два колокола иностранной работы, один из которых был прозван Немчин; Глухой, Даниловский, Марьинский и ряд других. Самый большой из них - Успенский - весит 70 тонн.

    - 77
    МОСКВА - КОЛЫБЕЛЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
    Студ. Макарова Т. А.

На протяжении XII-XVII вв. Москва прошла путь от небольшого го родка (на границе Ростово-Суздальской земли) до столицы Русского централизованного государства - центра национальной жизни русского народа.

В первой половине XIV в. Москва - столица самого сильного кня жества северо-восточной Руси. Именно с этого момента начинается ста новление Москвы как центра (колыбели) русской культуры.

В XVI в. Москва - не только хозяйственный и политический, но и культурный центр Русского государства.

В XVI в. культура и искусство в России и ее столице Москве по лучили значительное развитие. Это прежде всего проявилось в расп ространении грамотности и просвещения.

В марте 1564 г. после почти целого года работы Московская ти пография выпустила книгу "Апостол", украшенную заставками оригиналь ного растительного орнамента и одной фигурной гравюрой, отличавшуюся изяществом отделки. В 1565 г. была напечатана другая церковная книга - "Часовник".

В XV в. печатные книги из Москвы распространялись по всей стра не. Расцвет политической и церковной литературы в XVI в. способство вал большому развитию книжного искусства. В Москве складывался еди ный русский стиль миниатюры, который распространялся по всей стране. Большую роль в этом сыграло создание Лицевого (иллюстрированного) летописного свода объемом более 10 тыс. листов, украшенных более чем 16 тысячами миниатюр. Текст свода иллюстрирован рисунком, выполнен ным жидкой акварелью на бумаге.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.