Рефераты. Конференция к 850-летию Москвы: страницы стории - (реферат)

p>Искусство книги XVI в. создало свой стиль в орнаментальной об ласти: заставки, заглавные буквы, украшения на полях, сине-голубой растительный орнамент в сочетании с золотом.

Как и в книжной миниатюре, в строительном искусстве Москвы XVI в. сложился новый национальный стиль, который, распространяясь по

    - 78

всему государству, являлся выражением государственного единства Руси и ее культуры. Это шатрово-столповый стиль, где взамен статичности решений XIV и XV вв. , в сочетаниях и расположении объемов наблюдают ся живописность и динамичность. Высшим достижением шатрово-столпово го стиля является собор Покрова на рву в Москве, более известный под именем "Василия Блаженного", построенный в 1554-1560 гг. в ознамено вание имевшей огромное значение в жизни русского народа победы над Казанским ханством. Строителями собора были замечательные русские зодчие - Посник, Яковлев и Барма.

В московском зодчестве XVI в. применялась живопись как фреско вая, так и станковая.

В конце XVI в. в московской живописи упрочился так называемый "строгановский стиль", созданный московскими царскими иконописцами. Крайняя изысканность и чрезмерная утонченность фигур, обильная штри ховка золотыми линиями, плотность цвета и часто темный фон, содержа ние, подчиненное форме, художественному исполнению - черты, харак терные для этого течения. Самым известным из "строгановских" масте ров был Прокопий Чирин.

В XVI в. был широко распространен обычай украшать поля икон че канным орнаментом. Исключительно умело используя поверхность драго ценного материала, ювелиры включали в композицию драгоценные камни и цветную эмаль. Яркий пример этого - оклад евангелия, украшенный дра гоценными камнями и цветной эмалью - вклад Ивана Грозного (1571) в Архангельский собор, неоднократно служил для окладов XVII в. образ цом удачного применения многоцветной орнаментации.

Ювелирное искусство XVII в. оказало влияние и на московское ху дожественное шитье. Обилие жемчуга и драгоценных камней характеризу ет уже сложившийся стиль шитья второй половины XVI в. Была особая разновидность шитья - "низание": ткань сплошь покрывалась жемчугом, драгоценными камнями, золотыми пластинками с орнаментом или изобра жениями святых ("убор" с Грузинской иконы Богоматери в Суздале (ныне в Государственной Третьяковской галерее) - вклад царицы Анастасии Романовны).

В Загорском музее есть пелена - вклад Бориса Годунова и ряд оп лечий на ризах XVI в. с узорами, вышитыми жемчугом, золотом, сереб

    - 79

ром по бархату, и совпадающими с мотивами, известными в русском на родном творчестве.

Именно благодаря своей тесной связи с народным творчеством Мос ква XVI в. явилась общерусским культурным центром, оказавшим большое влияние на культурную жизнь страны в целом.

    - 80
    КОСТЮМ МОСКОВСКОЙ РУСИ
    Студ. Лебедева А. А.

Русские люди, в течение долгого времени вынужденные защищать свою национальную самостоятельность, упорно держались старинных обы чаев и костюмов. Эта склонность к традициям существовала на протяже нии нескольких веков и только в начале XVIII века была сломлена поч ти насильственно Петром Первым.

Тем не менее, костюм эпохи Московской Руси, сохраняя традицион ную основу, отличался от костюма домонгольского перода. Изменение его формы меньше затронуло народную одежду, но костюмы высших слоев бояр и дворян, а также посадских людей - сделались гораздо сложнее и разнообразнее.

Классовая дифференциация стала проявляться также и в количестве одежд. Знатные люди надевали на себя одновременно несколько одежд, что должно было свидетельствовать об их благосостоянии. Эти одежды, хотя они были длинны и тяжелы, носили независимо от времени года как на улице, так и в помещении. В торжественных случаях, например, на приеме во дворце, на присутствующих могло быть надето одновременно по пять или шесть одежд.

В описываемый период в русском костюме произошел ряд изменений в покрое. Появились одежды, имеющие спереди сверху донизу разрез (распашные). Часто встречались одежды, отрезанные по талии или выяв ляющие талию, хотя красивыми по-прежнему считались и длинные непри таленные одежды. Как следствие монгольского влияния в русском костю ме остались некоторые предметы восточного обихода: тюбетейка (тафья), пояса (кушаки), откидные рукава.

В XVII веке на русский костюм оказали некоторое влияние поль ские моды - польский кафтан, подволока и пр. Одежды этого периода шили из местных или привозных тканей. Основными тканями, распростра ненными в этот период на Руси, кроме посконных и льняных были сукон ные, шелковые и бархатные. Ткани были ярких цветов - красные, синие, зеленые, малиновые, лиловые, голубые, розовые, белые и пестрые.

    - 81
     1Мужской костюм.

Основой мужского костюма по-прежнему оставалась рубаха. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез - либо посередине груди, либо сбоку (косоворотка).

Необходимой принадлежностью мужского костюма по-прежнему были порты. Форма их почти не изменилась с домонгольского периода: они были по-прежнему узкие, без разреза и крепились на шнурке - гашнике. Поверх рубахи обычно надевали зипун, в народе называвшийся азя мом. Это была легкая, скорее домашняя одежда, которая для крестьян служила верхней. Поверх зипуна богатые люди обычно надевали кафтан. Кафтаны были нескольких видов. Это - распашные одежды, расширявшиеся книзу за счет клиньев, вшитых в боковые швы. Кафтаны обязательно закрывали колени, но были не длиннее, чем до щиколотки.

Кафтаны были нескольких видов: обычный, домашний, становой, польский, терлик, чуга и поршни.

Почти все существовавшие в России верхние одежды, надевавшиеся поверх кафтана, были принадлежностью боярского и дворянского костю ма. Одной из парадных одежд была ферязь - особый вид кафтана из до рогой ткани. Шили ее на подкладке, иногда и на меху. Ферязь была ши рокой в подоле, до трех метров, с длинными, свисающими до земли, ру кавами.

Специфической русской одеждой была шуба. Шубы носили все слои населения - от крестьян до знатных бояр и самого царя. В древней Ру си никогда не шили шубы мехом наружу. Каким бы дорогим мех ни был, он служил подкладкой. Сверху шубу покрывали различными тканями. Обувью в деревне служили онучи, лапти и поршни, а в городе сапоги. Разновидностью поршней считают моршни или уледи, делавшиеся из бычьей сыромятной кожи и сочетавшие кожаный низ с войлочным вер хом. Обувью, найденной при раскопках в Москве, в Зарядье, в слое XVI века возможно были уледи.

Головные уборы в основном сохранили форму, близкую к домонголь скому периоду. Однако они стали намного разнообразнее, а отделка бо гаче. Все шапки имели вид конуса или колпака и были обычно с опушкой или оторочкой. Среди знати были распространены и меховые шапки - так называемые горлатные, сшитые из горлышек куницы или чернобурой лисы.

    - 82

В народе носили грешневик (высокий головной убор с небольшими поля ми) и треух.

Воинский костюм - доспех - по сравнению с домонгольским перио дом изменился мало, главным образом в деталях. Впервые некоторая регламентация в отношении военного костюма произошла во второй поло вине XVI века. В это время появились в Москве первые регулярные войска стрельцов. Стрельцы были одеты в длинные, доходившие до щико лотки кафтаны из цветного сукна.

С образованием Московского государства появилась на Руси специ альная личная охрана царя - рынды (при Василии III) и почетная двор цовая стража - жильцы (при Иване IV).

     1Женский костюм.

По эстетическим представлениям Древней Руси женщина должна была иметь высокую статную фигуру, белое лицо с ярким румянцем и соболи ными бровями. Все женские одежды того времени были подчинены этому идеалу и зрительно создавали величественный и статичный образ. Верх ние одежды никогда не подпоясывались и застегивались сверху донизу. Почти все одежды были неприталенными, длинными, сшитыми из тяжелых тканей на подкладке. Иногда костюм боярыни весил 15-20 кг. Такая одежда делала фигуру малоподвижной, придавала гордую осанку, плав ность походке.

В отличие от костюмов домонгольского периода, которые были в основном накладными, в период Московской Руси женские оддежды имели зачастую спереди сверху донизу разрез, т. е. были распашными. Наибо лее характерной одеждой был так называемый шушун - длинный, почти до полу сарафан, сравнительно узкий, не имевший сборок, расклешенный в подоле за счет боковых клиньев.

С XVII века в моду вошел другой вид одежды - "прямой" сарафан. Этот сарафан был широким, так как состоял из нескольких сшитых кус ков ткани, собранных в мелкую сборку под узкую подшивку. Этот сара фан вместо центральной декоративной полосы обычно имел декоративную обшивку по низу подола.

Верхних одежд на Руси было много. Одновременно они служили и парадной одеждой. Одной из характерных одежд был летник.

Самобытной русской одеждой была также душегрея. Душегрею носили

    - 83

женщины всех слоев населения, даже крестьянки, но для них она явля лась праздничной одеждой.

Иногда женщины носили верхние одежды, одинаковые по крою с мужскими - однорядки, шубы - но внакидку.

Обувью служили онучи с лаптями, сапоги и позже башмаки. Сапоги отличались богатством отделки, яркостью цвета, высоким каблуком (он мог достигать 10 см).

Женские головные уборы на Руси отличались необыкновенным разно образием. Женщины носили головные уборы, из которых наиболее типич ными были следующие:

- Повойник - головной убор, похожий на чепчик и имевший множество типов. Повойник плотно закрывал волосы. Его надевали под парадный головной убор, под платок, но могли носить и самостоятельно - дома, на полевых работах и т. д.

- Кика - нарядный головной убор, состоявший из трех частей. Первая часть - сама кика (или чело), сделанная из жесткого материала (бе ресты, кожи) и покрытая дорогой тканью. Чело возвышалось над лицом и сзади стягивалось завязками. Сверху кики (в виде дна) находилась так называемая сорока - чехол из дорогой ткани. А сзади прикреплялся небольшой позатыльник.

По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника - убрус. Парад ным головным убором являлся кокошник - головной убор, сделанный из твердого материала, обтянутый золотой тканью и богато расшитый, обычно жемчугом. Девушки обычно носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волос.

Дополнением женского костюма служила ширинка (шелковый платок), рукавки (муфты на меху) и большое количество ювелирных украшений колты, серьги, перстни, ожерелье.

Таковы были русские одежды в XV-XVII веках во времена Московс кой Руси. Они свидетельствуют о высоком уровне бытовой культуры русских людей. Многие виды одежды сохранились до настоящего времени.

    - 84
    Содержание

Павликов К. Ф. Роль Москвы в истории России............................... 3 Рябушкина М. Ф. Основание Москвы: исторические свидетельства......7 Луковцева Т. А. Объединение русских земель вокруг Москвы.......... 12 Кутловская Л. А. Москва при Иване Калите.................................. 17 Шалдина Е. М. Москва при Дмитрии Донском.................................. 20 Макеев А. Н. Москва в XIV-XV веках: социокультурные аспекты......23 Мокшина И. С. Москва в 1612 году.............................................. 27 Акулова А. Э. Москва при Екатерине II.......................................32 Минина М. С. Москва в период нашествия Наполеона...................... 35 Масликова О. М. Москва в 1812 году........................................... 43 Фролов В. П. Москва - героям 1812 года..................................... 47 Панова С. Ю. Москва во второй половине XIX века........................53 Евстигнеева Е. В. Москва в 1917 году........................................ 57 Марсель Ж. А. Москва в 1941 году.............................................. 62 Коваленко Т. В. История Московского Кремля............................... 65 Трифонова Е. А. Монастыри Москвы в истории Российского

государства......................................................70

Заозерова Н. А. Царь-колокол и колокола "Ивана Великого".......... 74 Макарова Т. А. Москва - колыбель русской культуры.....................77 Лебедева А. А. Костюм Московской Руси.......................................80

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.