Рефераты. Возможности использования детских фортепиальных сочинений К.Дебюсси и М.Равеля на уроках музыки - (реферат)

Возможности использования детских фортепиальных сочинений К.Дебюсси и М.Равеля на уроках музыки - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЙ К. ДЕБЮССИ И М. РАВЕЛЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

    СОДЕРЖАНИЕ:
    Введение.

Глава I. Импрессионизм в искусстве и его особенности в музыке. 1. Импрессионизм и теория музыкального стиля.

    2. Импрессионизм. Суть понятия.

3. Сравнительная характеристика стилей К. Дебюсси и М. Равеля. Глава II. Детская фортепианная музыка импрессионистов в практике му зыкального образования.

    1. Обзор учебных программ.

2. Анализ детских фортепианных циклов К. Дебюсси и М. Равеля. Глава III. Некоторые результаты самостоятельной опытной работы. 1. Занятие, посвященное знакомству с детскими фортепианными сочине ниями К. Дебюсси и М. Равеля.

2. Уроки, формирующие общее представление о художественном направле нии импрессионизм.

    Заключение.
    Литература.
    Нотные примеры.
    ВВЕДЕНИЕ

 _Актуальность темы . в современной практике преподавания музыки в общеобразовательных школах, знакомство детей с импрессионизмом почти

не осуществляется. Между тем, сочинения композиторов импрессионистического направления с их яркой, красочной звуковой палитрой и живописно-зримыми, запоминающимися образами могли бы быть более активно задействованы в школьном обучении. Они способны не только привлечь внимание учащихся к одному из интереснейших историко-художественных течений в искусстве, но и всячески стимулировать детскую творческую фантазию. Безусловно, импрессионизм - понятие достаточно сложное, и детальное полное раскрытие его школьниками не является обязательным. Но обсалютно проходить мимо него в процессе обучения было бы неверно, поскольку останется неосвещенным значительный этап исторического развития в музыке, ведущий к постижения современного искусства. Поэтому соприкосновение с музыкальным импрессионизмом, хотябы в плане формирования общего представления о нем, нам видится необходимым.

Нельзя сказать, что сочинения импрессионистов совершенно не представлены в известных на сегодня программах для общеобразовательных школ. Так, в программе Ю. Б. Алиева знакомство с ними осуществляется в контексте изучения стилей и художественных направлений. Но, во-первых, на изучение импрессионизма отводится сравнительно небольшое количество времени: во-вторых, круг предложенных произведений, на наш взгляд, сложен для детского восприятия. Сочинения композиторов импрессионистов включены и в Программу Д. Б. Кабалевского. Он привлекает их в качестве материала для слушания в средних классах. Темы, в аспекте которых рассматриваются произведения К. Дебюсси и М. Равеля не выстраиваются в единую систему. Безусловно всего три образа не смогут сформировать у школьников чувства стиля, что является одной из задач авторской Программы. Обращает на себя внимание и Программа музыкально-эстетического воспитания Н. А. Терентьевой. Автор уже во втором классе знакомит учеников с музыкой импрессионистов, привлекая на помощь другие виды искусства. Ни в одной из названных программ нет обращения к произведениям, адресованных детской аудитории, а ведь именно они в первую очередь могли бы быть использованы - причем не только для характеристики имп

рессионистического стиля в рамках цикла занятий, посвященных одной обопщающей теме, вполне возможно их органичное включение в самые разнообразные темы школьной программы. Учебно-методических разработок, которые бы непосредственно касались освещения музыки импрессионистов в практике преподавания в школе практически нет. Нам удалось познакомиться только с одной работой подобного рода - методическим пособием Е. Е. Абрагиной "Музыка К. Дебюсси в художественном постижении мира школьниками"(1).

Описанной ситуацией объясняется выбор темы нашей дипломной работы: "Детская фортепианная музыка К. Дебюсси и М. Равеля в практике музыкального образования".

 _Цель . настоящей дипломной работы состоит в том, чтобы используя музыку К. Дебюсси и М. Равеля в опытной работе по музыкальному воспита нию детей, показать целесообразность ее введения в школьную программу в большом обьеме.

 _Объект . исследования - ученики 6-7 классов школы N 7 г. Перми (с углубленным изучением иностранных языков).

 _Предмет . исследования - музыка К. Дебюсси и М. Равеля (в особенности их детские фортепианные произведения).

     _Задачи . исследования:

1. Характеристика местоположения импрессионизма в системе музыкальных историко-художественных стилей.

2. Выявление сущности течения "импрессионизм" и особенностей воплоще ния его эстетики в музыке (на примере творчества К. Дебюсси и М. Равеля). 3. Рассмотрение детских фортепианных циклов К. Дебюсси ("Детский уголок") и М. Равеля ("Моя матушка гусыня"). 4. Анализ и обобщение известных на сегодня программ по музыке для общеобразовательной школы и методической литературы, посвященной знакомству школьников с сочинениями импрессионистов. 5. Проверка путем опытной работы своих теоритических предположений о необходимости расширения круга произведений К. Дебюсси и М. Равеля, изучаемых в условиях программ по музыке для общеобразовательных школ.

 _Методы . исследования: поиск, анализ и обопщение литературы по данному вопросу: музыкально-теоритический анализ произведений композиторов-импрессионистов, : опытная работа, включающая в себя анкетирование, музыкальную викторину.

Творчество К. Дебюсси и М. Равеля, в частности детские фортепианные произведения, обделены вниманием в школьных программах по музыке. Варианты знакомства с сочинениями импрессионистов в каждой из 3-х программ, по которым работают школьные учителя музыки (Н. А. Терентьевой, Ю. Б. Алиева, Д. Б. Кабалевского), на наш взгляд, могли бы быть более углубленными и результативными. Поэтому  _новизна . нашей работы заключается: 1) в попытке пополнить небольшой на сегодня опыт преподавания импрессионизма в музыке, 2) в показе возможных вариантов включения этого материала в школьную программу.

 _Практическая значимость . нашей работы состоит в том, что выводы и результаты, которые мы надеемся получить, будут способствовать более активному обращению к музыке К. Дебюсси и М. Равеля в условиях работы в общеобразовательной школе.

Те материалы и выводы, к которым мы приходим могут оказаться по лезными для школьной практике преподавания.

 _Гипотеза ... Представление о стиле музыкального импрессионизма у школьников средних классов формируется лишь в процессе постепенного приобщения учеников к этому искусству. Первая ступень в его постижении

- знакомство с фортепианными сочинениями К. Дебюсси и М. Равеля для детей. Оно составляет некую основу для подключения в дальнейшей работе более сложных оркестровых произведений этих композиторов.

Глава 1. Импрессионизм в искусстве и его особенности в музыке.

    1. ИМПРЕССИОНИЗМ И ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СТИЛЯ.

 _Стиль . - одна из важнейших категорий искусствознания. В совокупности с понятием художественного метода она выражает единство содержания

    и формы в искусстве, единство их созидания.

 _Смысл понятия стиль  . многозначен и подвижен. Еще И. В. Гёте писал, что само слово "стиль" относится к тем, которыми хотя уже давно пользуются и они и они как будто определены теоритическими сочинениями, всякий употребляет их в особом смысле, смотря по тому, насколько он постиг смысл, выраженный в слове. Таким образом Гёте подметил, что понятию стиля свойственны разнообразные, многочисленные оттенки значения. Они характеризуют его и в наши дни, что связано со многими причинами: отчасти с недостаточно четким отграничением стиля от смежных с

ним категорий (таких, как художественный метод и жанр), отчасти - со специфическими особенностями каждого из видов искусства. Например, в литературоведении термин "стиль" относится обычно к творчеству отдельных писателей. В архитектуре понятие стиля используют только применительно к определенной эпохе того или иного исторического периода. В эстетике понятие стиля отличается более обопщенным характером. Оно указывает на единство, органичную взаимосвязь выразительных средств произведения искусства, диалектическое соотношение традиционного и наваторского в индивидуальном языке автора. История  _понятия стиля в музыке . начинается приблизительно с XVIII века. Его толкования содержатся в первых музыкально-терминологических словарях. Так по определению Ж. -Ж. Руссо ("Музыкальный словарь", 1768г. ), стиль есть "отличительный характер композиции или исполнения", причем "этот характер значительно изменяется в зависимости

от страны, национального вкуса, одаренности авторов в соответствии с содержанием, местом, временем, темой и т. д. " (цит. по 23, 25). Это одно из ранних определений стиля отмечено неоднозначностью, которая сохраняется и в гораздо более поздних характеристиках музыкального стиля. Так, Б. В. Асафьев в "Путеводителе по концертам" расшифровывает значение термина стиль как "свойства или основные черты, по которым можно отли

чить сочинения одного исторического периода от другого" (цит. по 23, с. 29). Более расширенная формулировка содержится в другой работе Б. В. Асафьева "Народные основы стиля русской оперы" : "стиль я мыслю не только как некоторое постоянство средств выражения и технической манеры, но и как постоянство "музыкально-интонационного почерка" эпохи, народа и лично авторского, что и обуславливает характерные, повторяющиеся черты музыки, как живого языка, на основании которого мы и восклицаем при восприятии: "Вот Глинка, вот Чайковский и т. д. (цит. по 23, 29) Несколько иной подход к пониманию стиля в музыке, связанной с проблемами анализа находим у Х. С. Кушнарева (1930-е годы). Он считал, что с одной стороны, стиль - это "единство закономерностей соотношения обьекта и субьекта, общего и частного, логического и чувственногословом закономерностей всех сторон и моментов формы и содержания". С другой стороны, Х. С. Кушнарев определил его как "исторически сложившуюся, определенную для данного класса, на данном этапе его развития, закономерность воспроизведения действительности в музыке" (цит. по 23, 39). В этом высказывании очень существенно понимание стиля, как системы элементов, подготавливающее современную трактовку категории стиля. Интересно толкование понятия стиля в музыке принадлежащее польской исследовательнице С. Лобачевской. Под музыкальным стилем автор подразумевает "крупные течения в истории музыкальной культуры, определяемые эпохой (исторический стиль), средой (стиль национальный), творческой индивидуальностью (индивидуальный стиль)" (цит. по 23, с. 41). Здесь предпринята попытка выделить стилевые системы и подсистемы, которая, однако, не дает исчерпывающего представления о понятии.

Толкование стиля в музыкальной энциклопедии также достаточно общего плана: "Стиль музыкальный - в искусствоведении, характеризующии систему средств выразительности, которая служит воплощением того или иного образного содержания" (26, с. 282).

В отечественной музыкальной науке первым масштабным исследованием, специально освещающим проблему стиля, стала книга С. С. Скребкова "Художественные принципы музыкальных стилей". В этой работе автор дает следующее определение стиля: "Стиль в музыке, как и в других видах искусств, - это высшии вид художественного единства. И это единство в виде тончайших видов родства так или иначе пронизывает все стороны произведении. В музыке оно сказывается и в тематизме, и в музыкальном языке, и в формообразовании. Проявляется оно в образном строе произведении в целом, в творческих традициях композитора, в его отношении к жизни, к слушателям, к исполнителям" (29, с. 10).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.