Для детей _младшего . школьного возраста такое сравнение очень сложная задача. Следует отметить то, что картина просыпающегося леса в ув.
Дж. Россини - лишь фон, на котором разворачиваются сюжетные события оперы, а у Равеля она - самоценный эпизод балета, где красочный музыкальный язык составляет саму суть музыки. Более удачным на наш взгляд, будет сравнение эпизода "Восхода солнца" М. Равеля с "Утром" Э. Грига из сюиты "Пер Гюнт".
Автор программы на своих уроках широко использует принцип целостности, т. к. для детей младшего школьного возраста особенно характерно синкретическое восприятие мира. Для более полного понимания предложенной музыки, ученикам прослушать стихи, изобразить в красках настроения музыки, пластически проинтонировать ее. Но стихи, предложенные Н. А. Терентьевой, а точнее их эмоциональный строй, на наш взгляд не соответствует миру чувств той музыки, для усиления восприятия которой они предназначены. Более удачным было бы привлечение образов из поэзии символистов. Программа Музыка 1 - 8 классыпод ред. Ю. Б. Алиева М. : Просвещение, 1993 г.
Программа "Музыка" под редакцией Ю. Б. Алиева предусматривает начало знакомства детей с музыкой импрессионистов уже во 2-м классе. В контексте темы года "Выразительные возможности музыки" во II-ой четверти (тема "Музыка выразительная") автор предлагает в качестве материала для слушания фортепианную миниатюру К. Дебюсси "Лунный свет" из "Бергамасской сюиты", а в III-й четверти (тема "Кто исполняет музыку") - пьесу для флейты соло "Сиринкс" того же автора. Достоточно раннее приобщение детей к музыке импрессионистов (в частности К. Дебюсси) выглядит вполне логичным в цвете центральной идеи Программы - постепенное постижение учениками характерных особенностей историко-художественных направлений в музыке (в том числе импрессионизма). Но как нам кажется предложенная музыка несколько сложна для детского восприятия (в особенности это касается пьесы для флейты соло "Сиринкс") и на начальном этапе знакомства с импрессионизмом целесообразнее использовать более доступные сочинения. Таковыми вполне могли бы быть произведения К. Дебюсси и М. Равеля, адресованные детской аудитории. Следующее соприкосновение с творчеством К. Дебюсси возникает во II-ой четверти 3 класса. Тема этой четверти - "Симфоническая музыка. Симфонический оркестр, группы его инструментов". Для прослушивания вновь предлагается "Лунный свет" К. Дебюсси, но уже в переложении для арфы. И здесь нам кажется удачным момент обращения к знакомой музыке, звучащей в другом исполнении. Так же в рамках тематики II-ой четверти можно добавить больше оркестровой музыки импрессионистов в виде фрагментов (например, "Облака" К. Дебюсси, "Балеро" М. Равеля и др. ) В средних и старших классах центральной задачей программы Ю. Б. Алиева становится формирование у учащихся представлений о различных историко-художественных стилях. После рассмотрения в 5 классе стиля русской композиторской школы, в 6 классе учащиеся приступают к освоению понятия музыкального стиля во всех его видах и проявлениях. В 7 классе учащиеся получают представление о таких стилевых направлениях в искусстве конца XIX - начало XXв. в. (и соответственно музыкальных стилей), как импрессионизм, эксприссионизм, неоклассицизм. Среди тем I-ой четверти, посвещенных этим направлениям встречаем тему "Импрессионизм в музыке". Она раскрывается на примерах следующих музыкальных произведении: для слушания - "Лунный свет" из "Бергамасской сюиты", прелюдии для фортепиано "Девушка с волосами цвета льна" и "Сады под дождем", прелюдия "Послеполуденному отдыху Фавна", К. Дебюсси: "Игра воды", "Красавица и чудовище" и "Волшебный сад" из сюиты "Моя матушка гусыня", "Болеро" М. Равеля. Для пения - "Песня дитя" из оперы "Дитя и волшебство" М. Равеля: романсы "Чудный вечер", "Рождественская песня бездомных детей" К. Дебюсси.
Круг произведений предложенных Ю. Б. Алиевым, на наш взгляд достаточно сложен для учеников 7 класса (особенно вокальные сочинения). Данный выбор музыкального материала, автор программы обуславливает важностью образовательной линии, т. к. в прямой зависимости от полученных знаний сказывается уровень художественного вкуса подростка, его идеалы, убеждения, эстетические потребности и творческие способности.
Хотелось бы отметить, что первоначально данная Программа была рассчитана на 10 лет обучения по 2 (два) часа в неделю, затем тот же объем материала был "уложен" в 8 лет по одному часу в неделю. Следовательно к импрессионизму ребята бы обращались в 9 - 10 классах, и при занятиях музыкой 2 часа в неделю знакомство с кругом музыкальных произведений, определенных Ю. Б. Алиевым, было бы вполне продуктивным. Но ввиду ограниченного количества часов и сравнительно небольшого возраста учеников следовало бы несколько изменить выбор предлагаемых для изучения произведении и выгодно дополнить его детской музыкой К. Дебюсси и М. Равеля. Нам кажется, что вокальные сочинения импрессионистов можно оставить в стороне, как и прелюдию к "Послеполуденому отдыху Фавна" К. Дебюсси и "Игру воды" М. Равеля, т. к. в этих произведениях музыкальный язык очень сложен, и ученикам будет трудно понять и принять его.
Автор Программы не останавливается на методах подачи материала, целиком полагаясь на творческии подход учителем музыки.
Следует отметить, что тема "О стилях в музыке" впервые вводится в школьную программу. И еще один положительный момент - привлечение промизведении К. Дебюсси на уроках музыки в начальной школе, что будет способствовать постепенному овладеванию основами столь сложного направления как импрессионизм. Кабалевскии Д. Б. Программа по музыке для обще образовательной школы. М. : Просвещение, 1983г.
В _Программе по музыке . для общеобразовательных школ _Д. Б. Кабалевс _кии . на произведениях импрессионистов специально не останавливается. Он включает их в качестве музыкальных примеров в темы общего характера. Так, в IV-ой четверти 4 класса (тема "Можем ли мы услышать живопись? ") в качестве музыки для слушания предлагается "Хабанера" из "Испанской рапсодии" М. Равеля. Д. Б. Кабалевскии делает акцент на слуховом анализе тембрового оформления основной. Это вполне закономерно, поскольку импрессионистам своиственно подчеркнутое внимание к тембровым краскам. Многие произведения К. Дебюсси и М. Равеля воспринимаются как живописные звуковые картины. В "Хабанере" автор Программы советует педагогу обратить внимание ребят на необычно мягкое, нежное звучание трубы. Все дети знают трубу как воинственный, боевой, призывный инструмент и открытие ими новых звуковых качеств хорошо известного музыкального инструмента способствует возрастанию интереса, как к тембру самого инструмента, так и к музыке, которую он исполняет. В данном случае не секрет, что богатство возможностей разных инструментов оркестра нередко "выпадает" из поля зрения детей, и знакомство с музыкой импрессионистов - чрезвычайно благодатный материал для восполнения подобных потерь. Как произведение для слушанья используется один из симфонических ноктюрнов К. Дебюсси - "Праздненства" (4 класс, IV четверть). По мысли Д. Б. Кабалевского, музыка "Праздненств" должна "вызывать яркие зрительные образы - картины народного гуляния" (прогр. К. с. 37). Но в данном случае авторская программа К. Дебюсси, от которой явно отталкивался в постановке своей педагогической задачи Д. Б. Кабалевскии, не только не проясняя ситуацию содержания в музыке , а на оборот - усложняет ее. По словам композитора, "Праздненства" запечатлели воспоминания о народных ночных гуляниях в Булонском лесу в виде "ослепительных и химерических видении" (цит. по 9, с. 76). Нам думается судить о таких образах школьникам чрезвычайно трудно. Это касается и возникновения у них зрительных ассоциации ночного народного праздника во Франции, для чего нужно быть осведомленными о культуре этой страны. На наш взгляд неподготовленным слушателям, какими являются ученики .... класса, достаточно сложно адекватно воспринять ярко-импрессионистическое произведение. Для этого требуется богатый опыт общения с импрессионистами.
Без подготовительного этапа совершенно невозможно постижение такого сложного произведения как "Болеро" М. Равеля. Оно фигурирует в качестве музыки для слушания на уроках I-ой четверти в 6 классе (тема "Музыкальный образ"). Д. Б. Кабалевскии видит задачу педагога в том, чтобы помочь детям воспринять это произведение как единый, развивающийся образ танца. По нашему мнению, такая задача может быть успешно
решена при следующих условиях: _во-первых . , при наличии положительного опыта предыдущего общения учеников с крупными, масштабными произведениями _во-вторых . , при умении учащихся не только различать тембры музыкальных инструментов, но и слышать тембровое развитие симфонической партитуры, _наконец . , важна способность педагога увлечь детей, повести их за собой. В предварительных замечаниях автор говорит, что одной из задач учителя на уроках музыки является воспитание у учеников чувства стиля, которое формируется в результате накопления музыкального опыта. Но тот опыт, который приобретают учащиеся, обратившись к музыке К. Дебюсси и М. Равеля, очень мал для достижения поставленной цели. И сам Д. Б. Кабалевскии не отрицает возможности расширения круга избранных им произведении. Сочинения К. Дебюсси и М. Равеля можно очень органично включить во многие темы, заявленные в программе.
Например, в теме "Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ" можно использовать любую часть из "Детского уголка" (в особенности "Кукольный кэк-уол"), или "Моей матушки гусыни". В 4 классе в каждой четверти также возможно обращение к музыке импрессионистов - в темах "Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы" ("Моя матушка гусыня") и "Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись? " (Здесь нужно включать произведения более показательные в плане импрессионистического стиля: "Облака", "Паруса", "Затонувшии собор" К. Дебюсси с привлечением репродукции живописцев Э. Моне, Э. Дега, О. Ренуара). В теме "Музыкальный образ" сочинений импрессионистов могут быть представлены в различных вариантах. Предлагается как обращение к уже знакомым ("Маленькии пастух" К. Дебюсси, "Разговор Красавицы и Чудовища", "Мальчик с пальчик", "Принцесса дурнушка" М. Равеля) так и к незвучавшим ранее произведениям "Девушка с волосами цвета льна", Прелюдия к "Послеполуденному отдыху Фавна" К. Дебюсси, "Уиндина" М. Равеля) Мы предлагаем включить произведения импрессионистов и в 8 класс в тему "Что значит современность в музыке". Здесь лучше привлекать сочинения, в которых претворяются элементы современного музыкального языка
- в частности, джаза ("Кукольный кэк-уок", "Генерал Лявин - эксцентрик", "Менестрели" К. Дебюсси). В своей Программе Д. Б. Кабалевскии ограничивается очень узким кругом произведении импрессионистов: "Праздненства" К. Дебюсси, "Хабанера" и "Болеро" М. Равеля. К тому же, если учитывать сложность выразительных средств в этих произведениях, то вероятность их полноценного восприятия детьми очень мала. Нам видятся по крайней мере два пути решения этой проблемы: 1)систематическое обращение к сочинениям импрессионистов по принципу "от простого к сложному", прдводящее к пониманию многокрасочных, насыщенных звучании и выстроенной совершенно по-особому логики развития образов в "Праздненствах", "Болеро" и др. подобным им крупных оркестровых произведении, 2)при отсутствии первой возможности вероятно необходима замена столь сложных образов музыкального импрессионизма на более доступные для восприятия школьниками (как по тематике, так и по композиторскому языку).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9