Рефераты. Активные методы обучения

спользование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

* творческое усвоение школьниками учебного материала;

* связь теоретических знаний с практикой;

* активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

* формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

* формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требовани-ем, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для моз-гового штурма -- возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:

* определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;

* планирование общего хода занятия, определение времени каж-дого этапа занятия;

* подбор вопросов для разминки;

* разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести ана-лиз и обобщение итогов занятия.

Существуют определенные правила, соблюдение которых по-зволит более продуктивно провести мозговой штурм. Перечислим основные из них:

1. Во время сессии нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов -- есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль.

2. Категорически запрещаются взаимные критические замеча-ния и оценки, они мешают возникновению новых идей.

3. Следует воздерживаться от действий, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками сессии.

4. Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвину-тая кем-либо из участников сессии, она должна быть встречена с одобрением.

5. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положитель-ное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важ-ное значение.

6. Не думайте, что эта проблема может быть решена только известными способами.

7. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероят-ность появления новой и ценной идеи.

8. Перед началом сессии попытайтесь ответить для себя на сле-дующие вопросы:

Заслуживает ли проблема моего внимания?

Что дает ее решение?

Кому и для чего это нужно?

Что произойдет, если ничего не менять?

Что случится, если я не выдвину ни одной идеи?

Методика организации и проведения мозгового штурма

Организационный этап проводится с одним классом. До начала занятия, когда учащиеся входят в аудиторию и рас-саживаются по местам, можно включить бодрую, динамичную музыку, предпочтительно инструментальную, так как текст может повлиять на формирование установки у учащихся.

В начале занятия учитель сообщает тему и форму заня-тия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Затем он знакомит учащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма.

После этого формируется несколько рабочих групп по 3--5 чело-век. Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит фиксация идей, их последующая оценка и отбор наиболее перспективных предложений.

Формировать рабочие группу целесообразно в соответствии с личными пожеланиями учеников, но группы должны быть при-мерно равными по числу участников.

Группы рассаживаются так, чтобы было удобно работать и что-бы студенты могли видеть друг друга.

На этот этап в среднем затрачивается около 10 минут.

Разминка проводится фронтально со всей группой. Цель этапа -- помочь школьникам освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быст-ром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, преподаватель сам дол-жен выдвинуть 1--2 варианта ответа. Как только ученики начинают с трудом находить ответы, надолго задумываются, стоит перехо-дить к следующему вопросу. Для того чтобы создать и поддержать непринужденную и живую атмосферу, учитель подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с те-мой штурма не связаны, но взяты из близкой сферы.

Преподаватель в ходе разминки не дает оценки ответам школьников, однако все их воспринимает доброжелательно, поддерживая положительную реакцию аудитории.

Время разминки -- 15--20 минут.

В самом начале собственно «штурма» поставленной проблемы преподаватель напоминает проблему, уточняет поставленную зада-чу, дает критерии оценки идей, повторяет правила мозгового штур-ма.

Подается сигнал, после которого одновременно во всех группах начинается высказывание идей. Эксперт на отдельном листке за-писывает все выдвигаемые идеи. Не бойтесь легкого шума и ожив-ления в классе -- непринужденность обстановки способствует активизации мысли.

Учителю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы (например, начинает обсуждать или критически оценивать идею), учитель в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние.

Время основной сессии -- 10--15 минут. Это этап интенсивной нагрузки учащихся, обычно к его концу чувствуется явное утомле-ние участников «штурма».

На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Если есть возмож-ность, экспертам на время работы можно перейти в другое поме-щение, чтобы группа не мешала им. Учитель определяет время работы для экспертов в 15--20 минут.

Рабочие группы на этом этапе отдыхают. Можно включить му-зыку и дать возможность подвигаться, переключиться, либо пред-ложить им несложные задания в игровой форме, например, крос-сворд по данному курсу, обсуждение интересных ситуаций и др.

На заключительном этапе представители группы экспертов де-лают сообщение о результатах мозгового штурма. Они называют общее количе-ство предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о вне-дрении тех или иных предложений в практику.

Педагог подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительное в работе, моменты про-явления высокой степени творчества, успехи коллективной дея-тельности и т.п. Такая итоговая оценка создает в учебной группе творческую атмосферу, поддерживает учеников. Даже если успе-хи группы не блестящи, все равно нужно опираться на положи-тельное в ее работе, чтобы стимулировать у учащихся желание до-биться больших результатов в будущем.

По времени заключительный этап самый продолжительный (10-- 15 минут). Этот этап очень важен в учебном плане, так как при обсуждении и защите идей происходит интенсивный обмен ин-формацией, ее осмысление и активное усвоение.

Как правило, мозговой штурм проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты. В случае неудачи педагог не следует скоропа-лительно отказываться от этой формы работы, а нужно еще раз тщательно проанализировать подготовку к занятию и весь его ход, постараться найти причины неудачи, ликвидировать их, и в буду-щем его ждет успех.

Деловая игра -- метод имитации ситуаций, моделирую-щих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

К деловым играм нельзя относить все появляющиеся новые при-емы и методы обучения и любую учебную игру, как это иногда делает-ся как в педагогической практике, так и в отдельных выступлениях в печати. Поэтому такие формы проведения уроков, как урок-концерт, урок-экзамен и т.н.; урок-соревнование, урок-викторина, имитация по-знавательно-развлекательных телепередач на уроках, не относятся не только к деловой игре, но и к технологии активного обучения, да и во-обще к новым формам и методам. Эти методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, оживление учебного процесса с помощью всевозможных игровых ситуаций не отвечают тем особен-ностям и условиям организации, которые определяют технологию ак-тивного обучения. В викторине, соревновании ученик может прини-мать участие, может и не принимать, но останется пассивным участником-зрителем. Попытки заставить его приведут к потере игро-вого момента и положительной настроенности на деятельность. В тех-нологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или актив-но участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.

Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Од-ним из ее вариантов являются ролевые игры. Когда дети играют в «доч-ки-матери», они точно имитируют все входящие в игру роли и не могут от них отступать: так папы не делают, детям так вести себя нельзя, мама должна... и т.д. Возможно использование деловой игры в учебном про-цессе. Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру «Банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы бан-ка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминоло-гия, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стан-дартном варианте деловой игры. Такие варианты, как организационно-Деловые и организационно-мыслительные игры и аналогичные им, тре-буют очень серьезной специальной подготовки их организаторов.

С появлением технологии активного обучения давно известные Учителям драматизация и театрализация стали одним из вариантов (еловой игры и широко используются в технологии диалога культур. Драматизация -- инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наде-ляться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний. Театрализация -- теа-тральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продол-жительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. В них вовлекаются все учащиеся класса или всех классов параллели, старшие школьники и ученики младшего возраста. Это могут быть по-становки по программным литературным произведениям, историчес-ким сюжетам и т.п.

Глава II. Экспериментальное изучение проблемы повышения эф

фективности использования активных методов обучения.

2.1. Анализ использования в начальной школе активных методов

обучения.

Учителя гимназии №1 взяли на себя очень трудную задачу: формировать и реализовывать образование повышенного уровня, сохраняя при этом индивидуальный подход. Мои эксперименты связаны с индивидуальным развитием каждого учащегося.

Когда мы пришли на практику в гимназию №1 в 3 «в» класс, я сразу попросила учительницу, Викторию Владимировну Мкртычеву, помочь мне в проведении экспериментальной работы по теме «Активные методы обучения в педагогическом процессе». Я объяснила ей, что многократные развивающие упражнения с тестами по математике и русскому языку развивают интеллект учащихся, мышление, широту и гибкость ума.

Констатирующий этап эксперимента я провела в начале исследования, в котором поставила задачу - выяснить на практике эффективность использования активных методов обучения.

Мы использовали разнообразные методы исследования: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, анализ работ детей, уроков, внеклассных занятий.

Для определения исходного уровня лингвистических способностей я провела методику «Словесный тест».

В «Словесном тесте» пять различных типов заданий. Экспериментальную работу ребята выполняли впервые и им трудно было войти в ритм работы. Многие довольно быстро справились с заданием, где были переставлены буквы определенных слов и восстановили их. Трудным для всех оказалось задание: составьте слова, где второй слог первого слова является началом второго. Это задание рассчитано на структурирование и творчество школьников, быстроту мышления. В итоге оказалось, что 9 человек справились с заданием на 20%, 11 человек - на 6%, 1 человек - на 4%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.