Юридический анализ хода проведения и результатов эксперимента обнаруживает недостатки в существующем образовательном законодательстве, создающие проблемы развития отношений в системе дистанционного образования:
Проблемы, связанные с разделением системы образования на формы, уровни и ступени образования, противоречащие принципу непрерывности образования.
В рамках разработки образовательных программ, реализуемых в системе дистанционного образования, было обнаружено, что вследствие несогласованности государственных образовательных стандартов различных уровней образовательные программы разных уровней образования зачастую содержат одни и те же курсы образовательных дисциплин (дублирование учебного материала). Таким образом, традиционная система образования не всегда может обеспечить преемственность и непрерывность образовательного процесса. В законе нет механизма согласования образовательных программ разных уровней разных образовательных учреждений.
Проблемы координации деятельности образовательного учреждения вне места его нахождения.
Следствием свойства экстерриториальности дистанционного обучения является возможность образовательного учреждения реализовать образовательную программу учащимся в независимости от места нахождения образовательного учреждения и учащегося. Однако, действующие нормы образовательного законодательства не предполагают возможности действий образовательного учреждения вне места своего нахождения, за исключением филиалов (представительства не могут осуществлять обучение, но могут проводить консультационную деятельность, текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и оказывать помощь студентам-заочникам в освоении образовательных программ за счет привлечения штатных научно-педагогических работников вуза, например, преподавателей экстерриториальных кафедр вуза, проживающих в местах компактного сосредоточения дистанционных студентов. Поэтому, логичным было бы распространение «статуса экстерриториальности» на лицензии образовательных учреждений, реализующих учебные программы с использованием дистанционного обучения.
Проблема несоответствия существующих лицензионных нормативов, разработанных для традиционных технологий получения образования особенностям обучения с использованием дистанционных технологий.
Это несоответствие проявляется в части:
а) требований к наличию и оснащенности арендуемых площадей (при дистанционном обучении аудиторные занятия проводятся в значительно меньшем объеме);
б) количеству штатных преподавателей, имеющих ученую степень (при дистанционном обучении значительная часть нагрузки выполняется преподавателями, имеющими специальную методическую подготовку, а также опыт практической работы по профилю обучения, но не имеющими ученую степень);
с) требований к обеспечению литературой в традиционной библиотеке (при дистанционном обучении обучаемые получают индивидуальный комплект учебно-методических материалов, который часто не может быть отражен на балансе базового вуза, а также имеют доступ в электронные библиотеки вузов) и др.
Проблемы отдельных процедур лицензирования, аттестации и аккредитации филиалов ВУЗов.
Согласно Закону «Об образовании» филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование и аттестацию отдельно от головного ВУЗа. И только аккредитацию - в составе головного вуза. Это противоречит положениям Гражданского Кодекса, согласно которым филиал (также как и представительство) не является юридическим лицом, а лишь обособленным подразделением юридического лица.
Проблема взаимодействия с региональными Советами ректоров на предмет открытия филиала или представительства образовательного учреждения в соответствующем регионе.
Региональный совет ректоров не всегда может объективно оценить ВУЗ, стремящийся выйти на региональные рынки образовательных услуг, так как региональные ВУЗы прямо конкурируют с филиалами московских ВУЗов на своем региональном рынке.
Советы ректоров наделены весьма широкими полномочиями, в том числе административно-контрольными, что в совокупности с полным отсутствием нормативно-правовых актов, разъясняющих данные функции советов ректоров, а также ограничивающих или определяющих их компетенцию, приводит к достаточно опасным проявлениям.
Согласно письму Минобразования РФ от 29.04.99 г. № 15-20ин/15-11 «О филиале ВУЗа» при рассмотрении вопросов создания филиала может учитываться мнение соответствующего совета ректоров высших учебных заведений Российской Федерации», т.е. совет ректоров может прямо влиять на возможность создания филиала в конкретном регионе, и, при желании, избавиться от потенциального конкурента. Региональный совет ректоров может дать негативную оценку на предложение о создании филиала, мотивируя свое решение любыми причинами или никак не мотивируя, а также любыми способами затягивать процесс принятия решения.
На сегодняшний день назрела острая необходимость четко определить функции и компетенцию советов ректоров, цели их деятельности, роль в системе образования Российской Федерации, перспективы их функционирования и дальнейшего развития, как для всей образовательной системы России, так и для отдельных ее частей.
Деятельность советов ректоров должна быть нацелена на решение межвузовских проблем, обмен опытом осуществления образовательной деятельности, а также координацию работы ВУЗов региона, а не на организацию региональных монополий, основанных на интересах местных ВУЗов.
Проблема статуса учащегося в системе обучения с использованием дистанционных технологий.
Права и обязанности обучающихся по образовательным программам, реализуемым в рамках дистанционного образования не определены. Сегодня правовой статус такого обучающегося практически приравнивается к статусу экстерна или заочника. Однако в системе дистанционного образования не существует правового обоснования такого отождествления.
Проблема организации труда преподавателей и работников ВУЗа в системе обучения с использованием дистанционных технологий.
В рамках проведения эксперимента обозначилась проблема нормирования труда преподавателей и работников, участвующих в реализации образовательной программы в рамках дистанционного образования.
Проблемы заполнения дипломов в части обязательного названия формы обучения и образовательного подразделения.
Инструкция по заполнению документов об образовании предписывают в приложении к диплому указывать форму получения образования и филиал, в котором проходил обучение выпускник. Данное положение является дискриминационным по отношению к таким учащимся, так как предполагает, что сведения о форме получения образования и месте прохождения образовательной программы могут иметь значение для потенциального работодателя при определении уровня подготовки специалиста. При этом в инструкциях не описывается ситуация, предусмотренная Законом «Об образовании», когда гражданин получает образование в условиях сочетания различных форм обучения.
ТИПЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАСШТАБЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ Таб. 1
№
НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗА-УЧАСТНИКА
ВИД КОМПОНЕНТА ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
МАСШТАБ ПРИМЕНЕНИЯ и ДИНАМИКА ПРИМЕНЕНИЯ
Интернет - обучающая технология
Кейсовая/портфельная
Телевизионная
Сетевая/интернет
Сетевая/локальная
Сетевая/ информационно-спутниковая
Учебно-вахтовая
Аттестационно-вахтовая
Количество учебных центров
Количество дистанционных обучаемых
Количество обучаемых, приведенное к установившемуся образовательному процессу
Количество дипломированных дистанционных выпускников
1
Владимирский государственный университет
4*
400 *
150 *
нет *
2
Воронежский экономико-правовой институт
6
600 *
250 *
3
Всероссийский заочный финансово-экономический институт (г. Москва)
41*
2073
523
нет
4
Казанский государственный технический университет
5 *
80 *
5
(г. Жуковский) ------- филиалы (центры-партнеры)
5(80)
286(5000)
158(3800)
30(1303)
Международный институт экономики и права (г. Москва)
14*
10500
4 800
1575
7
Московский государственный институт электронной техники (технический университет)
200
95
8
Московский государственный индустриальный университет ---- филиалы и представительства (центры-партнеры)
7(46)
17000
10 200 *
2041
9
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
150
54000
38000 *
10000 *
10
Московская финансово-юридическая академия
46 *
1500 *
800 *
11
Российская академия государственной службы при Президенте РФ (г. Москва)
26
1500
12
Российский университет дружбы народов
1400
1000 *
250
13
Современный гуманитарный университет (институт), г. Москва
146
110000
67 000
31000
14
Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП)
800
350
70
15
Международный университет бизнеса и новых технологий (Институт) г.Ярославль
1684
466
228
16
Международный институт гостиничного менеджмента и туризма
349
187
88
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7