Во-вторых, необходимость помощи школьникам представителям юношеских субкультур осознается достаточно давно. Достаточно широко распространены в нашей стране различные по масштабу рок-фестивали («Прорыв», «Окна Открой!», «НАШЕствие», «Крылья» и другие), являющиеся для юношей и девушек площадками самовыражения в сфере субкультуры. В деятельности Костромского клуба старшеклассников несколько лет назад появилась такая новая форма работы, как фестиваль молодёжной культуры «Стрит-Вей», где подростки имеют возможность танцевать брейк-данс официально, «на большой сцене», кататься на роликах и рисовать граффити. В частности, работа с представителями неофициальных юношеских субкультур осуществляется в таких формах, как формирование «уличных площадок» для предъявления подростками себя как представителей субкультур в г. Одессе (опыт работы М.Б. Кордонского). В то же время, целостного осмысления отечественной практики социального воспитания старшеклассников в данном контексте не производилось, несмотря на наличие соответствующего опыта.
В-третьих, изучение субкультур -- относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественных гуманитарных науках. За последние два десятка лет по этой тематике было защищено около сорока диссертаций, наиболее многочисленными являются исследования молодежной субкультуры, раскрывающие социально-философские, эстетические, социологические, лингвокультурологические, социально-управленческие, социально-психологические аспекты данного феномена. Изучены также отдельные разновидности молодежных субкультур, взаимодействие молодежных субкультур с социальными институтами и формами общественного сознания, региональные характеристики субкультурной дифференциации молодежи.
Одним из отправных моментов теоретического обоснования социально-педагогического взаимодействия субъектов воспитания с представителями юношеских субкультур является концепция педагогики социальной работы (В.Г. Бочарова, Б.П. Битинас), где социальное воспитание трактуется как педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь.
2.1. Диагностический этап исследования.
Исследование проводилось в 11, 21 и 25 школах г. Таганрога в 10 «б», в 11 «а» и в 10 «а» классах, среди 87 старшеклассников.
Методы использованные в проведении исследования - анкетирование, наблюдение, беседы, метод обобщения независимых характеристик, метод свободных описаний, метод изучения результатов деятельности, опытно-экспериментальная работа, методы статистической обработки информации.
Исследования, проведенные мной включали в себя изучение проблем и противоречий социализации представителей субкультур. На основе анализа социологических и культурологических исследований были уточнены описания семи юношеских субкультур: рокеров, панков, хиппи, футбольных фанатов, пацанов (гопников), скинхедов, реперов. Описания признаков этих субкультур были предъявлены студентам младших курсов Таганрогского государственного педагогического института как экспертам; на основании обобщения результатов экспертизы мной были разработаны опросные материалы для школьников. Следующий блок исследований предполагал изучение субкультурных предпочтений старшеклассников (10-11 классы школ г. Таганрога). В результате двух опросов более 127 старшеклассников из трех городских школ были получены следующие данные.
Количество учащихся старших классов, идентифицирующих себя с представителями той или иной неофициальной юношеской субкультуры, колеблется в разных образовательных учреждениях от 11 до 59%, примерно столько же (от 12 до 52%) тех, кто сознательно не относит себя ни к одной из неофициальных юношеских субкультур. Число учащихся, не в полной мере определившихся с ответом, составляет от 6 до 42%. При этом желание идентифицировать себя с определенной субкультурой заявили 56,6%, не высказали такого стремления 30,2 % опрошенных, неопределенную позицию в выборе субкультуры продемонстрировали- 13,2 %.
Сравнение результатов изучения старшеклассников -- представителей юношеских субкультур с остальными сверстниками позволяет констатировать, что у представителей субкультур в 2,68 раза ниже уровень направленности на социально приемлемую деятельность в 1,7 раз меньше претензий на лидерство в группе, в 2 раза слабее, чем у сверстников представлена субъективная значимость занятий по интересам.
При изучении юношей и девушек -- представителей субкультуры рокеров (16,7% от общего числа опрошенных), явная угроза негативных тенденций социализации не проявилась. Также весьма благополучной группой могут считаться реперы (13,5%). Среди футбольных фанатов, составляющих от общего числа респондентов 11,9%, проблемы в социализации могут быть зафиксированы в основном у девушек. Явно обозначившейся проблемой у представителей субкультуры скинхедов (5% всех участвующих в опросе) является склонность к неконтролируемой агрессии и эмоциональная неуравновешенность (юноши -- 44%, девушки -- 20%). Обобщение полученных результатов позволяет назвать среди наиболее типичных проблем социализации для девушек -- представителей неофициальных юношеских субкультур: непринятие образа собственного тела, низкая мотивация учебной деятельности (скинхеды, футбольные фанаты). Еще одной общей чертой является то, что образ отношений с юношами лишен романтизма (футбольные фанаты). Специфичной характеристикой может быть названа слабая ориентированность на сферу деловой активности у девушек-скинхедов. Среди респондентов -- учащихся старших классов г. Таганрога наименее массовыми являются такие субкультуры, как «панки» и «хиппи» -- по 1,7%.
2.2 Педагогические рекомендации.
Исходя из социально-педагогической концепции А.В. Мудрика, социально-педагогическую помощь можно трактовать как внешнее действие, которое придает личности ресурс, недостающий в какой-либо конкретной социальной ситуации. Помощь становится движущей силой процесса активизации ресурсов, управления его использованием .
Социально-педагогическая помощь старшеклассникам -- представителям неофициальных юношеских субкультур возникает на границах стихийной, относительно управляемой и относительно социально-контролируемой социализации, и более или менее сознательного самоизменения человека; имеет характер диалектического компромисса:
-- при безусловном принятии воспитанника, какие бы идеи он ни разделял, информирование его о возможных социальных санкциях,
-- при выстраивании диалога между культурой и субкультурой, предъявление общепринятых образцов,
-- при организации движения мысли в диалоге от субъективных смыслов школьника к социокультурным значениям, оснащение воспитанника недостающими средствами понимания и самовыражения.
На основе идей педагогической герменевтики И.Д. Демаковой [10] представляется возможным сформулировать еще одно условие социально-педагогической помощи старшеклассникам -- представителям неофициальных юношеских субкультур -- адекватность имиджа педагога -- субъекта помощи юношеской субкультуре, владение педагогом референтной для старшеклассников деятельностью.
Внешний вид педагога должен соответствовать основным тенденциям моды, чтобы привлечь и расположить к себе учащихся, однако, элементы одежды не должны выражать предпочтительного отношения к какой-либо из субкультур. Умение словом и действиями настроить человека на себя -- является важными составляющими имиджа. В нашем случае необходимо говорить о так называемой стилизованной коммуникации. Это умение педагога использовать адекватные для молодежной субкультуры способы передачи информации, получения ответов, налаживания взаимоотношений, обмена мнениями. Стиль поведения педагога не должен вступать в противоречия с основной целью оказания социально-педагогической помощи. Его манера действий должна внушать воспитанникам доверие, чувство безопасности, ощущение порядочности педагога, компетентности.
Социально-педагогическая помощь будет осуществляться эффективно, если педагог владеет каким-либо видом занятий значимым для представителей юношеской субкультуры (игра на гитаре, какой-либо вид спорта, брейк-дэнс, граффити, ролевые игры и т.д.). Кроме этого, педагог может владеть смежными с субкультурными видами деятельности, например: акробатический рок-н-ролл, художественная гимнастика, спортивная аэробика, дизайн и другое.
Необходимым условием успешности социально-педагогической помощи старшим школьникам -- представителям неофициальных юношеских субкультур является характер взаимодействия педагога и старшеклассника -- конструктивный диалог что предполагает:
-- наличие договора как культурного механизма, регулирующего отношения между педагогом и старшеклассником,
-- общение строится исходя из безусловного принятия воспитанника, какие бы идеи он не разделял и не пропагандировал,
-- консультирование воспитанника о возможностях социальной среды, учреждений в разрешении проблем социализации;
-- эмоциональная поддержка как самого акта, и так и принципа свободы выбора.
-- оснащение воспитанниками недостающими средствами самопонимания.
Важным условием эффективности социально-педагогической помощи старшеклассникам -- представителям юношеских субкультур является создание клубного сообщества на основе юношеских субкультурных практик, что содействует:
-- раскрепощению, принятию воспитанником себя,
-- овладению школьником различными вариантами самопредъявления в социально приемлемых формах,
-- освоению воспитанником способами решения коммуникативных задач (в том числе конструктивного диалога со взрослыми, с представителями других субкультур).
Организация экспериментирования и самовыражения в сфере юношеской субкультуры осуществляется посредством конструирования своеобразных «карнавальных» площадок, где в ходе различного рода забав, игр, конкурсов, шествий участники могут экспериментировать со своим внешним видом, примерять атрибуты представителей той или иной субкультуры. На карнавальных площадках важную роль играет социально-психологическая атмосфера раскованности, которая обеспечивается защитой школьников от санкций со стороны субъектов социального воспитания и агентов субкультур. Для полноценного экспериментирования, самовыражения воспитанников в сфере юношеской субкультуры воспитатель должен принимать стилистику субкультуры как модель самореализации учащихся .[24]
Как показало данное исследование, в значительной части общеобразовательных учреждений создание площадок для экспериментирования на материале юношеской субкультуры затруднено вследствие особенностей сложившегося быта воспитательной организации, поэтому данная составляющая может быть реализована во внешкольной среде (загородный детский центр, учреждение дополнительного образования, учреждение социального обслуживания молодежи).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6