Рефераты. Детская и юношеская субкультуры

p align="left">Методика оказания социально-педагогической помощи старшеклассникам -- представителям юношеских субкультур требует соединения групповой и индивидуальной форм работы. Это связано с тем перечнем задач, которые решаются в рамках каждой из форм и не могут быть решены лишь в одной из них. Так, организовать экспериментирование воспитанников в способах самовыражения можно лишь в групповой работе; обсуждение смысла значений, текстов субкультур наиболее эффективно осуществляется в полилоге. В то же время ситуация каждого из старшеклассников особенна, возникающее у него противоречие требует конфиденциальности обсуждения, что возможно в рамках индивидуальной работы педагога с воспитанником.

Деятельность педагога по оказанию социально-педагогической помощи в групповой работе может быть раскрыта через перечень педагогических задач, направленных на:

-- создание в группе позитивного эмоционального климата;

-- получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими;

-- расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим;

-- приобретения опыта самовыражения в этой группе;

-- освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и смыслов, присущих различным субкультурам, осознание своих индивидуальных особенностей.

Создание в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы школьники чувствовали себя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать.

Получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими предполагает организацию общения с целью формирования готовности у воспитанников к осуществлению конструктивного диалога с представителями других субкультур, проявлению толерантности к культуре другого человека.

Расширение представлений о способах и вариантах самовыражения представляет собой консультирование учащихся с целью избежания воспитанником негативных реакций со стороны окружающих.

Приобретение учащимися опыта самовыражения в группе -- здесь были сконструированы площадки для реализации фантазий, самовыражения воспитанников в сфере юношеской субкультуры. Проводились ролевые игры, инсценировки, демонстрации. Воспитанникам предоставлялась возможность в процессе освоения игры на гитаре разучивать и исполнять песни, выступать на концертах.

Освоение способов осмысления ценностных ориентиров субкультуры, а также понимания себя, соотношения представлений о себе с характеристикой субкультуры -- в итоге получение подростком опыта понимания себя как представителя субкультуры. Здесь нами была организована работа с текстами песен с помощью таких процедур как: контент-анализ текстов, осмысление собственной позиции по отношению к тексту, написание рецензий и эссе, поиск единомышленников и оппонентов, установление взаимопонимания, обсуждение. В процессе работы этих площадок нами был организован ценностно-смысловой диалог.

Социально-педагогическая помощь в индивидуальной работе включает: содействие воспитаннику в самоопределении, посредничество в конфликтах с взрослыми и сверстниками, содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий направленных на гармонизацию отношений с окружающими.

Индивидуальная работа с воспитанником осуществляется в такой последовательности: установление личностного контакта между педагогом и воспитанником; поиск и прояснение взаимных интересов; прояснение ситуации и намерений каждой стороны; заключение договора о взаимодействии в целях разрешения индивидуальной проблемы воспитанника; разработка соответствующего плана действий; реализация плана, текущий анализ и коррекция деятельности; рефлексия произошедших изменений; определение последствий и перспектив развития индивидуальной ситуации ребенка. После реализации договора возможен переход к новому договору и новому этапу работы по обоюдному желанию воспитанника и педагога.

Заключение.

В целом мое исследование подтверждает обоснованность выдвинутого в гипотезе предположения и позволяет сделать ряд выводов:

1. Специфическими проблемами, возникающими у старшеклассников -- представителей юношеских субкультур являются: компенсация негативного отношения к себе крайним преувеличением и мифологизацией своей инаковости; выбор определенного внешнего субкультурного образа, который подменяет ценностное самоопределение при отсутствии у воспитанника соответствующего социального опыта; конфликтность взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, вызываемое провоцирующим имиджем и некомпетентностью в общении.

2. Социально-педагогическая помощь обеспечит разрешение проблем социализации школьников -- представителей неофициальных юношеских субкультур, если:

-- педагог владеет референтным для воспитанников видом деятельности, его имидж адекватен юношеской субкультуре,

-- старшеклассник участвует в клубном сообществе, созданном на основе юношеских субкультурных практик,

-- взаимодействие педагога и старшеклассника представляет собой конструктивный диалог.

3. Деятельность педагога в процессе оказания социально-педагогической помощи школьникам -- представителям неофициальных юношеских субкультур предполагает: создание в группе позитивного эмоционального климата; содействие учащимся в приобретение необходимого социального опыта (конструктивного межличностного взаимодействия, самовыражения в группе, обсуждения, осмысления и понимания идеологии субкультуры и понимания себя), расширение представлений о способах и вариантах самовыражения, помощь воспитаннику в самоопределении, осуществление посредничества в конфликтах со взрослыми и сверстниками.

4. Изложенные в исследовании выводы и рекомендации не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение заявленной проблемы. В частности, в более детальном изучении нуждаются вопросы:

-- дифференциации социально-педагогической помощи школьникам -- представителям юношеских субкультур в зависимости от социокультурных особенностей (региона, типа поселения, образовательного учреждения и т.п.),

-- подготовки и переподготовки кадров для осуществления социально-педагогической помощи школьникам -- представителям юношеских субкультур.

Молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе. Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни». М.,1996.

2. Адорно Т. Диалектика Просвещения: философские фрагменты / Авт. M.Horkheimer и др.  Москва: Медиум, Ювента, 1997.

3. Айзенштадт Ш. «Модернизация, протест и перемены» 1966, «Традиция, перемены и современность» 1973.

4. Беличева С.А. «Основы превентивной психологии». М., 2003.

5. Венгер А. Л. , Слободчиков В. И. , Эльконин Б. Д. : Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина 88'3.

6. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. 1997.  № 10.

7. Гацкова Е. И. Молодежь и современность. М. «Инфра». 2001.

8. Гуревич П. С. Культурология. М. «Знание». 1996.

9. Гусейнов Н.Н. Этическая мысль. М. Издательство полит. литературы.1998.

10. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях . АСТ .2007

11. Демакова И.Д. С верою в ученика: особенности воспитательной работы классного руководителя. Просвещение - 1989г. Москва

12. Кон. И.С. «Психология ранней юности».

13. Краковский А.П. “О подростках”- М., 1970г.

14. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. “Психология подростка”- М., 1965..

15. Лисовский В.Т «Социология молодежи» - СПб.,1996.

16. Макаренко А.С. “Принципы социального воспитания”. 1986.

17. Мастеров Б.М «Психология саморазвития» - Рига 1996.

18. Мертон Р. Социология сегодня: проблемы и перспективы .М., 1965

19. Мид М. «Культура и мир детства» (сб. пер. на рус. яз., 1988).

20. Мудрик. А.В. «Время поисков и решение». М. 1990.

21. Ольшанский Д.В. “Неформалы: групповой портрет в интерьере”- М: Педагогика, 1990.

22. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988.

23. Семенов В.Е. “Искусство как межличностная коммуникация”- СПб,

24. Сенченко Н.А. Изучение влияния отечественной рок-культуры на сознание студенческой молодежи .Москва, 2000.

25. Сенченко Н.А. Социально-педагогическая помощь школьникам -- представителям юношеских субкультур Сборник статей / Под ред. Б.В. Куприянова. -- Кострома; 2004. 

26. Смелзер. Н. Социология. М. «иск-инфо». 1994.

27. Сорокин П. “Человек. Цивилизация. Общество» - М. 1992.

28. Франкл В. «Человек в поисках смысла. М. 1995.

29. Хоггарт Р. Оксфордская иллюстрированная т 7 Народы и культуры Инфра-М . 2000г.

30. Чупров В.И. Историческое сознание молодежи: социологический аспект // Педагогика. 1992.

31. Чупров В.И., Черныш М.Ф. Мотивационная сфера сознания молодежи. Состояние и тенденции развития. М., 1993.

32. Эльконина Д. Б. “Развивающее обучение”. М. 1993.

33. Эрик Г. Эриксон Идентичность: юность и кризис // Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.

34. Ярошевский М.Г. “Социальное воспитание”. М. 1997.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.