Рефераты. Детско-родительское общение

p align="left">Слово "традиция" (от лат. tratitio - передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.

В основе традиций, напротив, всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения.

Обычаи формируют, главным образом, простые привычки - стереотипно повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма (например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного аппетита, замечательный обычай сельских жителей - приветствовать любого человека, в том числе и незнакомого).

Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка. Сложные привычки дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, который были в его опыте [10].

Таким образом, традиции и обычаи - два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно.

Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.

Воспитательный потенциал семьи. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка [5]. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако их следует рассматривать только в совокупности.

Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.В.Мудрик).

Выводы по первой главе

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью.

Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, институтом, различными обществами, другими семьями.

Развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии позволяет наиболее эффективно осуществить ее воспитательную функцию.

Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка.

Очень высоко оценивается супружеская (демократическая) семья. Цель в этой семье -- взаимодоверие, принятие, автономность членов. Воспитательное воздействие -- "горизонтальное", диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Он плохо адаптируются в среде, построенной по "вертикальному принципу" (т. е. практически ко всем социальным институтам).

Научные исследования выявили прямо пропорциональную зависимость качества домашнего воспитания детей от уровня образования (профессиональной квалификации) родителей. Образование влияет на формирование ценностных ориентаций родителей. Чем выше образование, тем важнее для родителей профессиональная деятельность, ее творческий характер, тем выше оценивается ими профессия, требующая применения всех знаний, умений, навыков, инициативы, самостоятельности.

На социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора. Первый - это образец отношений и поведение родителей. Относительно этого фактора, то были получены данные, что в семьях агрессивных детей выявлена большая распространенность агрессивных проявлений со стороны взрослых по сравнению с семьями неагрессивных детей. Другим важным фактором является характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. В частности, была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей.

Глава 2. Исследование организационно-педагогических особенностей семейного воспитания в современном обществе

2.1 Методики и организация исследования

Особое место в диагностике психических состояний личности занимают проективные методики, в которых оценка состояния основана не столько на характеристиках протекания деятельности в процессе выполнения тестовых заданий, сколько на анализе ее результатов [3]. К методикам такого типа относится тест руки Вагнера (См. Приложение 1.), предназначенный, в первую очередь, для диагностики агрессивности. Опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру. В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Анализ основных взглядов на содержание понятия "агрессия" позволяет понимать ее как мотивированное разрушительное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, наносит вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб или вызывает психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность и т.д.).

Агрессия является одним из частых способов решения проблем, возникающих в трудных фрустрационных ситуациях, вызывающих психическую напряженность [4].

Как и любое другое поведение, агрессия возникает в результате сложного мотивационного состояния, в котором можно выделить как побуждающий (гнев, враждебность и т.п.), так и тормозящий (культурные стереотипы, страх последствий агрессии и т.п.) компоненты. Агрессивность, как интерактивную характеристику мотивационного состояния, можно определить как соотношение побуждающих и тормозящих агрессию актуальных мотивов. В зависимости от изменения состояния агрессивность может либо возрастать, либо уменьшаться и, в пределе, исчезать. В зависимости от частоты и длительности переживания, а также разнообразия ситуаций, в которых человек переживает состояния, характеризующиеся сильной агрессивностью и, главное, проявляет агрессию в поведении/можно говорить о большей или меньшей выраженности агрессивности как устойчивой личностной диспозиции.

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде "стоп-кадра"" изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

Э.Вагнер (1978) на основе изучения основных работ, выполненных с помощью теста руки, сделал вывод о его высокой валидности и надежности, особенно при работе с детьми и подростками [16].

Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей [3].

Стимульный материал - стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения (подобно пустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении. Для достижения действительного понимания цели инструкции могут варьировать при условии, что испытуемый не запугивается и не провоцируется нужный ответ. При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: "Хорошо, а что еще?", но не навязывают никаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке. Держать рисунок-карточку можно в любом положении. Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняете, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком х4, т.е. этот единственный безальтернативный ответ оценивается в четыре балла вместо одного, и это еще не самая большая оценка проявленной безапелляционности.

Важно во всех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста) максимально снижать неопределенность ответа, наполнять смыслом высказывания типа "кто-то, что-то, кому-то" и т.п.

Чем более тщательно проведено тестирование, тем меньше в протоколе содержится ответов с неопределенным толкованием, тем легче последующая обработка протокола и достовернее полученные результаты.

При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относят к одной из 11 категорий.

1. АГРЕССИЯ (А). Рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.).

2. УКАЗАНИЕ (У). Рука участвует в действии императивного характера: ведет, направляет, препятствует, господствует над другими людьми (дирижирует оркестром, дает указание, читает лекцию, учитель говорит ученику: "Выйди вон", милиционер останавливает машину и т.п.).

3. СТРАХ (С). Рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.).

4. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ (Э). Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; участвует в действии, выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность (дружеское рукопожатие; похлопывание по плечу; рука, гладящая животное, дарящая цветы; обнимающая рука и т.п.).

5. КОММУНИКАЦИЯ (К). Рука участвует в коммуникативном действии: обращается к кому-либо, контактирует или стремится установить контакты. Общающиеся партнеры находятся в положении равенства (жестикуляция в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.п.).

6. ЗАВИСИМОСТЬ (3). Рука выражает подчинение другим лицам: участвует в коммуникативном действии в позиции "снизу", успех которого зависит от благожелательного отношения другой стороны (просьба; солдат отдает честь офицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за милостыней; человек останавливает попутную машину и т.п.).

7. ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ (Д). Рука разными способами выставляет себя на показ, участвует в явно демонстративном действии (показывает кольцо, любуется маникюром, показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальной инструменте и т.п.).

8. УВЕЧНОСТЬ (Ув). Рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям (раненая рука, рука больного или умирающего, сломанный палец и т.п.).

9. АКТИВНАЯ БЕЗЛИЧНОСТЬ (АБ). Рука участвует в действии, не связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и т.п.).

10. ПАССИВНАЯ БЕЗЛИЧНОСТЬ (ПБ). Рука в покое, либо наблюдается появление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука все же не изменяет своего физического положения (лежит, отдыхая; спокойно вытянута; человек облокотился на стол; свесилась во время сна; и т.п.).

11. ОПИСАНИЕ (О) В эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые ею действия (пухлая рука, красивая рука, рука ребенка, рука больного человека т.п.).

Суммарный балл агрессивности вычисляется, по формуле:

А = (Агрессия + Указание) - (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость).

т.е. количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы "адаптивных" ответов из суммы ответов по первым двум категориям [16].

Данная методика соответствует возрастным особенностям выборки, то есть может применяться для диагностики уровня агрессивности у детей, что и послужило методическим обоснованием выбора этой методики.

Для диагностики стилей семейного воспитания применялась методика АСВ (См. Приложение 1.). Опросник для родителей "Анализ семенных взаимоотношений" (АСВ) в двух вариантах -- детском и подростковом -- создан В. Юстицкисом и Э. Г. Эйдемиллером (Эйдемпллер Э. Г., Юстицкис В., 1987; 1990).

АСВ позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного патологизирующего воспитания и установить некоторые психологические причины этих нарушений.

Методологическим основанием выбора данной методики послужила рассмотренная выше Эйдемиллером Э.Г. и А.Е. Личко классификация стилей родительского воспитания.

К особенностям воспитания, учет которых наиболее важен при изучении этиологии непсихологических патологических нарушений поведения и отклонений личности детей. К ним относится уровень протекции в процессе воспитания; степень удовлетворения потребностей ребенка; количество требований, предъявляемых ребенку и семье и неустойчивость стиля воспитания. Одновременно мы приводим описание тех шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики нарушений воспитания и для выявления типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания [16].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.