Рефераты. Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома подросткового возраста как условие успешной социализации

p align="left">Сейчас в нашей стране количество детских домов достигло 2100 (10 лет назад 600 учреждений). Положение с детьми-сиротами явно не благополучное. Российский Детский Фонд, ссылаясь на данные Генеральной Прокуратуры РФ, дает сведения о выпускниках сиротских учреждений: 10% кончают жизнь самоубийством, 40% попадают в разряд алкоголиков и наркоманов, 40% становятся преступниками и лишь 10% выбиваются в люди.

Сироты, привыкшие к иждивенчеству, не умеют заботиться о себе, о своем будущем, они знают, что им некому помочь, а помочь самим себе они не могут. Дальняя перспектива им не по силам [16. с. 72].

Наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие после выпуска из детского дома. Необходимость постинтернатной адаптации воспитанников связана с рядом причин, наиболее важными из них являются:

- значительный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с материальными и жилищными трудностями родителей, ростом внебрачной рождаемости, понижением стабильности брака;

- отсутствие современных научно-обоснованных методик воспитания, профориентации и социальной подготовки выпускников к трудностям реальной жизни;

- изменение социального состава сиротства;

- ухудшение физического состояния детей, появление детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержек психического развития, с трудностями в обучении, поведении (склонность к бродяжничеству, тяга к курению, наркомании и токсикомании) у значительной части воспитанников имеется задержка психического развития, интеллектуальные отклонения [16, с. 38].

Дети, содержащиеся в учреждениях, часто проявляют отставание в развитии и, в большинстве случаев, покидают учреждения плохо подготовленными к самостоятельной жизни за их пределами. Российские научные исследования свидетельствуют, что дети, содержащиеся в учреждениях, пассивны, у них плохо развиты языковые навыки, они страдают недостатком концентрации внимания и мотивации и склонны к конфликтам со своими сверстниками. Отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте впоследствии мешает им учиться. Повзрослев, дети становятся крайне зависимыми, с трудом устанавливают новые связи, страдают низкой самооценкой и проявляют тенденцию к совершению правонарушений.

Анализ сведений о детях, содержащихся в учреждениях и выбывших из них, показал, что 85% таких детей планируют получить рабочие профессии и лишь 10% думают о получении среднего или высшего образования [3, с. 38].

Дети выпускаются из учреждения либо по достижении 18 лет, либо по завершении образования - общего начального или общего среднего. Дети готовятся к выбытию в течение последнего года нахождения в учреждении и впоследствии получают следующие виды поддержки в своей независимой жизни:

жилище;

финансовое обеспечение;

возможность получения последующего бесплатного образования и медицинского обслуживания;

работу;

психологическую и социальную помощь.

Выбывающий из учреждения ребенок по закону имеет гарантию получения муниципального жилья на приоритетной основе. Он имеет право на бесплатное продолжение образования и получение соответствующей стипендии, а также на медицинское обслуживание [17, с. 89].

Детям, решившим не продолжать образование, предоставляется помощь в поиске работы, включая обучение и переподготовку. Кроме того, в регионах работодатели получают стимул к приему на работу молодых людей из детских учреждений, т.к. им предоставляются налоговые льготы. Тем не менее устройство на работу молодых людей, выбывших из детских учреждений, остается сложной и затяжной проблемой.

Дети, выбывающие из учреждений, считаются зрелыми и способными позаботиться о себе. В реальности же они крайне ранимы и нуждаются в поддержке - нередко они возвращаются в свои учреждения в поисках крова и защиты. Таким образом, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на широкий круг программ защиты и поддержки, которые помогают им продолжать самостоятельную жизнь. Тем не менее, на практике дети, выбывшие из учреждений, сталкиваются со значительными трудностями при адаптации к самостоятельной жизни. Большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из детского дома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (воспитателей, родственников). Выпускники детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои права. 75% выпускников не могут создать своей семью, их дети оказываются в детском доме [21, с. 36].

В свете всего вышесказанного очевидно, что лишь незначительный процент детей, выбывших из учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, успешно адаптируется к самостоятельной жизни. Многие из них становятся жертвами издевательств, эксплуатации и жестокого обращения, алкоголиками и наркоманами, либо становятся на путь преступлений и попадают в тюрьму. Недостатки в социализации выпускников детского дома свидетельствуют о необходимости объединения усилий специалистов и выстраивания общих требований к их воспитанию в детском доме. Каждого воспитанника нужно готовить к самостоятельной жизни уже с дошкольного возраста.

1.3 Значимость профессионального определения воспитанниками детского дома

Процесс профессионального самоопределения - это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций [2, с. 26]. Действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.

Главная (идеальная) цель работы по профессиональному самоопределению заключается в постепенном формировании внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, в корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного). А так же в готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно - значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности [22, с. 14].

Выбирая из множества профессий, надо, чтобы воспитанник знал, чего он сам хочет (мотивы выбора):

каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать?

какая заработная плата его устроит?

какой образ жизни он хочет вести?

сколько времени и сил он сможет отдать освоению этой профессии?

Второе условие выбора профессии - учет своих способностей.

И третье условие - важно, чтобы воспитанник знал содержание профессии, какими умениями и навыками должен обладать специалист, какими психологическими качествами обеспечивается успешность в работе [8, с. 46].

Большое внимание в работе уделяется тому, что необходимо предостеречь детей от неправильного выбора профессии, к которому могут привести 2 причины:

Во-первых, искаженное представление о будущей профессии (незнание требований к человеку, превратное представление об условиях работы, оплате труда и т.д.).

Во-вторых, искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков, особенностей и т.д.) [20, с. 30].

Также следует обратить внимание на факторы, влияющие на результаты самоопределения и приводящие к неправильному выбору профессии:

Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Таким профессия артиста может привлекать тем, с какой легкостью он создает на сцене или в кино сложный образ, завоевывает популярность, славу. Но за этой легкостью стоит напряженный, длительный, будничный труд.

Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей).

Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Практически все профессии непрерывно меняют свой облик.

Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).

Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии [19, с. 42].

Но помимо причин и факторов, которые могут привести к неправильному выбору профессии, воспитанники попадают в ситуации трудности выбора профессии:

когда осознает необходимость своевременности выбора профессии, но не знает вообще что хочет

когда имеются внешние и внутренние препятствия для планирования профессионального будущего

самое главное - выбрать профессию так, чтобы работа его в будущем была успешна и приносила ему удовлетворение. Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо [9, с. 87].

При профориентационной деятельности немаловажным фактором является психологическое сопровождение профориентации, поскольку очень важно то, какими методами и формами работы будет осуществляться деятельность [14, с. 28].

Профессиональное определение, прежде всего, важно для самого ребенка, важно, чтобы он знал, чего сам хочет, какую профессию он выберет и сможет ли, ввиду своих особенностей и возможностей, ее освоить. И из-за отсутствия родителей помочь ему в этом могут специалисты, которые с ним занимаются и хотят ему помочь.

2. Система работы социального педагога по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома на примере МОУ «Тотемский детский дом»

2.1 Особенности работы по профопределению воспитанников детского дома

Исследование проводилось на базе МОУ «Тотемский детский дом».

Учреждение создано 1 августа 1999 года по решению комиссии при Главе Тотемского районного самоуправления, где содержатся и воспитываются дети от 2 до 18 лет. Учредителем учреждения выступает Управление образования Тотемского муниципального района. Учреждение расположено в трех километрах от города Тотьма, в деревне Варницы.

Количество воспитанников: 32 человека.

Из них:

* детей - сирот - 4 человека;

* детей, родители которых лишены родительских прав - 28 человек;

* детей, родители которых ограничены в родительских правах - 6 человек;

* детей из неполных семей (одинокая мать) - 7 человек;

* дети из многодетных семей (3 и более детей) - 15 человек;

* детей, находящихся на полном государственном обеспечении - 32 человека;

* детей, получающих пенсию по потере кормильца - 14 человек;

* детей, получающих алименты - 11 человек;

* Детей, состоящих на учете в ПДН - 3 человека;

Состав по классам:

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.