Рефераты. Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома подросткового возраста как условие успешной социализации

p align="left">Дошкольников - 5 человек (10%);

Младшие школьники (1 - 4 классы) - 2 человека (3%);

Старшие школьники (5 - 11 классы) - 19 человек (87%).

Состав по половому признаку:

Мальчики - 72%;

Девочки - 28%.

Проблемы учреждения:

1. большое количество детей подросткового возраста;

2. количество мальчиков превышает количество девочек;

3. открытие службы содействия устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан.

Основные направления деятельности.

Деятельность Учреждения направлена на реализацию основных целей воспитания и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1. Создание благоприятных условий, способствующих всестороннему развитию личности.

2. Обучение и воспитание детей в интересах личности, общества и государства.

3. Обеспечение охраны здоровья воспитанников.

4. Обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации.

5. Создание условий для трудового воспитания и образования на основе интеграции Учреждения с социумом.

Характеристика педагогического коллектива.

Состав администрации:

* директор детского дома (Свиридова Н.Т.);

* заместитель директора по учебно-воспитательной работе (Абанина О.А.);

* заместитель директора по административно-хозяйственной части;

* главный бухгалтер детского дома.

Ведущие специалисты:

* социальный педагог;

* педагог-психолог;

* педагог дополнительного образования;

* логопед;

* библиотекарь;

* музыкальный руководитель;

* инструктор по физическому воспитанию;

* врач-педиатр;

* 4 медицинские сестры;

* руководитель кружка;

* педагог дополнительного образования.

Количество воспитателей - 12 человек.

Образование:

* высшее - 9 человек;

* среднее специальное - 13 человек.

Категория:

* высшая - 8 человек;

* 1-я категория - 11 человек;

* 2-я категория - 3 человека.

Т.к. одной из главных задач детского дома является создание условий для успешной постинтернатной адаптации, а в дальнейшем и социализации воспитанников, то немаловажное значение имеет и профессиональное самоопределение детей, поэтому в детском доме сложилась система работы по профопределению воспитанников.

Первый этап работы - профессиональное просвещение. На этом этапе происходит ознакомление воспитанников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, потребностями региона в кадрах, путями получения профессий, особенностями трудоустройства. Чем больше информации о профессии получит ребенок, тем легче ему будет определиться с выбором.

Профпросвещение проводится в соответствии с местом расположения детского дома (сельская местность), обсуждаются профессии, которые могут получить дети (учебные заведения города и области). Использование профессиональных игр, упражнений. Использование профессиональных проб - вся трудовая деятельность, в которой участвуют наши дети - выпечка, шитье и т.п. При этом учитываются возрастные особенности, особенности личности детей.

Второй этап - профессиональная диагностика: выявление профессионально значимых свойств: способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений.

Диагностики:

1). Лист выбора профессии.

2). Рисуночные тесты.

3). Знакомство с выбором профессии.

4). Анкета «О профессии».

5). ДДО.

Заполнение карты (индивидуально) профессионального выбора:

- более полная, углубленная диагностика;

- использование услуг ЦЗН, психолога.

Третий этап - составление индивидуального плана для каждого выпускника, по результатам диагностики, наблюдений и бесед с учетом возрастных и личностных особенностей. Составление индивидуального плана по каждому ребенку. Желательно прописывать таблицей:

Мероприятие

Дата

Ответственный

По какой профессии более углубленно работаем с ребенком, куда необходимо обратиться дополнительно; какую работу еще провести.

На четвертом этапе проводится профконсультирование специалистами: оказание помощи воспитаннику для успешного профопределения. Профконсультирование проводят как специалисты детского дома (психолог, социальный педагог, медицинский работник), так и специалисты других учреждений социума (Тотемский центр ПМСС, центр занятости населения, КЦСОН) в случае необходимости. Все консультации, встречи, беседы - фиксируются, прописывая цель (проблемы личностного развития, проблемы профессионального выбора и т.п.).

На следующем этапе проводится профконсилиум, где дается заключение о соответствии индивидуальных качеств личности ребенка его профессиональному выбору, вырабатывает совместное решение по ликвидации проблем профессионального выбора. При обсуждении проблемы учитываются физиологические, психологические особенности ребенка, а так же его желания и возможности. Профконсилиум завершается разработкой индивидуального плана работы для каждого выпускника, так же составляются рекомендации.

Заключительный этап - реализация рекомендаций: подготовка и содействие в поступлении в учебные заведения, отслеживание постинтернатной адаптации воспитанников. Если при реализации рекомендаций возникают проблемы, то работа по профопределению возвращается на четвертый этап - профконсультирование специалистами.

Профессиональное просвещение детей проводиться с 5 класса, на каждого ребенка заводиться индивидуальная папка, где содержится информация о профориентационной работе с ним (результаты диагностики, беседы, методы и формы работы, проводимые с ребенком) и каждый год делается вывод о проделанной работе. На каждый год разрабатывается план профориентационной работы, где указаны мероприятия, которые необходимо провести для успешного профопределения (количество часов, тема, временные рамки, ответственные за мероприятие).

2.2 Пути формирования самоопределения и самовоспитания воспитанников детского дома

Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-сирот в реальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты (деятельность личности и отношения личности к данной деятельности). Воспитанники, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. При этом важно: осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития; учет осознанности каждым ребенком своего «Я»; наличие ясных и четких перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается. Система работы по обеспечению социальной защищенности ребенка включает в себя не только социальную защиту, но и подготовку детей к самозащите. Сформировать у ребенка способность самозащиты - значит защитить его.

Подготовить ребенка к самозащите - это значит сформировать комплекс качеств, свойств личности, позволяющих человеку успешно преодолевать трудности социализации. Самозащита - это успешное условие адаптации личности. Самозащита личности - это понятие комплексное. Можно выделить в работе несколько видов самозащиты, которые тесно связаны друг с другом.

1) Юридическая - самозащита личности в соответствии с основами права, принятыми в обществе.

2) Материальная - самозащита с использованием денег или каких-либо других материальных предметов.

3) Профопределение. Работа по профопределению занимает важное место в жизненном и профессиональном самоопределении.

Необходимость сформировать у воспитанников комплекса качеств, благодаря которым человек совершает осознанный выбор и адаптируется в новой ситуации, способен решать возникающие проблемы в любом возрасте и в любой важной ситуации. К таким качествам можно отнести автономность, информированность, умение принимать решения, умение планировать, положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение. Для решения этих проблем особое значение имеет работа по профопределению воспитанников и их дальнейшему трудоустройству, которая включает в себя:

- сбор информации по профориентации

- оформление папок по профопределению

- оформление карт индивидуального профопределения старших воспитанников

- собрания, экскурсии, беседы с представителями разных профессий

- сбор информации в центре занятости населения

- мероприятия ….

- проведение профконсилиума…. (ПМПК)

ПМПК - это комплексная диагностика и определение действий субъектов, заинтересованных в успешном профопределении, обучении и полноценном воспитании детей.

Профконсилиум проводиться 4 раза в год. Организатором является социальный педагог. На профконсилиуме присутствуют педагог-психолог, медицинский работник, социальный педагог, воспитатели детского дома. Специалисты в период между проводимыми консилиумами проводят диагностику психологических, физиологических, личностных особенностей, профориентационной направленности воспитанника. На консилиуме им предоставляется слово проговорить результаты диагностики и высказать профессиональное мнение по поводу той профессии, по которой в силу своих возможностей может пойти учиться выпускник. После выступления всех специалистов делается общий вывод. Затем по одному приглашаются воспитанники, выпускники детского дома и с ними проводиться беседа, где воспитанник говорит о своих желаниях и интересах. На основе всех критериев делается общий вывод, и составляются рекомендации дальнейшей профориентационной работы с ним, также назначаются ответственные.

2.3 Анализ занятости выпускников детского дома

Проанализировав сведения о занятости выпускников детского дома мы получили следующие данные. Из 39 выпускников 37 человек продолжили обучение: из них 4 человека обучаются (обучались) в высших учебных заведениях, в СУЗах - 3 человека, в ПТУ - 30 человек, обучаются на курсах - 2 человека, 15 человек работают, 5 - служат в армии, не работают и не учатся - 9 человек. Из выпускников 16 человек создали свои семьи, 5 из них зарегистрировали брак. Из 39 выпускников детского дома:

Из 37 выпускников Тотемского детского дома, продолживших обучение:

Из 16 человек создавших свои семьи:

Проанализировав данные можно сказать, что гипотеза подтвердилась частично. Сложившаяся в детском доме система работы по профопределению воспитанников является достаточно эффективной, так как показывает высокий уровень поступления и успешного обучения воспитанников в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Это свидетельствует об их адаптированности к иным, новым условиям социальной среды, отличных от детского дома и как следствие успешной социализации в обществе.

Данная система по профопределению является успешной, но все же необходима дальнейшая работа по ее дополнению и совершенствованию. На наш взгляд, в условиях МОУ «Тотемский детский дом» при наличии достаточных ресурсов возможно создание программы по профопределению воспитанников на достаточно длительный период, например, сроком на 3-5 лет.

Заключение

В процессе социализации человек становиться личностью. Важно, что бы он протекал успешно для того, чтобы ребенок полноценно развивался. У детей, оставшихся без попечения родителей, этот процесс проходит сложно, т. к. семья является микрофактором и важнейшим институтом социализации, следовательно, дети-сироты являются реальными жертвами неблагоприятных условий социализации.

Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% - средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% - улица.

Дети, содержащиеся в учреждениях, часто проявляют отставание в развитии и, в большинстве случаев, покидают учреждения плохо подготовленными к самостоятельной жизни за их пределами. Российские научные исследования свидетельствуют, что дети, содержащиеся в учреждениях, пассивны, у них плохо развиты языковые навыки, они страдают недостатком концентрации внимания и мотивации и склонны к конфликтам со своими сверстниками. Отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте впоследствии мешает им учиться. Повзрослев, дети становятся крайне зависимыми, с трудом устанавливают новые связи, страдают низкой самооценкой и проявляют тенденцию к совершению правонарушений.

Лишь незначительный процент детей, выбывших из учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, успешно адаптируется к самостоятельной жизни. Многие из них становятся жертвами издевательств, эксплуатации и жестокого обращения, алкоголиками и наркоманами, либо становятся на путь преступлений и попадают в тюрьму.

Недостатки в социализации выпускников детского дома свидетельствуют о необходимости объединения усилий специалистов и выстраивания общих требований к их воспитанию в детском доме. Каждого воспитанника нужно готовить к самостоятельной жизни уже с дошкольного возраста.

Процесс профессионального самоопределения - это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций.

Главная (идеальная) цель работы по профессиональному самоопределению заключается в постепенном формировании внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, в корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Профессиональное определение, прежде всего, важно для самого ребенка, важно, чтобы он знал, чего сам хочет, какую профессию он выберет и сможет ли, ввиду своих особенностей и возможностей, ее освоить. И из-за отсутствия родителей помочь ему в этом могут специалисты, которые с ним занимаются и хотят ему помочь.

При профориентационной деятельности немаловажным фактором является психологическое сопровождение профориентации, поскольку очень важно то, какими методами и формами работы будет осуществляться деятельность.

Т.к. одной из главных задач детского дома является создание условий для успешной постинтернатной адаптации, а в дальнейшем и социализации воспитанников, то немаловажное значение имеет и профессиональное самоопределение детей, поэтому в детском доме сложилась система работы по профопределению воспитанников.

Проанализировав данные можно сказать, что гипотеза подтвердилась частично. Сложившаяся в детском доме система работы по профопределению воспитанников является достаточно эффективной, так как показывает высокий уровень поступления и успешного обучения воспитанников в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Это свидетельствует об их адаптированности к иным, новым условиям социальной среды, отличных от детского дома и как следствие успешной социализации в обществе.

Данная система по профопределению является успешной, но все же необходима дальнейшая работа по ее дополнению и совершенствованию. На наш взгляд, в условиях МОУ «Тотемский детский дом» при наличии достаточных ресурсов возможно создание программы по профопределению воспитанников на достаточно длительный период, например, сроком на 3-5 лет.

Список литературы

Аркадьев А.А., Тесты по профориентации для учащихся. Минск: Соврем. шк., - 2008.

Балахин В.И., Заяц В.П. Основы теории и практики профориентации. Л.: ЛГПИ, 1990 г.

Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия. М - 1991 г.

Василькова Т.М. Социальная педагогика. М - 2000.

Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение - 1988.

Каганов А.Б. Выбираю профессию: Кн. для учащихся. М - 1986.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. Кн. для учащихся старших классов. М.: Просвещение - 1990.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. Кн. для учащихся старших классов. М.: Просвещение - 1990. 2-е издание.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону - 1996.

Кон И.С. Ребенок и общество. М - 1988.

Кухарчук А.М. Профессиональное самоопределение учащихся. М - 1998.

Лиханов А.А. Дети без родителей: Кн. для учителя. - М., 1987.

Митина Л.М., Брендакова Л.В. Психологическое сопровождение выбора профессии. М - 2003., 2-е издание.

Мудрик А.В. Социальная педагогика. М - 1997.

Мудрик А.В. Социализация. М. - 1991.

Павлютенков Е.М. Профессиональная ориентация учащихся. М - 1983.

Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии: Кн. для учителя. М - 1986.

Переведенцев В.И. Человек выбирает профессию. М - 1980.

Прихожан А.М. Дети без семьи. М - 1990.

Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. М - 1983.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.