Методика «Секретный разговор» (старшая группа) способствует исследованию эмоционально-чувственной сферы личности ребенка в процессе общения его с природой, а также выявлению имеющегося у детей опыта такого общения. Методика «Письмо зеленому другу» (старшая группа) помогает определить готовность детей помогать природе, заботиться о ней, развивать чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Методика «Радости и огорчения» (со старшей группы) поможет выявить место природы в системе ценностных ориентаций ребенка. Методика «Лес благодарит и сердится» (старшая группа) позволяет выявить отношение детей к природе, развить представления о правилах, нормах взаимодействия с нею.
Методика «Экологический светофор» (старшая группа) направлена на выявление представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой, допустимых и недопустимых действиях человека в природе, природоохранной деятельности; умения детей оценивать результаты взаимодействия с природой.
Методики «Рассказ», «Недописанные тезисы» направлены на выявление индивидуальных смыслов взаимодействия с природой; мотивов экологической деятельности, отношения к природе; понимания многосторонней ценности природы; представлений об экологической культуре человека, ее значении. Детям можно предложить следующие темы для рассказов: «За что я люблю природу?», «Мое отношение к природе», «Природа в моей жизни», «Что такое природа?» и т.д. Или попросить закончить предложение: «В жизни человека природа…», «Охранять природу - значит…», «Я люблю природу за то, что…», «Любить природу - значит…», «Я люблю природу, так как…», «Я люблю бывать на природе, потому что…», «Я стараюсь не наносить вреда природе, так как…», «Основными правилами поведения человека в природе являются…», «Проявляя заботу о природе, я умею…», «Моя деятельность по охране природы заключается в…».
Особое значение в экологическом образовании детей дошкольного возраста занимает диагностика сформированности практических навыков экологической деятельности ребенка. Детям предлагаются следующие задания: полить комнатные растения, поухаживать за животным и др11 Охапкина Г.М., Баймашова В.А. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями: Система работы. Изд-во: Скрипторий 2003. - 2008 г., с. 24.
В процессе выполнения задания можно выявить, понимают ли дети цель труда, поставленную взрослыми, характер мотивации труда, могут ли по внешнему виду определять растения, нуждающиеся в уходе, способны ли предвидеть результат труда, умеют ли планировать свою работу по уходу за комнатными растениями, самостоятельно готовить необходимое оборудование для труда, освоили ли способы ухода за комнатными растениями.
В ряде методик диагностики экологического отношения детей к природе используется ранжирование. Например, для выявления представлений детей о важности способов освоения мира природы им предлагается расставить на ранговые места по степени важности для себя следующие способы освоения мира природы: чтение природоведческих книг; наблюдение за природным объектом; уход за комнатными растениями; уход за животными; изготовление поделок из природного материала и др. Для выявления уровня сформированности экологических знаний и приоритетности тех или иных групп знаний детям предлагается расположить по степени важности для себя следующие группы знаний о природе: знания о животном мире, растениях, человеке; знания об экологических проблемах, взаимодействии человека и природы, явлениях природы, цветах; знания о возможных видах деятельности человека в природе и т.д.
Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом экологического развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход. В этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования. Педагоги и родители должны учитывать проблемы и приоритеты современной технологии экологического образования детей дошкольного возраста.
6. Опыт работы
Экологическое воспитание, с моей точки зрения, предполагает решение трёх взаимосвязанных задач: повышение квалификации педагогов, экологическое воспитание детей и пропаганда экологических знаний для родителей.
Прививать любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Уже в три года детей интересует не только «что это», но и «почему». Малыши восторгаются при виде цветка и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу?
В экологическом уголке можно посадить свой огород, дети сначала будут наблюдать за ростом лука и пшеницы, делать зарисовки в дневнике наблюдений, а потом им доставит удовольствие срезать пёрышки лука и кушать его, добавляя в суп. Нужно обязательно рассказывать детям, что растения «чувствуют» добрых и злых людей, добрые и злые мысли. В доме у хорошего человека комнатные растения всегда растут и чаще цветут. Нужно объяснять детям, что не надо стеснятся говорить с растениями, отвечать за них.
Стараться развивать у детей фантазию и воображение: «На кого похожа эта картофелина? А тучка на небе?» Детям доставило огромное удовольствие рисовать воздухом. С ребятами можно назвать это «Мой помощник ветерок». Надо набрать немного больше, чем достаточно, краски на кисть, поставить каплю, провести черту и подуть на каплю в желаемом направлении. И без помощи кисти на глазах начинает расти трава, веточка, расцветает цветок, начинается волшебное превращение. Этот приём развивает фантазию, мышление и речь, поскольку ребёнок должен рассказать о том, что нарисовал ветерок. Мы должны дать ребёнку понять, что окружающий мир и люди в нём - зеркало, глядя в которое, он познаёт самого себя.
Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы.
Список литературы
1. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999 г.
2. Каменева Л.А. «Как знакомить дошкольников с природой». М., 1983 г.
3. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004 г., с. 128
4. Мир природы и ребенок. Под ред. Л.М. Маневцовой и П.Г. Саморуковой. СПб.: Акцидент, 1998 г.
5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002 г., 336 с.
6. Охапкина Г.М., Баймашова В.А. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями: Система работы. Изд-во: Скрипторий 2003. - 2008 г., 72 с.
Приложение
Конспекты педагогических мероприятий
Открытое мероприятие с подготовительной группой в 2007-2008 году.
«Комнатные растения в нашей группе»
Цели: расширить знания детей о растениях; воспитывать навыки по уходу за комнатными растениями; развивать эстетический вкус детей; создать детскую экологическую организацию «Экоша».
Оборудование: живые комнатные растения; выставка книг по уходу за растениями; презентация для компьютера; карта географическая; черенки комнатных растений для подарка детям; фотовыставка цветов; зеленые галстуки; бейджи организации «Экоша»; фонограммы, текст гимна; плакаты - призывы.
Организация: компетентное жюри; команды мальчиков и девочек; вопросы противникам; выступление Природы; вокальная группа; консультанты из старших групп.
Ход мероприятия:
Звучит музыка «Вальс цветов», работает проектор с презентацией. Выходит Природа и читает свой монолог.
Учитель: Нас окружает зеленый мир растений. Без них мы не могли бы существовать. Вот почему люди всегда проявляли и проявляют большой интерес к изучению жизни растений. Еще первобытный человек интересовался растительным миром. Познавая окружающий мир, он извлекал из него большую пользу для себя. Одни растения люди использовали для приготовления пищи, другие - для постройки жилища, третьи - для изготовления орудий труда, четвертые - для украшения помещений или лечения различных болезней.
Каждое растение имеет свой характер; каждому требуется особый уход, и, конечно, наше внимание и любовь. Наши зеленые друзья не говорят на человеческом языке, но чувствуют наше отношение к ним. Они улавливают не слова, а эмоции, настроение: не случайно говорят, что в доме, где часто ссорятся, цветы не растут.
Зеленые питомцы не только радуют глаз своим бурным цветением и яркими листьями. Они еще и очищают, увлажняют, ароматизируют воздух в доме и могут служить вкусной приправой или гарниром.
Представляются команды: мальчики и девочки.
1. Конкурс «Приветствие команд»
Заранее детям было дано задание выбрать себе название и придумать девиз, у каждой команды есть свой консультант - старшеклассник.
Мальчики: Команда наше имя - «Молочай», команда наш девиз - «Не трогайте нас ручками, Уколем Вас колючками. Лучше света Вы нам дайте, и не часто поливайте». Краткий рассказ о растении.
М: Молочай красивейший (пуансеттия)
Родина: тропическая Мексика Цветение: с ноября по март
Молочай красивейший (пуансеттия) родом из тропической Америки. Из-за того, что он зацветает обычно в канун Рождества, его называют еще рождественской, или вифлеемской, звездой.
Оригинальность и эффектность растению придают не цветки, а яркие крупные прицветники, чаще всего красные. Существуют формы у которых они белого, розового, абрикосового цвета, есть даже двухцветные. Многие любители комнатного цветоводства по незнанию после окончания цветения выбрасывают растения. А ведь при правильном уходе и соблюдении необходимого режима оно и на следующий год может зацвести.
После того как пуансеттия отцветет, ей необходим покой приблизительно в течение двух месяцев. Полив при этом значительно сокращают, не давая почве окончательно пересыхать. Содержат в прохладном помещении при температуре 12-14°С.
Весной растение сильно обрезают, оставляя побеги высотой 15-20 см. После периода покоя, когда начнут развиваться почки и расти побеги, пуансеттию пересаживают в новый субстрат, состоящий из смеси дерновой земли, листовой земли, торфа и песка (3:3:1:1). Не забудьте про дренаж.
После пересадки растение помещают в более теплое помещение с температурой воздуха около 20°С и начинают обильно поливать и опрыскивать. Все водные процедуры проводят только теплой водой. Каждые две недели подкармливают полным минеральным удобрением обычной концентрации. В летний период молочай выносят на улицу Обязательное условие - оберегать растение от сквозняков.
С конца сентября важную роль в жизни молочая красивейшего играет освещение. Поскольку это растение короткого светового дня, то в течение двух месяцев его световой день не должен превышать 10 часов, а на остальные 14 часов его необходимо накрывать светонепроницаемым материалом. Только при соблюдении такого светового режима растение может перейти к цветению.
Размножается весной или в начале лета верхушечными черенками. Заготовленный черенок должен иметь не менее 5 междоузлий. После срезки черенка обязательно смойте под струей теплой воды млечный сок. Помните, что он ядовит. Поэтому все операции следует проводить с большой осторожностью, лучше в резиновых перчатках. По окончании работ тщательно вымойте руки с мылом. Для лучшего и быстрого укоренения используют стимуляторы роста (например, гетероауксин). Можно укоренять черенки в воде или во влажном рыхлом субстрате - торфе и песке, взятых в равной пропорции. После того как появятся корешки (обычно через месяц), черенки рассаживают в небольшие горшки.
Повреждается щитовкой и паутинным клещиком.
Девочки: Команда наше имя - «Традесканция», команда наш девиз - «Полосатые листья - это про нас. Мы - традесканция радуем Вас». Краткий рассказ о растении.
Д: Традесканции, наиболее часто встречающиеся в комнатной культуре, довольно близки друг к другу, и даже ботаники различают их с трудом. Дело облегчается тем, что созданы многочисленные пестрые сорта, у которых наверняка известна родительская форма.
Так, у традесканции белоцветковой чаще можно встретить форму albovittata, что в переводе означает «белополосая». Листья этой формы испещрены многочисленными тонкими белыми полосками на светло-зеленом фоне. Регулярности в расположении полос нет. Форма 1аеkensis очень похожа на предыдущую, но отличается тем, что полосы не белые, а розовые. У формы tгiсоlог (трехцветная) в центре листа розовые полосы, тогда как боковые - белые. Если на листьях имеются широкие немногочисленные полосы желтого и зеленого цвета, причем два соседних правых листа будут с похожими рисунками (у соседних левых - та же закономерность, хотя по рисунку они отличаются от правых), то это форма variegate (т.е. пестрая) традесканция Блоссфельда. При недостаточном освещении, неумелом черенковании или обрезке красивые полосы на листьях могут исчезнуть. Частые светло-желтые полосы - признак формы variegate, но уже другой традесканции - приречной.
Если же вам досталась традесканция с обычными зелеными листьями, то трудно решить, с каким именно видом традесканции вы имеете дело.
Все традесканции могут страдать от излишне сухого воздуха. Об этом вы догадаетесь по коричневым кончикам листьев. Не забывайте их чаще опрыскивать и вовремя поливать.
У: А знаете ли вы, что считается самым надежным и проверенным средством от порчи и сглаза? Если в твоем доме появится традесканция, не пройдет и месяца, как злые, недоброжелательные люди перестанут приходить к тебе в гости. Этот цветок считается источником радости и оптимизма. Она заряжает обитателей дома энергией, дарит чувство юмора и способность к самоиронии, что очень благотворно сказывается на атмосфере в семье. Кроме всего прочего, этот цветок хранит обитателей дома от заболеваний верхних дыхательных путей.
2. Конкурс «Вопрос - ответ».
У: Г.Х. Андерсен написал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе. И дома, и в школе, и в холод, и в жару - цветы необходимы. Без их красоты беднее становится жизнь. Итак, конкурс: «Что это за цветок?»
- Какое комнатное растение называют «Ванька - мокрый» и почему? Как по другому его можно назвать? (Бальзамин, «огонек», «недотрога», потому что любит воду);
- Что за растение «бабьи сплетни»? Почему оно широко используется при озеленении помещений? (Традесканция, неприхотлива в размножении и быстро растет);
- Какое растение нужно разводить на кухне и почему? (Хлорофитум - лучше всех очищает воздух от элементов горения);
- Какие комнатные растения являются лекарственными? (Алоэ, каланхоэ, герань);
- У каких комнатных растений роль листьев выполняет стебель? (У кактусов);
- Как размножаются комнатные растения? (отводками, отпрысками, усами, черенками, кусочками листа и стебля, делением, семенами, спорами, воздушными отводками).
3. Конкурс «Кто больше сможет назвать растений в нашем кабинете?»
Для этого конкурса в кабинете должно быть как можно больше растений. Дети предупреждены о конкурсе заранее. Им выдана книга о растениях и надо было самим заранее определить все цветы в классе. В данном случае в классе находилось порядка 40 наименований растений.
У: А знаете ли Вы, что в России бегонии растут на подоконниках и клумбах, а в США и Японии их высаживают по краям дорог, что бы определить концентрацию в воздухе выхлопных газов. Дело в том, что бегонии очень чувствительны к смогу; при первых его признаках их листья покрываются пятнами.
Страницы: 1, 2, 3, 4