Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни.
С элементом любования тесно связана общая способность к глубокому переживанию чувств, порождаемых эстетическим объектом. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического,- все это признаки подлинной эстетической воспитанности.
Естественно, что глубокое переживание эстетического неразрывно связано со способностью эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Наконец, неразрывной частью общего понятия эстетической воспитанности является способность к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях. В этой способности органично соединились, слились и эстетическая развитость, и эстетическая образованность, и главные элементы эстетической воспитанности: эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению. Понятно, что у дошкольников все эти элементы находятся в зачаточном состоянии. Но они у детей уже существуют, их надо видеть и развивать. Они составляют реальную основу более поздней эстетической зрелости детей.
Уровень эстетической воспитанности у различных детей в зависимости от условий жизни и воспитания неодинаков. В общем процессе воспитания учителя стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. Другими словами, основную цель эстетического воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически соединилось наличие эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. Наиболее слабым местом эстетической воспитанности школьников является область эстетического идеала и художественного вкуса. Этот факт делает эстетическую воспитанность ребенка недостаточной, ограниченной.
Измерение эстетической воспитанности может осуществляться разными критериями: и психологическими, и педагогическими, и социальными. В область измерения психологическими критериями эстетической воспитанности попадают прежде всего способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения. Об этих психологических явлениях сравнительно легко судить по тому, как и сколько ребенок общается с эстетическими предметами искусства и действительности, насколько соответственно художественно-эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние.
Для эстетической воспитанности характерно доведение исполнительских навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа.
Наконец, к социальным критериям эстетической воспитанности необходимо отнести наличие широких интересов к искусству, выявить потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Но не только это. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду - все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.
Определение эстетической воспитанности помогает сделать работу по эстетическому формированию детской личности более определенной и целенаправленной.
1.2 Формы и методы эстетического воспитания дошкольников
Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности -- потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.
Как уже говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.
Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.
Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.
Здесь нужно указать общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.
Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства.
Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности. Например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения.
Итак, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах и имеют свою классификацию. Обобщим их в единой таблице.
По принципу управления деятельностью детей
Под прямым руководством взрослого
Под косвенным руководством взрослого
По способу объединения детей
Совместная деятельность детей и взрослого:
a) фронтальная,
b) подгруппами,
c) с одним ребёнком
Индивидуальная, подгруппами
По видам деятельности
Занятия, экскурсии, развлечения, игры, труд
Театрализованные игры, повторение занятий, праздников
Глава 2. ДПИ как средство эстетического воспитания
2.1 Раскрыть понятие и классификацию ДПИ
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Декоративно-прикладное искусство - это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.
Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала который находился с ним рядом, т. е. под руками - это дерево, глина, кость и т. д.
Также можно выделить несколько наиболее общих художественных принципов традиционных для декоративно-прикладного искусства:
1. Утилитарность. Практическая предназначенность была свойственна народному искусству с самого его происхождения, определяла соответствующие практической цели форму и содержание его предметов.
2. Тесное, всецелое срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой. Точность этого соединения декоративно-прикладного искусства, которое обуславливается их правдивостью, смысловой точностью, глубоким эстетическим содержанием, отображением в них существующих нравственных представлений о человеке, обществе и жизни.
3. Единство материала и технического приема.
4. Традиционность. Обязательная преемственная передача традиционных форм и опыта, которая помогала стать предмету как бы живым организмом со своим сложившимся характером.
5. Коллективная природа творчества. Преемственность традиций и коллективность труда избавляли мастеров от ошибок, заблуждений, пустой траты времени и сил, создавали условия для подлинного творчества, дальнейшего обогащения и совершенствования народного искусства.
6. Близость к детскому творчеству. Строгая каноничность народного искусства уравновешивается таким его свойство, как непосредственность и непроизвольность выражения, близкие к детскому творчеству и угадываемые по лёгкости, непринуждённости пластических форм.
7. Наглядная декоративность, праздничность впечатления. Нужно наделить вещь красотой, проявляющей себя в элементах декоративности и орнаментальности.
Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Страницы: 1, 2, 3, 4