Рефераты. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

p align="left">- творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;

- длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов);

- актуальность темы опыта, перспективность.

- научная обоснованность; научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта;

- рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.

Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей школы возникают новые требования к педагогической деятельности. Вместе с тем передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики. В создании и передаче передового опыта большую роль играет позиция учителя, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы. В педагогическом опыте, как нигде более, переплетаются объективно ценное и индивидуальное, но не все глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достоянием массовой практики. Остается то, что составляет область уникального и неповторимого в личности, создающей новый опыт. Передовой педагогический опыт, формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения объективными педагогическими закономерностями (Ю.К. Бабанский). Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению.

Изучив передовой педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников можно выделить несколько программ.

Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ГОУ (задачи, планирование, конспекты занятий). Полная структура программы представлена на цветной вкладке. Программа обеспечена современными наглядно-методическими и практическими пособиями.

Программа «Цветные ладошки» адресована старшим воспитателям и заведующим ГОУ, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, гувернёрам, студентам педагогических колледжей и вузов, а также всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста, - родителям, бабушкам и дедушкам.

Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (и произведениях искусства) и предмет (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. 2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».

Программа «Природа и художник» Т. А. Копцевой нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Данное пособие адресовано воспитателям и педагогам изобразительного искусства детских садов и учебно-воспитательных комплексов. В результате органичного взаимодополнения содержания творческих заданий второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада решается проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного, расширяется круг представлений дошкольников об окружающей их действительности.

Предлагаемая система художественно-творческих заданий будет интересна педагогам дополнительного образования, которые ведут занятия с 3--б-летними детьми по различным видам художественно-творческой деятельности, педагогам художественных школ, руководителям кружков и студий, всем тем, кто занимается проблемами раннего художественного развития детей.

Содержание художественно-экологической программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нацелено на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

На занятиях по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

Заключение

В ходе исследования по теме курсовой работы мы пришли к следующим выводам:

v Воспитание - это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.

v Художественно-эстетическое воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.

v Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

v Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.

v Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

В процессе работы мы раскрыли понятие эстетического воспитания, критерии эстетической воспитанности, формы и методы эстетического воспитания дошкольников средствами ДПИ, изучили педагогический опыт по эстетическому воспитанию, раскрыли понятие и классификацию ДПИ, тем самым цель -изучить и проанализировать теоретический материал по теме, была достигнута.

Литература

1. Балакина Т. И. История русской культуры.- М.:1996 г.

2. Божович Л.М. личность и её формирование в детском возрасте. - М.: 1963 г.

3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Книга для воспитателей детского сада - 2-е изд. переработка и дополнение . М.: Просвещение, 1986

4. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие/ под. ред. Шпикаловой Т. Я., Поровской Г. А.- М.: Гумонит, Владос, 2000 г.

5. Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.

6. Дубровская Е. А., Козлова С. А. эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

7. Искусство // Детская энциклопедия.- М.: 1964 г.

8. Казанова Т. Г. ИЗО младших школьников.

9. Косминская В. Б. Теория и методика ИЗО в детском саду.

10. Козлова С. А., Куликова Т. А. дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2002 г.

11. Козакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества. - М.: 1985 г.

12. Копцева Т. А. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник». - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

13. Лихачёв Б.Т. Методологические основы педагогики. - Самара.: Бахрат, 1998 г.

14. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». - М.: «Карапуз-дидактика», 2007 г.

15. Полунина В. Н. Искусство и дети.

16. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984 г.

17. Сакулина Н. П. Методика обучения рисованию и лепке в детском саду.

18. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве.

19. Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет.

20. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. - 2001.-№9.

21. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе.- 1987 г.

22. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство во 2 классе: пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1984 г.

23. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства. - М.: 1996 г.

24. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1995.

25. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256с

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.