III. СИСТЕМА ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ Л.М. ФРИДМАНА
3.1 Метод разбиения задачи на подзадачи
Этот метод состоит в том, что сложную нестандартную задачу разбивают на несколько более простых подзадач, по возможности стандартных или ранее решенных, при последовательном решении которых будет решена и исходная сложная задача.
Метод разбиения задачи на подзадачи имеет три разновидности.
1) Разбиение условий задачи на части.
2) Разбиение требования задачи на части.
3) Разбиение области задачи на части.
1)Разбиение условий задачи на части.
Внимательно проанализировав условия задачи, нетрудно заметить, что данную нам задачу можно с точностью разделить на две другие, более простые задачи. Переформулировать задачу в две другие возможно так:
1) Найти площадь треугольника BDC, если сторону AC ?ABC точка D делит в отношении AD : DC = 2 : 3 и S?ABC = 30 см?.
2) Найти сторону BC треугольника BDC, зная его площадь и длину высотыDE.
Решаем первую задачу.
Проведем отрезок BD в ?ABC. Треугольники
площади данных треугольников относятся как
длины соответствующих оснований, то есть:Е
S?ABD : S?BDС = 2 : 3 ? S?BDС = (?)S?ABC.
А значит, S?BDС = (?)•30 = 18 см. А С
Решаем вторую задачу.FD
Для вычисления площади треугольника имеем формулу - половина произведения основания на высоту, поэтому S?BDС = (?)BC•DE, то есть, 18 = (?)BC•9, откуда BC = 4см.
2)Разбиение требования задачи на части.
Задача 4. При каких значениях а корни уравнения
х + х + а = 0 больше а ?
Решение. Требование этой задачи очень сложное. Чтобы сделать суть данной задачи наглядной, разобьем это требование на более простые условия.
Таким образом наша задача разделилась на систему более простых задач:
1) ? ? ;
2) ? ? a (-?;-2) ? (0;+ ?);
3) ? .
Объединяя решения данных задач, получаем ответ: а < - 2.
3)Разбиение области задачи на части.
Задача 5. Решить уравнение х - х+ х- х+ 1=0.
Решение. Изучая данное уравнение, возможно заметить, что нечетные степени переменной х входят в уравнение с отрицательным знаком. Такое положение может натолкнуть на мысль разбить область решения данного уравнения на области, включая области отрицательных и положительных действительных чисел:
* при х < 0 левая часть уравнения всегда принимает положительные значения, поэтому она не может быть равна нулю. Это значит, что в области отрицательных чисел уравнение решений не имеет.
* область неотрицательных чисел будем рассматривать как два промежутка в отдельности: а) 0 х < 1; б) х = 1; в)х > 1.
а) преобразуем данное уравнение следующим образом:
х + х - х + 1 - х = 0, далее х + х(1 - х) + 1 - х = 0. Тогда при х < 1 левая часть всегда положительна, и поэтому не равна правой части.
б) при х = 1 левая часть уравнения равна 1 .
в) рассматривая уравнение на множестве х >1, также его преобразуем:
х(х - 1) + х (х - 1) +1 = 0 . Очевидно, левая часть всегда больше 1.
Поскольку во всех трех случаях левая часть не равна 0, то уравнение решений на множестве неотрицательных чисел также не имеет.
3.2 Метод преобразования задачи
Если разбить задачу на несколько подзадач невозможно, то следует попытаться ее как-то преобразовать, но, не меняя язык на котором была задана данная задача. Это значит, что если задача была алгебраической, то преобразованная задача тоже должна быть алгебраической, если она была геометрической то преобразованная задача тоже должна быть геометрической и т.д., поскольку если изменится язык, на котором изложена задача, то это уже будет не преобразование, а моделирование, которое будет рассмотрено ниже.
Задача 6. Решить уравнение х =5. (*)
Данное уравнение не степенное, так как показатель х степени - переменная; и не показательное, так как основание степени - переменная. То есть, имеем дело с уравнением неизвестного вида. Сводим данное уравнение к знакомому виду - показательному, используя подстановку:
? (*): х = 5 (**).
Если найдем y из (**), то найдем и х.
,
х = 5.
Исключим из этой системы х, тогда
.
Возведем в пятую степень, тогда получим, что . Такое равенство возможно при единственном значении y, а именно y=5, тогда .
Задача 7. Через данную точку А провести прямую таким образом, чтобы ее отрезок с концами на данных прямой и окружности делился точкой А пополам.
Решение. Обозначим искомый отрезок CD, и пусть точка С лежит на окружности, тогда точка D принадлежит прямой m. Поскольку точка А - середина CD, получим, что при центральной симметрии относительно точки
Z(m)А точка D перейдет в точку C, и наоборот. C? Поэтому данная прямая m и окружность необходимо пересекутся в двух точках или C будут касаться в одной в зависимости от *АD m расположения исходных прямой и окружности. В результате задача сводится к D?m построению образов окружности и прямой при Z() центральной симметрии относительно точки А, которые в пересечении с данными прямой m и окружностью дадут искомые точки C, D, а также C? и D?. Остается провести требуемую прямую или прямые.
3.3 Метод моделирования
Этот метод состоит в замене исходной задачи другой задачей, моделью исходной. Примером использования такого метода является широко применяемый метод решения текстовых (сюжетных) задач путем составления уравнения или системы уравнений. Приведем пример использования этого метода.
Задача 8. В квартире десять лампочек. Сколько существует различных способов освещения квартиры? Два способ освещения считаются различными, если они отличаются состоянием хотя бы одной лампочки. Каждая лампочка может гореть и не гореть. Случай, когда все лампочки не горят, - это тоже способ освещения.
Решение. Чтобы легче подсчитать все различные способы освещения квартиры, изобразим каждую лампочку в виде квадрата, а ее состояние будем отмечать знаком “+”, если лампочка горит, и знаком “ - ” в противоположном случае.
Тогда каждому способу освещения квартиры будет соответствовать строка из десяти квадратов со знаком “+” или “ - ”.
+
-
Число же таких строк в таблице и есть искомое число различных способов освещения квартиры
Исходя из выше сказанного, получаем следующую задачу.
Имеем прямоугольную таблицу, содержащую 10 столбцов. В каждой клетке стоит “+” или “ - ”. Любые две строки таблицы отличаются знаками в клеточках, стоящих хотя бы в одном и том же столбце. Какое наибольшее число строк имеет эта таблица?
Если решение этой задачи не очевидно, то можно рассматривать каждую строку таблицы, о которой идет речь в предыдущей задаче, как десятичное число, составленное из цифр 1 и 0 ( 1 ~ “+”, 0 ~ “ - ”). Тогда вопрос задачи будет звучать следующим образом: сколько различных десятизначных чисел можно образовать из цифр 0 и 1? (При этом числа, в записи которых слева стоят одни нули, например, 0100001101 или 0000000001 или даже, 0000000000, также рассматриваются).
Решение. На каждом месте в записи десятизначного числа могут стоять лишь цифры 1 и 0. Поэтому имеется лишь две комбинации цифр на каждом месте. Эти комбинации независимы друг от друга, так как проставление цифры на данном месте в записи числа не зависит от того, какие цифры стоят на других местах. Поэтому общее число комбинаций или возможных десятичных различных чисел равно 2 = 1024.
Страницы: 1, 2, 3