Таким образом, нами доказана эффективность народного танца как в гармонизации физического развития, так и в формировании физических качеств, необходимых для успешного овладения детьми, занимающихся в системе дополнительного образования хореографией, сложными танцевальными движениями.
1. Барышникова Т. Основы хореографии. - М., 2001. - 272 с.
2. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). - М.: ИЦ «Академия», 2002. - С. 393-398.
3. Безуглая Г.А. Координация музыкального и хореографического материала в процессе осуществления музыкального сопровождения урока классического танца // Вестник академии русского балета имени А.Я Вагановой. - №7, 1999. - с. 142-151.
4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. - М., 1966. - 349 с.
5. Борисов А. Балетная школа //Выпуск I. - Самара, 1991.
6. Борисов-Дрондин А.Н. Танец классический: терминология и пластическая структура элементов экзерсиса //Учебно-методическое пособие. - Самара, 2003.
7. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - М., 1984. - 342 с.
8. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. - М.: «Академия», 2002
9. Васильев О.С. Этнофитнес и культура движения // Современные эстрадные танцы, № 1 (13), 2003. - С 42-43.
10. Габриелова Е.В. О хореографической разминке в гимнастике // Гимнастика. Выпуск I, 1975.
11. Грибанова М.А. Упражнения для развития выворотности в начальных классах// Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой - № 6, 1998. - С. 23-27.
12. Дубровский В.И. Спортивная медицина. - М.: ВЛАДОС, 1999.
13. Дубских Т.М. Народно-сценический танец как особый вид социокультурной деятельности / Т.М. Дубских. - М.: Просвещение, С .175-186.
14. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. -444 с.
15. Иваницкая И.Н. Двигательная активность и здоровье детей. - М.: Медицина, 1987. - с. 27-29.
16. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека с основами динамической и спортивной морфологии. - М., 1985.
17. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. - Л., 1986.
18. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. - М.: ФИС, 1984.
19. Лукьянова Е. Дыхание в хореографии. - М., 1979.
20. Макарова Г.А. Спортивная медицина. - М.: Советский спорт, 2002.
21. Матюгин И.Ю. Школа эйдетизма. Развитие памяти, образного мышления, воображения. - М., Изд-во Эйдос, 1997.
22. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. - Т. 3. - М.: ВЛАДОС, 2000. - с. 143.
23. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., -Педагогическое общество России. - 1998.
24. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.
25. Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. - М.: Медицина, 1996.
26. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
27. Тарасова, Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. - СПб.: ИГПУ, 1996.
28. Фомин Н.А. Физиологические основы физического воспитания. - М., 1981. - с. 44-45.
29. Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. - М., 2004. - с. 64-69.
30. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М., 2001. - с. 175-178.
31. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1995. - с. 48-54.
32. Шамина Л. Работа с самодеятельным коллективом. - М.: Музыка, 1983. - 184 с.
Электронные ресурсы
33. Формирование моторно-двигательных функций детей 6-7 летнего возраста//http://komkur. info/kultura-i-dosug/za-sohranenie-tradicij--30-1-2008/
34. Шамин А.Н. Народно-сценический танец как средство физического совершенствования //http://www.admhmao.ru/culture/naz_kult.htm
Приложение 1. Основные упражнения экзерсиса, влияющие на физическое развитие детей и их коррекцию в курсе «Народно-сценический танец»
Для танца типично осмысленное отношение к событиям жизни, и если иллюстративные моменты встречаются, то лишь как обдуманный прием. Конечно, танцоры пользуются элементами, имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки гусаков и гусынь.
Поэтому начальным этапом изучения танцевальных движений будут специальные упражнения.
Характерный танец в современном сценическом виде во многом тесно связано классическим. Часть упражнений характерного танца родились в результате заимствований и переделок тренажа классического танца. Это совершенно естественный процесс, так как классический танец, в свою очередь, строился, пользуясь элементами народного танца.
Медленные движения характерного танца, как правило, ближе к классике, быстрые -- дальше от нее. Характерный танец изобилует различными движениями [2].
Позиции ног
В народно-сценическом танце применяются те же позиции ног, что и в классическом танце. Однако эти позиции выполняются несколько иначе, а именно, менее выворотно, чем в классике.
Кроме того, в народно-сценическом танце возможны не только выворотные позиции ног, но также:
> параллельные II и IV позиции, в которых носки обеих ног направлены вперед;
> обратные I и II позиции, в которых носки обеих ног направлены внутрь, т. е. один к другому;
> в народно-характерном танце принята VI позиция ног, описание которой дается ниже.
*Первая позиция - пятки сомкнуты, носки равно равно мерно т. е. симметрично, разведены в стороны
Первая обратная позиция - ноги равномерно веден разведены в стороны, носки сомкнуты, пятки разведены
Вторая позиция -- одна нога отставлена в сторону на рас- стояние стопы от другой, пятки направлены одна к другой носки равномерно разведены в стороны.
* Вторая параллельная позиция -- одна нога находится на расстоянии с нии стопы от другой, обе стопы расположены параллельно, носками впере вперед
* Вторая обратная позиция -- одна нога находится на расстоянии стопы стопы от другой, носки направлены внутрь, пятки равномерно разве ены в дены в стороны.
* Третья позиция -- пятка одной ноги поставлена спереди к середине стопы стопы другой ноги, носки равномерно разведены в стороны. В этой позиц позиции впереди бывает то правая, то левая нога.
* Четвертая позиция-- одна нога впереди другой на расстоянии стопы, пятка одной ноги находится против носка другой ноги, носки равно равномерно разведены в стороны. В этой позиции впереди бывает права то правая, то левая нога.
* Четвертая параллельная позиция -- одна нога впереди другой на расстоянии стопы, носки направлены вперед.
* Пятая позиция -- пятка одной ноги плотно приставлена к носку другой ноги, носки равномерно разведены в стороны. В этой позиции впереди бывает то правая, то левая нога.
* Шестая позиция -- обе стопы расположены рядом, параллельно одна другой и сомкнуты, так что носок соприкасается с носком, пятка с пяткой, носки направлены вперед.
Положение стопы и подъема
* Подъем вытянут, т. е. стопа опущена пальцами книзу, носок оттянут вниз.
* Подъем не вытянут (сокращен), т. е. стопа тыльной поверхностью поднята к передней поверхности голени.
* Подъем свободен
* Подъем скошен, т. е. стопа повернута тыльной стороной наружу, внешняя сторона стопы опущена, внутренняя сторона поднята
Позиции и положения рук
* Позиции рук соответствуют позициям классического танца:
исходная позиция -- направление рук вниз,
первая позиция -- направление рук вперед,
вторая позиция -- направление рук в стороны,
третья позиция -- направление рук вверх.
* Положения рук в противоположность позициям рук чрезвычайно разнообразны и разнохарактерны. По своему характеру положения рук могут быть разделены на следующие виды:
> простые положения, где руки расположены симметрично, т. е. одна так же, как другая;
> сложные положения, где расположение одной и другой руки различно;
> комбинированные положения, где одна рука находится в одной из основных позиций, другая в другой позиции или в одном из ранее описанных простых положений.
Движения кисти
Ки Кисти сгибаются в запястье (в лучезапястном суставе), принимая следующие положения.
* К кисть отогнута (разогнута).
* К кисть прямая.
* К кисть опущена (несколько согнута).
* К кисть сброшена (сильно согнута).
Приседание (Рlie)
* Упражнение 1. Исходное положение -- ноги в I позиции;
левая рука на палке, правая свободно опущена вниз. Раз -- стоять неподвижно
Два -- поднять правую руку вперед и провести в сторону на уровне талии, повернув кисть ладонью вверх.
Одновременно немного повернуть голову вправо и слегка наклонить ее к право правому плечу.
Три -- приподнять правую руку, провести немного вперед и опустить на талию, талию повернув кисть ладонью внутрь. Одновременно повернуть голову в исходное положение.
> 1-й такт. Раз -- сделать demi plie; Два -- вытянуть колени. Три -- сделать demi plie; и одновременно поднять правую руку в 1-ю позицию.
Четыре -- вытянуть колени и одновременно открыв правую руку во 2-ю пози позицию.
> 2-й такт. Раз -- сделать demi plie. Два -- сделать grand plie и согнуть корпус влево (голова повернута влево и наклонена к левому плечу). Одновременно опустить правую руку, провести ее перед собой влево и, немного согнув, поднять до уровня талий (кисть согнута ладонью наружу - пальцами вниз).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10