Содержание
Введение
1. Возрастные особенности подросткового периода
2. Задачи физического воспитания в 5 - 9 классах
3. Особенности организации урока физической культуры в 5 - 9 классах
4. Формирование физкультурных знаний у учеников 5 - 9 классов
5. Направленность и методика развития физических качеств у учеников 5 - 9 классов
6. Особенности методики обучения двигательным действиям у учеников 5 - 9 классов
7. Развитие физических качеств на уроках баскетбола
8. Совершенствование техники ведения мяча на уроках баскетбола
9. Совершенствование скоростно-силовых способностей на уроке баскетбола
10. Определение уровня скоростно-силовых способностей мышц плечевого пояса в 7 классе
Заключение
Список использованной литературы
В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию, оно содействует нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепляет здоровье, формирует духовные качества личности.
Физическое воспитание - вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека.
Поэтому физическому воспитанию уделяется много внимания, начиная с раннего возраста ребенка, в школе уроки по физической культуре входят в обязательную программу обучения.
В данной работе мы рассмотрим особенности физического воспитания учащихся 5 - 9 классов на уроках физической культуры.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
· определить возрастные особенности учащихся, обучающихся в 5 - 9 классах;
· остановиться на основных задачах физического воспитания;
· дать характеристику особенностей организации урока физической культуры в 5 - 9 классах;
· охарактеризовать особенности методики обучения двигательным действиям учащихся 5 - 9 классов.
Актуальность работы обусловлена тем, что подростковый период - это один из основных периодов развития ребенка, в это время наблюдается активное физическое развитие, формируются нравственные и духовные качества.
Показатели физического развития тесно связаны с показателями физической подготовленности, как правило, дети нормального развития имеют хорошие показатели физической подготовленности.
Поэтому преподавателю физической культуры необходимо знать возрастные особенности определенного возраста и отклонения от нормы, чтобы учитывать и подбирать индивидуальные упражнения.
Подростковый период охватывает возраст детей от 12 до 15 лет (5 - 9 классы).
Этот возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 - 7 см. главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3 - 6 кг.
Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 - 14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7 - 9 см. У девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 - 12 лет в среднем на 7 см.
В этом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
Быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 - 14 лет, а у девочек - в 11 - 12 лет.
В связи с различными сроками полового созревания мальчиков и девочек в подростковом периоде приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.
У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно - сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12 - 15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.
Подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей в подростковом возрасте достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности силовые и скоростно - силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
Поэтому очень важно учитывать все особенности физического развития при организации уроков по физической культуре.
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально - активного, высоконравственного поколения.
Физическое воспитание решает задачи реализации потребности человеческого организма в двигательной активности, совершенствовании физических и психофизических качеств, способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, продлению творческого долголетия и жизни людей [3, с.8].
Основными задачами физического воспитания в 5 - 9 классах являются:
1. содействие гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;
2. осуществление дальнейшего обучения основным базовых видов двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание).
3. продолжение развития координационных и кондиционных способностей (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, ритм, равновесие, развитие силы, гибкости, выносливости).
4. формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма; развитие волевых и нравственных качеств; выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
5. углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах;
6. воспитание привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта;
7. выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
8. формирование умения адекватной оценки собственных физических возможностей;
9. воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
10. содействие развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции.
Урок физической культуры является основной формой занятий физическими упражнениями, в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры - всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни[7, с.206].
Уроки в 5 - 9 классах (среднее звено) отличаются от уроков предыдущей возрастной ступени. Остановимся на основных особенностях организации уроков в этот период.
В этот период применяется большее количество разнообразных методических приемов, содействующих направленному развитию двигательных способностей, координационные способности необходимо сочетать с воспитанием скоростных, скоростно - силовых способностей, выносливости и гибкости.
В связи с увеличением индивидуальных различий учащихся необходимо дифференцировать задачи, содержание, темп программного материала, оценку их достижений.
При выборе содержания и методов проведения урока нужно учитывать половые особенности, целесообразно сочетать сообщение знаний с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно - оздоровительную и спортивную деятельность.
На уроке должны реализовываться межпредметные связи (физической культуры с физикой, биологией, химией, математикой, историей и др.).
Воспитательные задачи важно решать на основе принципов деятельностного и личностного подходов.
Занятия целесообразно проводить на открытом воздухе, это способствует укреплению здоровья.
Оценка успеваемости производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели.
В процессе обучения физической культуре у учащихся наряду с развитием определенных физических качеств получают теоретико - методические основы физической культуры.
К ним относятся:
· основы истории физической культуры и спорта;
· основы обучения двигательным действиям;
· основы воспитания физических качеств;
· психологические основы физической культуры;
· анатомо - физиологические основы мышечной деятельности;
· основы гигиены физического воспитания и закаливания, профилактика травматизма;
· основы тестирования, самоконтроля и взаимоконтроля.
Особенностью урочных форм занятий с детьми в подростковом возрасте является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).
В этом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей.
В этой связи для группы учащихся и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений.
Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.
При выборе средств и методов необходимо учитывать и половые особенности учащихся.
Соотношение практических методов: игрового и строго регламентированных упражнений примерно равное.
Ориентируясь на комплексную программу физического воспитания учащихся 1 - 11 классов, Ю.А.Янсона, можно выделить следующие физические качества, формирующиеся и развивающиеся в процессе обучения в 5 - 9 классах:
Страницы: 1, 2, 3