Рефераты. Физиолого-педагогические особенности развития учащихся в подростковом возрасте

Физиолого-педагогические особенности развития учащихся в подростковом возрасте

25

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Основные организационные формы физического воспитания детей в школе 5
  • 2.Методы оценки здоровья и особенности физиологического развития школьников. 11
  • 2.1. Оценка физических качеств детей. 11
  • 2.2. Методы определения состояния здоровья учащихся 14
  • 2.3. Физиолого-педагогические особенности развития учащихся в подростковом возрасте. 15
  • 3. Оценка уровня физического развития школьников 5-х классов 20
  • Заключение 24
  • Список литературы 25
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время на всех этапах развития современной школы существует неподдельный интерес к вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, и инициатива сохранения позитивного здоровья школьников принадлежит системе образования. По мнению ряда специалистов, школа - идеальное место для реализации междисциплинарных комплексных оздоровительных программ.

В тоже время стало очевидным, что для превращения обычной массовой школы в школу содействию здоровью недостаточно простого набора отдельных профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий.

К этому побуждает целый комплекс проблем, ставший труднопреодолеваемым барьером для преподавателя: это резко возросший объем информации, межпредметная невосприимчивость, несоответствие средств познавательной деятельности учащегося средствам профессиональной деятельности специалистов.

Реальный объем двигательной активности школьников не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Современный урок физической культуры не может удовлетворить природную потребность в двигательной активности учащихся.

Серьезным препятствием для удовлетворения интересов учащихся в процессе двигательной активности, по мнению Е.П. Ильина является учебная программа по физической культуре, которая:

1) не учитывает половые различия в интересах мальчиков и девочек к различным физическим упражнениям и методам;

2) направлена не на индивидуальное физическое и психическое развитие учащихся, а на сдачу единых для всех нормативов.

Объект исследования. Система физического воспитания школьников 5-х классов общеобразовательных школ.

Предмет исследования. Методика стимулируемого развития двигательных способностей учащихся 5-х классов на уроках по физической культуре общеобразовательных школ.

Цель исследования: выявление уровня физического развития в течении учебного года школьников 11-12 лет под воздействием силовых нагрузок.

1. Основные организационные формы физического воспитания детей в школе

Физическое воспита-
ние детей и подростков в общеобразовательных школах вклю-чает сдачу норм, характеризуется разнообра-зием организационных форм, активным вовлечением во внеклассные и внешкольные спортивно-массовые мероприятия, широким использованием физических упражнений в повседневной жизни школьников.

Организация и содержание физического воспита-ния учащихся школ регламентируются учебной программой по физкультуре; програм-мой по внеклассной и внешкольной спортивной работе со школьниками; программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; Положениями о коллективе физической культуры в школе и внешкольных учреж-дениях.

Организационные формы физического воспитания школьников включают уроки физкультуры; физкуль-турно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школьников; внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу; самостоятельные занятия физи-ческими упражнениями в семье, на пришкольном участке и дворовых площадках, стадионах, парках. Антропова М.В., Сальникова Г.П. Влияние занятий физической культурой и спортом на здоровье учащихся //Советская педагогика, 1967

Урок физкультуры -- основная форма физического воспитания, охватывающая всех школьников. При проведении уроков физкультуры должны соблюдаться следующие гигиенические требования: соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся; методически правильное построение урока с выделением отдельных структурных частей и созданием оптимальных моторной плотности заня-тия и физиологической нагрузки; выполнение физи-ческих упражнений, содействующих укреплению здоровья и формированию правильной осанки; соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учеб-ного дня и недели; проведение занятий в специаль-ном помещении (спортивный или гимнастический зал), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе, лыжной трассе или в бассейне; выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закалива-ние организма.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия вклю-чают проведение гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр и физ-культурных упражнений на переменах, а также еже-дневные занятия физкультурой и спортом (спортив-ный час) с учащимися групп продленного дня.

Гимнастика до учебных занятий активизирует обменные процессы перед началом занятий и спо-собствует повышению работоспособности на уроках. Проведение гимнастики на открытом воздухе закали-вает организм и повышает его сопротивляемость про-студным заболеваниям. Продолжительность гимнастики не должна превышать 6-7 мин для всех школьников, за исключением начальных классов (5-6 мин).

Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус школьников, снижают стати-ческие нагрузки и предупреждают нарушения осанки. Они проводятся в классе в течение 1-2 мин. Время начала физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок; наиболее целесообразно проводить ее, когда у учащихся появляются первые признаки утомления.

Подвижные игры на переменах являются эффек-тивным средством профилактики переутомления уча-щихся, сохранения у них высокого уровня работоспо-собности на протяжении всего учебного дня. Они организуются дежурными учителями, специально под-готовленными физоргами и проводятся преимущест-венно на открытом воздухе. Подвижные игры малой и средней интенсивности необходимо заканчивать за 5-6 мин до начала следующего урока.

Успех подвижных игр и проведения физкультурных упражнений на переменах во многом зависит от под-готовки мест занятий и наличия спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, эстафетные палочки и пр.).

Школьники занимаются подвижными играми на переменах в повседневной одежде, при необхо-димости надевают куртки или пальто, головные уборы и соответствующую сезону и погоде обувь.

Спортивный час в группах продленного дня про-водит воспитатель, пользуясь консультацией учителя физкультуры и медицинского персонала школы. Осно-ву занятий составляют подвижные игры и спортивные развлечения. Должны учитываться следующие гигие-нические рекомендации: постепенное повышение фи-зической нагрузки и снижение ее к концу занятия. Необходимо учитывать возраст учащихся, состояние их здоровья и физическую подготовленность.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе включает организацию занятий в спортивных секциях, а также проведение дней здоровья и спорта. Данная работа осуществляется учителем физкультуры на ос-нове самодеятельности учащихся и в соответствии с Положением о коллективе физкультуры общеобра-зовательной школы. Основным критерием оценки работы спортивных секций является их массовость. В связи с этим создаются различные секции и уста-навливаются удобные для школьников графики ра-боты; продолжительность работы секции не более 2 ч.

Во всех школах предусматриваются ежемесячные дни здоровья и спорта, цель которых -- способст-вовать укреплению здоровья учащихся, обеспечивать активный отдых школьников и повышать у них ин-терес к регулярным занятиям физкультурой и спор-том.

Дни здоровья и спорта предусматривают пешие прогулки, подвижные и спортивные игры, туристиче-ские походы, массовые соревнования, старты на лучшего бегуна, пры-гуна и другие виды соревнований, катание на лыжах, санках, коньках и т. п. Участие школьников 1-3-х классов в днях здоровья и спорта не должно превышать 3 ч, школьников 4-7-х клас-сов -- 4 ч, 8-10-х (11-х) --5 ч.

Внешкольная спортивно-массовая работа проводит-ся спортивными организациями в тесном контакте с родителями и учителями школы.

Ежегодно в школе (как правило, в начале учебного года) проводится медицинский осмотр всех школь-ников. График проведения осмотров составляет ме-дицинский работник школы вместе с заведующим учебной частью и затем он утверждается главным врачом детской поликлиники и директором школы. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. - М.: «Физкультура и спорт», 1978.

Медицинский осмотр предусматривает определе-ние сдвигов в состоянии здоровья и физическом раз-витии школьников, учет эффективности занятий физ-культурой, а также решение вопроса об установле-нии медицинской группы (основная, подготовитель-ная, специальная).

Первоклассников до поступления в школу осмат-ривают либо в дошкольном учреждении, либо в дет-ской поликлинике. В процессе осмотра обращают внимание на их физическое развитие, состояние здо-ровья и функциональное состояние организма; ре-шается вопрос о допуске их к занятиям физкульту-рой и определяется медицинская группа. Все данные фиксируются в индивидуальной карте школьника, которая передается затем в школу.

В течение учебного года при необходимости про-водятся дополнительные врачебные осмотры (после перенесенных заболеваний, травм, перед участием в соревнованиях).

Результаты медицинского осмотра должны быть обсуждены на заседании педагогического совета и в обязательном порядке доведены до сведения препо-давателя физкультуры и родителей учащихся. Пре-подаватель физкультуры должен знать, кто из уча-щихся отнесен к подготовительной и специальной группам и по какой причине назначена та или иная группа.

По окончании осмотра составляют сводный спи-сок учащихся, отнесенных к подготовительной и спе-циальной группам, и с соответствующими рекоменда-циями передают его преподавателю физкультуры. Состав подготовительной и специальной групп может быть изменен, так как в течение учебного года неко-торые учащиеся могут быть переведены из одной группы в другую (после дополнительного или очередного медицинского осмотра).

Данные осмотра не всегда достаточны для суждения о возможностях организма школьника пере-нести физические нагрузки, полученные на уроках физкультуры и тренировочных занятиях по тем или иным видам спорта. Поэтому необходимо медицинское наблюдение за школьниками непосредственно во время занятий и тренировок.

При посещении занятий обращают внимание на санитарное состояние и содержание мест проведения занятий, раздевален, спортивную одежду учеников и преподавателя, на наличие и качество спортивного инвентаря и оборудования, а также на вовлечение учащихся подготовительной группы к выполнению физических упражнений.

Предварительно ознакомившись с программой, поурочным планом и схемой построения урока, меди-цинский работник дает оценку правильности пост-роения урока, соответствию физических упражнений половым и возрастным особенностям, состоянию здо-ровья учащихся и их подготовленности.

В течение урока необходимо следить за тем, ка-кие упражнения включает преподаватель для коррек-ции осанки, дает ли рекомендации, как правильно дышать, правильно ли дозирует нагрузку для уча-щихся подготовительной группы.

Учащиеся, временно освобожденные от занятий физкультурой, должны находиться на уроках.

Школьники, отнесенные к специальной медицин-ской группе физического воспитания, должны зани-маться лечебной гимнастикой. Последняя делится на собственно лечебную и корригирующую. Корригирующая гимнастика назначается детям с теми или иными нарушениями опорно-двигательного ап-парата. Она включает общеукрепляющие и обще-развивающие упражнения.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.