Рефераты. Формирование у младших школьников историко – обществоведческих знаний

p align="left">В.А.Сухомлинский отмечал, что уже младших учащихся необходимо знакомить с широким кругом исторических событий; читать им рассказы о прошлом человечества, тогда в сознании ребёнка формируется первое поня-тие о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии.

Д.Б. Давыдов, Д.Б. Эльконин указывали, что младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, когда происходит перестройка всей систе-мы отношений ребенка с действительностью. В исследованиях Л. И. Божович, Л.С. Выготского, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Цукерман установ-лено, что в младшем школьном возрасте интенсивно формируются интеллекту-альные, нравственные и социальные качества в процессе постижения окру-жающего мира: природы, человеческих отношений, деятельности людей. Пси-холого-педагогическими особенностями младшего школьника в освоении ок-ружающего мира являются эмоциональность, любознательность, развитие мышления и познавательного интереса. Мышление в младшем школьном воз-расте характеризуется появлением возможности к 3-4 классу построения оце-ночных суждений, основанных на анализе и синтезе, обобщении и элементар-ной абстракции. Такие качества помогают ребенку не только отмечать тот или иной факт, но и проникать в сущность некоторых явлений, вскрывать их при-чины. Талызина Н.Ф. указывает, что в младшем школьном возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков. Важно учить детей радоваться радостью других, учить их со-переживать. В младшем школьном возрасте, по наблюдениям Л. Божович, не только возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место в до-школьном возрасте, изменяют свой характер и содержание. Автор указывает на происходящее «именно в данный период развития особенно интенсивное фор-мирование моральных чувств ребёнка». [15]

Ученые-педагоги - Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, В.А. Максако-ва, В.И. Петрова - констатируют у младших школьников навыки общест-венного поведения, наличие деятельностного опыта, осмысленное отно-шение к окружающему миру.

Выводы ученых ориентируют учителя начальной школы на создание ус-ловий, обеспечивающих включение учащихся в такие виды деятельности, в ко-торых младший школьник может реализовать возрастные и личностные воз-можности. Практический опыт показывает, что для такой реализации требуется введение учащихся в культурную и гражданскую жизнь социума. Именно пози-тивная контактность с социумом развивает и закрепляет позитивное ценностное отношение ребенка к окружающему миру. Объединение познавательного и культурно - гражданского пространств, в которые включен младший школьник, позволяет ему осмысливать, прочувствовать и принимать позитивные ценности общества.

В этой связи необходимо выделить особую роль изучения истории в освоении ценностей культурного и гражданского социума младшими школьниками. Еще в начале XX века отмечалось, что «никакая другая об-ласть знаний и впечатлений не дает такого материала для гуманного воспи-тания и развития ученика. Историческое чтение воспитывает историческую мысль и чувство». [3] Процесс воспитания не возможен без обращения к цен-ностям, которые являются ядром в структуре личности. Личность - это ие-рархия ценностей. Именно ценности позволяют осознавать нормы, эталоны, идеалы, регулирующие общество и поведение отдельных людей, формиро-вать и развивать у детей социально-позитивные отношения к миру.

Изучение истории в начальной школе расширяет знания (представле-ния) детей о нормах, общественных образцах и ценностях в различные ис-торические периоды на примерах поступков отдельных исторических лич-ностей. Ребёнок понимает и учится оценивать поведение исторических дея-телей, события, явления с позиций «должного». Однако только знания должного недостаточно для формирования устойчивого эмоционального отношения. Важным по этому поводу является замечание А.Н. Леонтьева о том, что знания и мысли, которые усвоены мышлением, могут не стать дос-тоянием самого человека. Главное, по его мнению, заключается в том, чтобы для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем, те чувства, которые мы у него воспитываем. [23]

Якобсон П.М. указывает, на ряд обстоятельств, которые необходимо учесть в формировании устойчивых отношений с миром: умение воспитате-ля найти то «звено» в интересах и направленности человека, опираясь на которое можно будет вызвать у него моральную восприимчивость; найти возможность эмоционально воздействовать на человека; сделать моральные чувства достоянием личности, побудительным началом его поступков.

Таким образом, речь идет о формировании опыта моральных пережи-ваний, создании упражнений в нравственных действиях. Формирование ценностного отношения, изменение эмоциональной сферы человека пред-полагает иного характера психологические процессы, чем те, которые име-ют место при усвоении знаний. Тут недостаточно одного лишь обязательно-го понимания тех фактов и явлений жизни, с которыми человек сталкивает-ся при тех или иных жизненных обстоятельствах, и мало просто знания об-щественных ценностей. К этому пониманию и знанию должны присоеди-няются иные процессы, которые в большей мере затрагивают личность че-ловека, чем обычный процесс освоения им знаний. Проблема формирования ценностного отношения - это проблема изменения, в известном смысле слова, личности человека, её жизненных установок, субъективного мира. «Человека надо подвести к чувствам, которых у него ещё нет, посредством правильного воздействия». [24] Это значит, что должна появиться такая психо-логическая ситуация, которая дает возможность возникнуть эмоционально-му отношению человека к определенному кругу явлений, и это образую-щееся эмоциональное отношение будет им пережито. Должно появиться пе-реживание, которого ранее не было в опыте человека. Будучи осознанным как определенное эмоциональное отношение, это переживание входит в эмоциональный опыт человека и начинает занимать известное место в его личности. Так определенная жизненная ситуация заставляет человека пере-жить новые эмоции, осмыслить причастность к определенным событиям. Через переживание человек приходит к познанию окружающего мира, его ценностей. Затем ценности, будучи пережитыми и осознанными, могут пе-рейти во внутренний план личности. Каковы же те жизненные ситуации, которые вызывают новые эмоции, способствуют расширению эмоциональ-но-ценностного опыта человека? Они многообразны:

1) переживание появляется в результате непосредственного прямого и опосредованного восприятия, а также осознания поведения других людей;

2) переживание возникает на основе заинтересованности, затронутости фактами общественной жизни и взаимоотношений между людьми;

3) переживание возникает как результат «сопереживания» чувств дру-гого человека, изображенных в искусстве (литература, театр, кино, живо-пись, скульптура, музыка);

4) переживание возникает в результате осуществления человеком по-ступка, который по своему характеру противоречит некоторым чувствам, при-сущим ему (таким, как страх, неуверенность, раздражение и т.д.)

Для того чтобы найти путь к появлению социально-позитивных чувств у детей младшего школьного возраста, подвергающихся нашему воздейст-вию, необходимо, прежде всего, чтобы предлагаемый для ознакомления круг жизненных фактов и событий, нравственных понятий, положений мо-рали и т. д. глубоко эмоционально затрагивал тех, кто его воспринимает. Одним из важных условий успешности воздействия педагога на эмоцио-нальную сферу ребенка служит верный тон, правильная экспрессия, от-четливо выявляющееся отношение учителя к излагаемым фактам.

Рассматривая область чувств человека и характер ее связи с лично-стью, необходимо различать: а) переживание того или иного чувства; б) по-явление у человека устойчивого эмоционального отношения, характеризую-щегося определенным содержанием и проявляющегося в различных пере-живаниях и поступках; в) появление устойчивого эмоционального образо-вания как существенного качества личности, как важного свойства лично-сти человека.

Понятно, что, когда речь идет о формировании ценностного отноше-ния, подразумевается не то, что в какой-то момент однократно появится но-вое переживание, а то, что появившееся переживание явится выражением известного сдвига и эмоциональной сфере человека, выявлением образова-ния нового чувства. Это новое чувство будет проявляться при соответст-вующей жизненной ситуации в повторных и сходных по своему характеру переживаниях, и выражаться в действиях.

Исходя из вышеперечисленных положений, характеризующих психо-лого-педагогические особенности формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру, рассмотрим образователь-ный и воспитательный потенциал историко-обществоведческих знаний как источник ценностного отношения.

В мировой образовательной практике до второй половины XX века тради-ционным считалось, что историю изучают для запоминания исторических фак-тов и извлечения из истории положительных примеров. Главное внимание в ис-торическом образовании в этот период, как правило, уделялось формированию патриотических идей, государственных ценностей, в частности, в России тра-диционно считалось, что история - это «хранилище уроков». При этом извлече-ние из истории положительных примеров и называлось «воспитанием истории». Однако, начиная примерно с 1970-х гг. в мировой педагогике начало утверждаться мнение, что главная цель изучения истории в школе заключается в формировании гражданских качеств личности, навыков социального поведения, прежде всего навыка «критического мышления». В странах демократической ориентации этот принцип постепенно возобладал в системах исторического об-разования. Соответственно, стали меняться требования и запросы к содержа-нию исторического образования.

Е.Е. Вяземский выделяет ряд факторов, которые являются определяю-щими в реализации воспитательного потенциала истории:

- история, способствующая ретроспективному мышлению учащихся, помогает человеку приобрести исторический опыт, без которого трудно объективно оценить социально-экономические, политические и культурные объекты, процессы;

- историческое образование, которое является основой для формирова-ния критического мышления учащихся;

- исторические знания, историческая компетентность, которые являют-ся неотъемлемой частью общей культуры человека, базовым основанием для формирования собственной точки зрения человека по всем актуальным для человечества проблемам прошлого и настоящего.

- демократическое образование и воспитание в духе ценностей демо-кратии, ценности прав человека, базируются на историческом фундаменте, исторических знаниях.

- гражданское воспитание как социально-педагогическое во многом ба-зируется на исторической основе. [5,27]

История занимает особое место в системе гуманитарного образования. По мнению Н.В. Загладина, человек, не знающий историю, не может ориен-тироваться в окружающем его мире, не способен адекватно реагировать на реальности социальной политической жизни. Е.Б. Евладова подчёркивает, что «обращение к истории должно стать поводом для обращения к себе, к собст-венным достоинствам и недостаткам, только так, соотнося общее и частное, по-нимая ответственность отдельного человека за свою судьбу и за судьбу страны, можно рассчитывать на становление граждан и патриотов».2

На уроках истории представляется возможность обсудить учебную информацию с разных точек зрения, привести школьника к пониманию ценностей других людей , причин отличного от «своего» взгляда на одни и те же события. На это обращает внимание О.Ю. Стрелова, указывая, что ««заговорить» или «поспорить» друг с другом, в частности на уроках исто-рии могут следующие субъекты диалога культур и поколений: главные дей-ствующие лица исторического сюжета и их современники; учебники и ис-торические герои; авторы учебников и современники «героев»; читатели (учителя и школьники) с авторами учебных книг; читатели могут вступить в диалог с персонажами прошлого; они же (педагоги и школьники) могут обсуждать волнующие их проблемы между собой». Пока мы не установим диалог с текстом, не «оживим» его своим отношением, он останется нами не понят. Уровень понимания и стиль общения необходимы для формиро-вания личностного ценностного отношения, раскрывают феномен ценност-ного отношения человека. [14,136] Общение порождает общность ценностей, кото-рая достигается внутренним приятием, переживанием ценностей другого человека. Механизмом ценностного общения, согласно точки зрения М.С. Кагана, является диалог.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.