2
Тема:
Формирование умений работы
с историческими документами в I концентре школы.
Содержание
Введение 3
Глава I. Формирование умений и навыков в обучении истории 5
§ 1. Классификация умений 5
§2. Умения необходимые для сдачи ЕГЭ 13
Глава II. Приемы работы с историческими документами 20
§1. Классификация исторических документов в методике преподавания истории 20
§ 2. Рекомендации по работе с историческими документами 24
§ 3. Использование исторических документов на уроках истории (из личного опыта) 29
Список использованной литературы 45
Введение
Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Одним из таких путей является развитие самостоятельной, социально активной личности. Современные психолого-педагогические науки, исследования и опыт преподавания учителей ориентируют на необходимость формирования личности, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Развитие у школьников приемов и соответствующих им умений мыслительной деятельности и учебной работы не возможно без целенаправленной деятельности преподавателя. Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего, с фрагментами текстов. Формирование у учащихся умений работать с текстами как источником знаний - одна из актуальных проблем современной педагогической науки, решение которой открывает возможности для углубленного осмысления учащимися ведущих вопросов исторического развития и формирования приемов мыслительной деятельности и учебной работы. Актуальность темы обусловлена назревшей необходимостью улучшения качественного уровня обучения учащихся в процессе преподавания истории.
Цель работы: используя психолого-педагогическую литературу, научно-методические исследования описать технологию формирования умений работы с историческими документами.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу с целью выяснения уровня разработанности выбранной проблемы.
Отобрать наиболее эффективные методические приемы формирования умений работы с историческими документами.
Рассказать об использовании исторических документов на уроках истории, основываясь на личном опыте (во время прохождения педагогической практики).
В ходе решения поставленных задач и осуществления цели данной работы мною были проведены теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по вопросам, связанным с темой работы, анализ проектов государственного стандарта. С 2001 года школьные выпускные экзамены по ряду предметов, в том числе по истории, стали проводиться в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). В работу включаются задания разной степени сложности, предполагающие разные виды деятельности. Результаты ЕГЭ показывают, что выпускники школы испытывают трудности при работе с историческими документами. Поэтому проблема, поставленная в данной работе не нова, но впервые она сформулирована в связи с переходом к ЕГЭ.
В школе в процессе изучения истории учителями немного времени уделяется методике работы с историческими документами. В современных учебниках по истории наряду с текстами параграфов даются фрагменты исторических документов. Нередко учителя истории не уделяют особого внимания данным документам. Хотя каждый преподаватель знает, что его задача состоит не только в том, чтобы дать ученику информацию, рассказать известные факты, но и, наверное, в большей степени учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности. Учителю очень важно мотивировать ученика к познавательной деятельности. Результаты обучения напрямую связанны с тем, насколько развиты у ребенка познавательные способности и мотивация к обучению.
Глава I. Формирование умений и навыков в обучении истории
§ 1. Классификация умений
Развитие умений школьников составляет часть содержания образования, в том числе исторического. Развитие у школьников приемов и соответствующих им умений мыслительной деятельности и учебной работы не возможно без целенаправленной деятельности преподавателя.
Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего, с фрагментами текстов. Целенаправленно формируя у учащихся умения, учитель стремится к оптимальному развитию их познавательной самостоятельности, учит учиться и пополнять свои знания, готовит к творческому труду. Умения школьников основываются на знании приема учебной работы (составление плана ответа, сравнительной таблицы), которому соответствуют определенные приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение).1
Приемы учебной работы, по мнению П.В. Горы, это те способы, которыми она может быть выполнена и которые можно выразить в виде перечня действий с различным по характеру историческим материалом. Перечень действий, составляющих приемы, дает общее направление, порядок выполнения работы. Приемы учебной работы выражены в словесно - письменных или графических действиях. Использование приемов можно видеть. Допускаемые ошибки в использовании приемов можно исправлять, добиваясь их точного применения, усвоения и одновременно усвоения изучаемого с их помощью учебного материала. Приемы учебной работы детерминируют соответствующие умственные действия: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение учебного материала, приемы исторического воображения, запоминание.2
1. Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся. // ПИШ, 1981г., № 4, С.23
2. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.М., 1988., С.153
Способность перенести усвоенный прием в новые условия: применить его в работе с принципиально иным содержанием или источником знаний - главный критерий сформированности умения.1
У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки. Так, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Н.А. Лошкарева считают, что умения - это сознательное владение каким - либо приемом деятельности. Умение, доведенное до автоматизма - это навык. Умения постепенно перерастают в навыки. Например, сначала появляется умение читать печатный текст, затем навык беглого чтения. Чтобы приобрести умения, надо знать способ деятельности, надо упражняться.
Другая точка зрения принадлежит психологу Е.Н. Кабановой - Меллер. Умением она считает владение знанием о способе деятельности, начальную ступень формирования навыка. Таким образом, различие в определениях ученых будет в соотношении умений и навыков, оценке их роли в развитии учащихся.2
Н.И. Запорожец считает, что умение - это подготовленность к сознательным, точным действиям или способность сознательно достигать поставленной цели в изменяющейся обстановке.3
Предъявляя требования к умениям школьников в соответствии с перечнем в программе, необходимо помнить, что в формировании каждого из них имеются общие этапы:
Начальный этап: Школьники получают знания о приеме учебной работы, узнают, из каких действий он складывается, с какой последовательностью выполняется: от действий по образцу (под руководством учителя) они постепенно переходят к более самостоятельной деятельности в аналогичной ситуации.
1. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.М., 2004., С.89
2. Там же. С.88
3. Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // ПИШ, 1981г., № 4, С.28
Промежуточный этап: Знакомый прием используется в новых условиях, когда осваивается иной учебный материал или иные по своему характеру источники знаний. Учитель объясняет школьникам новые действия, входящие в уже известный прием, и требует их осознанного выполнения.
Заключительный этап: Ученики усваивают все действия, составляющие прием, в результате его многократного повторения и переноса на новые объекты: таким образом, у них вырабатывается прочное умение.1
Освоение каждого приема учебной работы, основной логической операции продолжается, как правило, несколько лет. Отдельные умения сформировываются лишь к концу седьмого и восьмого года обучения. К ним относятся умения: составлять хронологические и синхронистические таблицы, сравнивать исторические явления по существенным сопоставляемым признакам и д.
Н.И. Запорожец называет ряд общих условий успешности формирования умений учащихся, апробированных в результате многолетнего эксперимента:
1) Осознание учителем цели и содержания работы;
2) Систематическое, целенаправленное развитие умений школьников в процессе обучения истории:
а) объяснение цели, сущности и практического значения каждого приема учебной деятельности;
б) выполнение учениками системы обучающих и тренировочных заданий возрастающей сложности, помогающих закреплению каждого приема в качестве умения;
в) создание на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих применение тех или иных способов учебной деятельности;
1. Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // ПИШ, 1981 г., № 4, С.24
г) применение инструктивных указаний (памяток) с перечнем действий, которые должны выполнять школьники для усвоения той или иной логической операции, приема учебной деятельности;
д) систематическое рецензирование ответов школьников (учителем или самими учениками);
е) регулярный анализ достигнутых результатов(на основе сопоставления с начальным уровнем умений учащихся).
ж) выделение в ряде роков времени для развернутого объяснения и закрепления способов учебной деятельности (составления планов, рецензирование докладов и др.);
Систематическое использование и координирование межпредметных связей в развитии общих учебных умений школьников, в том числе мыслительных и речевых.1
Студеникин М.Т. выделяет четыре этапа в формировании умений при обучении истории:
Формирование ориентировочной основы умения, предполагающей раскрытие сути мыслительной операции учителем. На этом этапе составляется план - памятка выполнения операции.
Первичное применение учащимися операции при самостоятельном выполнении заданий.
Тренировочные задания, углубляющие знания и навыки.
Применения умения по типу все более отдаленного переноса.2
У обоих авторов немаловажную роль в процессе формировании умений играют памятки.
1. Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // ПИШ, 1981 г., № 4, С.27
2. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.М., 2004., С.89
Памятки - учебные пособия, помогающие в определенной последовательности образно воссоздать исторический факт или раскрыть его внутренние существенные стороны. Памятка представляет собой перечень вопросов и заданий, расчленяющих сложный учебный прием на несколько более простых операций.1
Многие учителя истории используют различные памятки для учащихся - логические схемы устных и письменных ответов, рецензий и т.п. Подобные памятки способствуют формированию общеучебных умений школьников, помогают усваивать исторический материал. Конечно, нельзя организовывать изучение истории только на основе памяток - это привело бы к схематизации, к чрезмерному упрощению. Чтобы избежать этого, памятки надо рассматривать не как адресованные школьнику предписания, строго определяющие работу на уроках и дома, а как рекомендации, рассчитанные на творческое применение. В этом случае использование памяток может облегчить труд учителя и учащихся, положительно повлиять на его результат.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6