Рефераты. Формирование умений работы с историческими документами в I концентре школы

p align="left">Вот, например, Ваганов В.Ю. в своей статье говорит о том, что он активно использует памятки. В его кабинете хранятся подборки памяток, извлеченных из различных источников. Некоторые из них, несколько видоизмененные, скорректированные с учетом результатов практической работы, он предлагает читателям журнала.2

Умение всегда будет сознательным действием, адекватным целям его использования и содержанию учебного исторического материала. Роль познавательных умений в современном процессе обучения истории многолика:

1. ПИШ, 2004 г., № 9, С.37

2. Ваганов Ю.В. Памятки на уроках истории // ПИШ, 1989 г., № 4, С.29

во - первых, их формирование является одной из главных целей школьного исторического образования, так как на этой основе происходит развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся, раскрытие их индивидуальности;

во - вторых, познавательные умения - органичная часть содержания, которой обязаны овладеть ученики для самостоятельного и критического восприятия исторических сведений;

в - третьих, познавательные умения - это средство формирования исторических знаний, личностных суждений и мотивированного отношения к прошлому;

в - четвертых, познавательные умения могут выступать и в качестве весомого критерия успешности учения и преподавания.1

В связи с задачей “повышения активности и самостоятельности учащихся в обучении истории” методисты 70 - 80 годов разрабатывали методики: обучение учащихся приемам познавательной деятельности (П.В. Гора), формирование мыслительных умений и развитие речи в 4 - 8 классах (Н.И. Запорожец). С 1980 по 1992г. в усовершенствованные программы по истории обязательным компонентом содержания входили перечни основных умений, а авторы курсовых методических пособий предлагали учителям практические рекомендации (О.И. Бахтина, Г.И. Годер, Г.М. Донскй и др.).

Познавательные умения, подобно историческим фактам, можно классифицировать по разным основаниям. Анализ структуры умений подводит к их делению на элементарные, простые и сложные, что помогает выделить этапы, соблюсти последовательность и преемственность в формировании учебных действий.

1. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории., М., 2003., С.234

Более сложной является классификация познавательных умений по их содержанию. В самом общем виде их можно разделить на общеучебные и специфические. К первой группе относятся те умения, которые формируются и применяются при изучении всех или большинства предметов.1

Общие умения можно разделить на четыре группы:

учебно-организационные (планирование деятельности, рациональное выполнение заданий, самооценка, режим дня);

речевые (письменные и устные) (умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать);

учебно-информационные (работа с книгой (учебником, хрестоматией документов), справочниками, библиографией, каталогом);

учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприятие и воспроизведение, самоконтроль).2

К специфическим умениям относятся только те, которые необходимы в обучении конкретному предмету. Внутри этой категории методисты - историки также выделяют несколько видов. Общепринятой и стабильной группой специфических познавательных умений в обучении истории являются хронологические и картографические умения. Они присутствуют в каждой методической классификации, в то время как другие виды варьируются в зависимости от целей школьного исторического образования.3

Так, в советские годы выделяли особую группу умений - исторические мышления, которые помогали школьникам “ в свете марксистско-ленинского учения осознать развитие человеческого общества как закономерный процесс и на этой основе воссоздать целостную картину события, процесса, формации, оценивать факты прошлого и современности с классовых позиций”.4

1. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории., М., 2003., С.238

2. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.М., 2004., С.92

3. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории., М., 2003., С.240

4. Актуальные проблемы методики обучения. Под ред. Колоскова А.Г.М., 1984г., С.49

Идеологизация исторического образования отразилась на критериях познавательных умений, в их основу были положены особенности действий с учебным историческим материалом. В группу образных умений вошли, в частности, умения образно описывать исторические факты, воссоздавать образы и картины прошлого, рассказывать о ярких и знаменательных событиях. В группу логических умений - умения выявлять причинно - следственные связи, сопоставлять объекты прошлого, называть основные черты и характерные признаки, объяснять понятия, делать сравнения и т.п. В группу оценочных умений - умения давать аргументированные оценки историческим фактам, раскрывать своеобразие событий и явлений, выявлять иерархию причин и следствий, а также новизну в развитии социально-экономических, политических и культурных процессах.1

Виды деятельности и умения, которые должны стать одним из значимых итогов школьного исторического образования, разделены на 5 групп:

1) хронологические; 2) работа с источниками; 3) описание; 4) анализ, объяснение; 5) версии и оценки.

Этот вариант ярче других демонстрирует, как в соответствии с целями обучения меняется не только содержательная сторона исторического образования, но и деятельностная.2

В начале каждого учебного года методисты советуют учителям проводить в классах специальные самостоятельные работы диагностирующие уровень владения ведущими познавательными приемами. По их результатам определяются и планируются основные направления в формировании у учащихся новых познавательных умений и совершенствовании уже освоенных.

1. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории., М., 2003., С.248

2. Алексашкина Л.Н. Примерная программа. История. // Примерные программы основного общего образования.М., 1999г., С.157-158

Систематическое развитие необходимых школьникам умений и навыков и их исторического мышления стимулирует активную переработку знаний и в конечном итоге - правильное понимание явлений общественной жизни. Выявляя сущность отдельных исторических событий, школьники учатся глубже проникать в сущность процесса общественного развития. Повышается эффективность обучения и воспитания.

§2. Умения, необходимые для сдачи ЕГЭ

В чем заключается подготовка учащихся средней школы по истории? Что следует спрашивать у школьников на экзаменах истории? Одна из ключевых особенностей состоит в том, что история, в отличие от других научных дисциплин, имеет дело не с существующими в данный момент реальными объектами, а с тем, “что было”. Важнейшее место в историческом познании занимает реконструкция прошлого. В основе воссоздаваемой исторической картины лежит информация о конкретных событиях - их времени, месте, участниках и т.д., которая фиксируется историками. Это относительно объективная часть исторического знания. В то же время при описании и объяснении исторических событий уже их современникам высказываются разные суждения о причинах и следствиях событий, оценки их знания и т.п. Они зависят от мировоззрения, индивидуальных и общественных ценностей. Субъективистское восприятие присуще как участникам событий, так тем, кто размышляет о них спустя столетия. Это версионная часть исторического знания. Значительную роль в постижении прошлого играет методология, владение исследовательскими методами.

Особенности познания истории находят отражение в многообразии знаний и умений, приобретаемых школьниками при изучении данного предмета. В состав их подготовки входят, наряду со знанием хронологии, фактов и понятий, владение умениями и навыками описания исторических событий объектов, критического восприятия и анализа информации источников, раскрытия сущности и значения явлений, сопоставления исторических версий оценок и обоснования своей позиции и др. Нормативными документами, определяющими содержание подготовки школьников по истории в средней школе, являются образовательные стандарты, впервые введенные в 1990-е годы. В данном случае речь идет о таких компонентах стандартов, как Обязательный минимум содержания исторического образования и Требования к уровню подготовки по истории выпускников основной и средней школы. Первый из названных документов находит отражение в базовых программах и традиционно служит ориентиром для преподавателей и учащихся, показывая, что следует знать. Вместе с тем не менее важным является вопрос о том, что нужно уметь.1

Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направленно на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирования целостного представления о месте и роли России во всемирно - историческом процессе;

овладение умениям и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблема прошлого и современности.2

1. Стандарт среднего (полного) образования по истории (базовый уровень). // ПИШ, 2004г., № 8, С.31

2. Там же. С.24

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

Уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудио визуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно - следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.