Рефераты. Формы и приемы изучения литературы о Великой Отечественной войне в 8-9 классах

p align="left">Если же говорить о прозе ВОВ, то на ее изучение в 9 классе программой отводится всего лишь два часа, и учителю дается выбор между двумя произведениями: «Убиты под Москвой» К.Д. Воробьева и «Звездой» Э.Г. Казакевича.

В первом случае необходимо рассмотреть краткие сведения о писателе, его личность и особенности его творческой манеры, обратиться к проблематике повести, рассмотреть таких персонажей как капитан Рюмин и лейтенант Ястребов, обратить внимание на остроту и психологическую наполненность ситуаций, на то, как раскрывается тема человека на войне. Также необходимо, чтобы ученики имели понятие о том, как в повести раскрывается тема человека на войне.

Если учитель остановит свой выбор на повести Э.Г. Казакевича «Звезда», то необходимо рассмотреть краткие сведения о писателе, обратить внимание на показ в произведении героических будней ВОВ, на образ лейтенанта Травкина, на раскрытие темы любви и лиричность повести.

Для дополнительного чтения ученикам базового уровня предложены произведения Э.Г. Казакевича (рассказ «При свете дня») и Б.Л. Васильева (повести «В списках не значится», «Завтра была война», «А зори здесь тихие…»). На повышенном уровне к ним присоединяется творчество К.Д. Воробьева (повести «Это мы, Господи!», «Крик») и Ю.В. Бондарева (роман «Горячий снег»). [3, стр. 54, 67-69]

Таким образом, осмысление школьниками событий Великой Отечественной войны происходит при рассмотрении произведений писателей и поэтов различных эпох. «Для авторов книг о войне неоспоримо одно: массовый героизм народа в борьбе с врагом, прославляемый в произведениях о войне, позволяет сохранить национальное единство, душу народа в самые тяжелые времена» [4, с 55].

Таково содержание курса литературы ВОВ в 8 и 9 классе. Оно не слишком объемно и в основном нацелено на расширенный курс литературы о войне в старших классах. Но уже из этого проистекают некоторые проблемы.

К рассмотрению проблем изучения литературы Великой Отечественной Войны мы сейчас и обратимся.

Прежде всего, как уже говорилось немного выше, мы можем выделить проблемы, связанные непосредственно с содержанием курса. Так, например, сравнительно малый объем курса литературы ВОВ, то есть, малое количество произведений, рекомендованных для изучения программой в 8 и 9 классах. Мы уже упоминали о том, что на этом этапе курс призван служить лишь прелюдией для более подробного изучения военной литературы в старших классах. Однако, по мнению автора работы, даже этой «прелюдии» не помешает некоторое расширение и развитие - особенно в условиях современной действительности, когда подростки, несмотря на обилие военной литературы и фильмов о войне, слабо представляют себе масштабы этой относительно недавней еще трагедии. Разумеется, в старших классах они успеют пополнить свои знания, однако прискорбно будет, если познания учеников о литературе ВОВ в средних классах будут исчерпываться одним прозаичным произведением и несколькими лирическими (конечно, не все школьники прочитают рекомендованную дополнительную литературу).

Вторая проблема вытекает из первой. Нехватка времени для изучения литературы ВОВ (то есть, количество часов, отведенных на рассмотрение каждого произведения), по мнению автора работы, также заслуживает внимания. Разумеется, она напрямую связана с общей нехваткой часов литературы в школе, и в этой ситуации решение проблемы может быть затруднено, однако нельзя не обратить на нее внимание. Не будем останавливаться на ней подробно, скажем только, что в силу ряда обстоятельств на изучение той же «Звезды» Казакевича или «Убиты под Москвой» Воробьева времени отводится прискорбно мало (два часа, и педагогу при этом нужно выбрать одно произведение из двух).

Еще одной проблемой изучения курса литературы ВОВ в 8-9 классах является проблема его соотношения с курсом таких предметов как всемирная история и история Беларуси. Другими словами, к тому времени, как ученики познакомятся с произведениями военной литературы, они должны уже знать основные события и даты Великой Отечественной войны. Курс истории, соотнесенный по программе с курсом русской литературы, позволяет им это сделать, так что на первый взгляд, проблема не столь уж и велика. Но при ближайшем рассмотрении она может оказаться гораздо серьезнее, чем кажется вначале. В восьмом классе, например, ученики еще не могут рассчитывать на курс истории, поскольку темы Великой Отечественной Войны рассматриваются в 9-м классе, а специальный курс о ВОВ, введенный сейчас в начальных классах, ими уже основательно подзабыт. Что касается тех знаний о войне, которые ученики получают в 9-м классе, то ученики могут просто не соотносить их с курсом литературы. Таким образом, в обязанности учителя входит еще и пробудить познания учеников в этой области, напомнить им, что в какой-то мере они уже имеют понятие о событиях Великой Отечественной Войны, нужно только вспомнить…

Изучение литературы на военную тему сейчас вообще приобретает в этом смысле особую актуальность. «Удаленность от событий войны влияет на представления школьников о Великой Отечественной: уже деды нынешних школьников не воевали, а прадедов, которые могли бы передать свои непосредственные впечатления о войне, живых почти не осталось», - замечает в своей статье М. Сидоркин [5, с.4]. Поэтому усложняется решение задачи по донесению до учащихся значения Великой Победы для истории Беларуси и современности.

Все перечисленные выше проблемы мы можем отнести к объективным. Но в процессе изучения литературы ВОВ могут возникнуть и субъективные, частные проблемы, связанные с уровнем развития того или иного класса, уровнем патриотического самосознания, настроением учеников в момент прохождения определенной темы и т. д. Так, ученики могут не воспринимать литературу военной тематики просто потому, что не до конца осознают величину трагедии ВОВ, устали и т.д. Эти проблемы в основном решаются непосредственно учителем с помощью разнообразных методов и приемов, которые заставляют ученика заинтересоваться, прочувствовать глубину и психологизм произведения, сродниться с героями.

На основании сказанного мы можем сделать небольшой вывод об особенностях преподавания курса литературы ВОВ в 8-9 классах. Они состоят прежде всего в том, что при своем сравнительно небольшом размере и малом времени этот курс выполняет несколько важных функций:

- дает ученикам начальное понятие о литературе ВОВ;

- готовит учеников к дальнейшему рассмотрению литературы ВОВ в старших классах;

- начинает раскрытие тем человека на войне, военных будней, героизма, мужества и т. д.;

- несет огромную идеологическую нагрузку, т.к. должен дать ученикам верное представление о реалиях военной жизни и повысить их уровень патриотизма.

Таковы, в общих чертах, особенности, проблемы и задачи курса военной лирики и прозы за 8-9 класс среднеобразовательной школы. Однако, отчасти отвечая на вопрос «что изучать», мы закономерно переходим к вопросу «как изучать», то есть, к приемам и формам изучения военных тем на уроках литературы в 8-9 классах. Именно к ним мы и обратимся ниже.

1.2 Особенности изучения эпических и лирических произведений о войне в школе

Для изучения любого произведения, каждого автора русской литературы в определенном классе можно подобрать набор приемов и форм работы, которые можно комбинировать по-разному, но которые непременно должны вести к одному: к пониманию учащимися глубинной сути произведения, позиции автора. Курс литературы ВОВ не является исключением. Классические произведения литературы о Великой Отечественной войне несут в себе большой нравственный заряд. Во многом донесение идей и мыслей писателей и поэтов зависит от желания самого учителя, его собственной мировоззренческой позиции, от выбранных методов, приемов, форм и видов деятельности, которые бы обеспечивали лучший воспитательный эффект. «Приступая к изучению темы «Великая Отечественная война», учитель литературы прежде всего должен думать о том, как создать эмоциональное впечатление у ребят, сделать их соучастниками событий тех лет, приблизить то время». [6, с. 11]

Рассмотрим формы работы и приемы, которыми можно пользоваться при изучении творчества отдельных авторов или их групп (авторы и их произведения были перечислены в предыдущей главе). При этом скажем сразу, что для оговоренных выше тем приемы и формы изучения эпических и лирических произведений не будут существенно различаться.

Прежде всего, обратимся к приемам и формам общепринятым. Проверенные временем, они, разумеется, являются действенными, хотя от некоторых из них, возможно, стоит воздержаться, учитывая возрастные особенности учащихся или уровень их личного развития.

Например, приемы лекции и дискуссии в 8-9 классах при изучении тем литературы ВОВ будет неэффективным. Во-первых, ученики в этом возрасте еще недостаточно подготовлены к восприятию лекции, во-вторых, для лекции просто нет материала, предусмотренного программой (т.е., обширного рассмотрения биографии какого-либо писателя, истории создания произведения и т.д.). Те же самые проблемы возникают, если рассматривать дискуссию, хотя элементы и дискуссии и лекции могут быть включены в ход занятия.

Гораздо более эффективным в этом плане может быть рассказ. Его можно применять как в 8-м, так и в 9-м классе при изучении любого произведения. Это может быть рассказ учителя о жизни и творчестве писателя (например, А.Т. Твардовского), рассказ о Великой Отечественной Войне (как вступление к теме), рассказ ученика о герое произведения и т. д.

Можно также с успехом применять метод беседы. Он эффективен тем, что позволяет вести диалог с учениками. Беседу удобно проводить как после прочтения лирических произведений, так и после изучения произведений прозаических. Обсуждение может вестись на самые разные темы: характеристики персонажей, их поведение, идея и основная мысль произведения, выразительные средства с помощью которых они реализуются, собственные точки зрения учеников на произведение. Могут применяться также различные разновидности этого метода: эвристическая, или познавательная беседа, и т.д.

Проникнуть в глубинную суть произведения и связать его с современностью поможет метод проблемного вопроса. Лучше всего, разумеется, его применять при изучении прозы (такие произведения, как «Звезда», «Убиты под Москвой»). Пример проблемных вопросов могут быть таким: «Убиты под Москвой»: произведение о героизме наших солдат или развенчание образа непобедимого советского воина?». Этот метод позволит стимулировать мышление учащихся на уроках, развивать самостоятельность суждений.

Хорошими приемами при изучении произведений литературы ВОВ являются также те, которые применяются на уроках литературы всегда: это выразительное чтение, чтение наизусть и пересказ прозаического текста. Они, в частности, позволяют добиться улучшения памяти учащихся, лучшего запоминания и понимания ими произведения. Следует, однако, отметить, что при чтении наизусть и пересказе заучивание не должно происходить механически. Оно непременно должно производиться осмысленно, т.е. способствовать не только улучшенному знанию текста, а и его пониманию, раскрытию основных мотивов автора перед учеником.

«И здесь снова повышается роль самого учителя: силою художественного слова, чтения отрывков из повести вслух непосредственно на уроке или самим педагогом, или подготовленными учениками достигается наиболее значительный воспитательный эффект» [6, с.11]. Важно, чтобы учащиеся слушали писательскую интонацию, воспринимали его чувства. Ключевые сцены должны быть прочитаны на уроке - таково необходимое условие восприятия произведений о войне, например такого, как «Звезда». Можно также применять прием словесного устного рисования, поскольку речь идет о военной литературе, это может быть просьба нарисовать картину боя, воссоздать устно часть мирного пейзажа, описать какими ученики представляют себе главных героев…Разумеется, этот прием тоже может быть применен и при изучении прозы и при рассмотрении эпических произведений. Например, при рассмотрении стихотворения М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату» можно предложить такое задание: «Попытайтесь изобразить устно одну из картин, описанных в стихотворении: солдат на пепелище, над могилами родных в поле. Опишите солдата-героя: каким вы представляете его себе?»

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.