Рефераты. Формы и приемы изучения литературы о Великой Отечественной войне в 8-9 классах

p align="left">Эффективными также будут отзывы, сочинения и прочие творческие работы («Один день из жизни Теркина», «Ах, зачем война бывает» и т.д.), но неплодотворно было бы останавливаться на этих приемах подробнее. В конечном счете, они применяются повсеместно.

Отдельно стоит упомянуть о наглядности и нетипичных приемах и формах проведения уроков.

Что касается наглядности, здесь хорошие результаты может дать просмотр слайдов, прослушивание песен военной тематики. Здесь следует учесть, что некоторые стихотворения, рассмотрение которых предусмотрено программой, стали песнями («Враги сожгли родную хату» и т.д.). Многие прозаические произведения к тому же были экранизированы, так что ученикам интересно и познавательно будет просмотреть эпизоды из них (пример см. ниже). «Важно разъяснять учащимся замысел художников, знакомить их с законами и литературы, и кино», - замечает доктор педагогических наук Казначеева Н.Н. [6, с.12]

Если же говорить о нетипичных формах организации работы, то урок по изучению лирики можно, например, организовать в форме концерта. Интересны также формы заочной экскурсии, урока-путешествия, урока-ролевой игры и т.д.

В этом отношении есть также некоторые частные находки, многие из которых оказываются очень удачными. Например, Мушинская А.А. рекомендует к вступительному уроку по прозе ВОВ (не имеет значения будет ли это «Звезда» Казакевича и «Убиты под Москвой» Воробьева) эпиграфом стихи В. В. Высоцкого.

Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог --

Кто считал, кто считал!..

Сообщается в сводках Информбюро

Лишь про то, сколько враг потерял.

Но не думай, что мы обошлись без потерь --

Просто так, просто так...

Видишь, в поле застыл, как подстреленный зверь,

Весь в огне, искалеченный танк!

Где ты, Валя Петров? -- что за глупый вопрос:

Ты закрыл своим танком брешь.

Ну а в сводках прочтем: враг потери понес,

Ну а мы -- на исходный рубеж...

[7, с 136]

По мнению Мушинской А.А., «такой эпиграф создаст нужное настроение в начале урока, настроит учеников на реалистичное понимание военных событий, описанных в произведении, подскажет направление анализа». [8, с 19]

Необходимо помнить, что творчество каждого автора требует зачастую индивидуального подхода. В большинстве своем он должен быть найден лично педагогом, однако можно обратиться и к методической литературе.

Так, повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой» была введена в программу изучения РБ сравнительно недавно. И.А Учамбрина в своей статье «Болею за людей…» отмечает: «Уроки, отведенные на нее [повесть], предполагают напряженную работу учителя и школьников, целью которой является глубокое постижение богатства и многосторонности авторского видения жизни и человека. Важное условие успешной работы -- предварительное прочтение произведения восьмиклассниками».[9, с 32] Особое внимание она советует уделять эпиграфу повести (три строфы из стихотворения Твардовского «Я убит подо Ржевом»). Девятиклассники должны осознавать смысл эпиграфа, понимать, почему именно его выбрал автор. Необходимо также заострить внимание учеников на реальности изображения войны в повести. Это помогут сделать зачитанные вслух эпизоды, прием устного словесного рисования, глубокий и вдумчивый анализ текста вместе с учениками. Очень важно при изучении повести обращаться к эмоциям учащихся: «Единственное измерение повести -- измерение человеческое», - подчеркивает Н.Н. Иванченко. [10, с 20]

Достаточно много методических рекомендаций можно обнаружить и по отношению к поэме «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Отчасти это объясняется тем, что углубленно изучать это произведение ученики еще будут в старших классах. Учитель должен обратить внимание на обстановку, в которой создавалась поэма. Как отмечал сам поэт, «Книга про бойца», «живая, подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела защиты народом родины, от его подвига на войне», родилась в особой неповторимой атмосфере военных лет. [11, с 142]

Нужно также заметить, что Твардовский был первым истолкователем поэмы «Василий Теркин». В его статье «Ответ читателям «Василия Теркина»» содержится интересный авторский комментарий, который поможет постичь замысел поэмы, атмосферу, в которой она рождалась, ее заглавие и подзаголовок, жанровое обозначение и своеобразие сюжета, композиции. Наиболее интересные высказывания автора могут, быть записаны на карточки, они составят основной дидактический материал к урокам. Например: «Василий Теркин, каким он является в книге, - лицо вымышленное от начала до конца, плод воображения, создание фантазии. И хотя черты, выраженные в нем, были наблюдаемы мною у многих живых людей, нельзя ни одного из этих людей назвать прототипом Теркина» [12, с. 78].

«К занятиям по поэме Твардовского целесообразно подготовить тематическую выставку: издание поэмы с иллюстрациями Ореста Верейского. Комментарий к ним можно найти в воспоминаниях о поэте», - рекомендует методист Чернова И.И. [13, с. 17].

Она же в статье «Прослушивание грамзаписи на уроках по поэме «Василий Теркин» рассказала об организации уроков с использованием грамзаписи: «Знакомство с творчеством выдающихся русских чтецов расширяет кругозор школьников, углубляет понимание прочитанного произведения, служит эффективным средством обучения выразительному чтению, повышает культуру речи учащихся». [14, с 8-9]

При изучении этой поэмы в 8 классе стоит обратить внимание на ее народность, которая проявляется в образах, речевом оформлении, построении стиха: «Язык поэмы, преимущественно разговорный, народный, отличается образностью, меткостью, своеобразием синтаксических конструкций». [15, с22] В статье П. Рощина и Е. Аксеновой «Художественное мастерство А. Твардовского в поэме «Василий Теркин» подробно рассматривается содержание, композиция и язык поэмы, даются ценные замечания по ее анализу: «Изобразительные средства поэмы (метафоры, эпитеты, сравнения и т.п.) делают нарисованную картину наглядной, ощутимой, конкретной», «Для поэтического языка Твардовского характерен лаконизм -- драгоценнейшее свойство» и т. д. [16, с 14] Необычайно важно обратить внимание учащихся на юмор, которым пронизана вся поэма.

 Есть также рекомендации по построению системы уроков по поэме. Н.К. Силкин в статье «Василий Теркин» А. Твардовского в VIII классе» предлагает «построить уроки по проблемно-тематическому принципу» и считает, что главное внимание следует обратить на планирование уроков и систему домашних заданий. [17, с. 19].

Что касается других произведений программы - по отношению к ним можно также найти некоторые полезные рекомендации.

Немаловажную роль в изучении тем ВОВ играет внеклассное чтение и внеклассная работа по русской литературе. О ней будет рассказано чуть ниже, но формы этой работы могут быть самыми разными. Полезно приурочить ее к военным праздникам: Дню Защитника Отечества, Дню Победы и связать с воспитательными мероприятиями, которые обычно проводятся в таких случаях. Это могут быть не только уроки, как стандартные так и необычные. Это может быть, например, выполнение стенгазеты («Дорогами Великой Войны - к Великой Победе», «Вахта памяти» и т.д.), выполнение проекта «Сборник ученического творчества, посвященного ВОВ» и др. При этом работа может выходить за рамки курса русской литературы, определенного программой, и вообще потерять часть «литературности». Но учителю не следует упускать из вида предмет и уклоняться в сторону только воспитательных мероприятий. В проектах непременно должно быть литературное «наполнение» (это может быть творчество учеников, их рисунки к произведениям авторов для стенгазеты, включение в проекты стихов ранее неизвестных авторов). Полезно также в качестве воспитательного мероприятия сводить учеников в музей, устроить концерт, пригласить ветеранов и т. д.

«Источник силы русского народа - правая Вера, нравственное превосходство, превосходство устройства жизни, обычаев, уклада, морали, умения строить жизнь на земле и защищать ее от врага. К такому осмыслению приходят школьники, так они приобщаются и к авторскому замыслу, его выстраданной позиции патриота и гражданина, и к истории своего народа» [18, с 56]. А это особенно важно для того, чтобы сформировать свою гражданскую позицию, сделать свой нравственный выбор. Максимальное использование патриотического потенциала литературы, применение форм и методов, активизирующих образно-эмоциональное восприятие детей, открывает возможности для активизации воспитательных функций школы в целом.

2. Методы и приемы преподавания темы ВОВ в русской литературе

В данной главе приводятся примеры планов-конспектов уроков, разработанных опытными методистами России и Беларуси. Дается также короткий анализ работы могилевских педагогов в этом направлении и уделяется внимание внеклассной работе по темам литературы ВОВ.

2.1 План-конспект урока по повести К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой»

Что касается разработок планов-конспектов, уроков по литературе ВОВ, в этом отношении недостатка в материалах нет. В современных журналах и методических пособиях можно найти достаточное число разработок уроков, предложенных как белорусскими, так и русскими учителями и методистами. К тому же, имеются статьи, откуда можно почерпнуть знания о некоторых частных формах и приемах работы на уроках.

Большей частью все вышесказанное относится к прозе. Когда дело касается поэзии, легко заметить, что выбор разработок уроков в этом направлении достаточно невелик (конечно, если это не касается творчества А.Т. Твардовского). Подобная нехватка может быть легко объяснена: выбор авторов и произведений поэзии, предложенный в программе, слишком велик. А поэтому каждый из учителей останавливает свой выбор на тех авторах, творчество которых кажется ему наиболее важным для изучения (чаще всего в их число попадают Симонов, Высоцкий, Ахматова, например). Соответственно, в планах-конспектах тоже будут наблюдаться большие отличия. И, наконец, на изучение поэзии ВОВ отводится малое количество часов, а методисты обычно стараются представить в журналах разработку уроков той темы, которая является более обширной (а значит, важной).

В данной работе приведены примеры нескольких разработок планов-конспектов, на которые, по мнению автора, может ориентироваться педагог в своей работе.

Разумеется, речь не идет о механическом копировании. Однако некоторые формы и приемы, некоторые материалы данных разработок определенно можно взять на вооружение при проведении уроков.

Урок по теме: "Ах, зачем война бывает, ах, зачем нас убивают?" (по повести К.Д. Воробьева "Убиты под Москвой")

Цели:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, проверить знание текста произведения.

2. Помочь подросткам понять, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу.

3. Воспитывать высокие патриотические качества.

Оборудование:

· Портрет К.Д. Воробьева.

· Выставка книг о войне.

· Магнитофонная запись “Песни защитников Москвы”.

· Карта “Битва за Москву”.

· Иллюстрации старшеклассников к повести.

· Высказывания о войне.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.