Возрастная периодизация (по Д.Б. Эльконину)
Возрастной
период
Ведущая
деятельность
Объект познавательной деятельности
Развитие какой сферы преобладает
Новообразования возраста
Младенческий
(0 - 1 год)
Непосредственное эмоциональное общение
Взаимоотношения
Личностная (потребности, мотивации)
Потребность в общении. Эмоциональные отношения.
Раннее детство
(1 - 3 года)
Предметно-манипуляционная
Предметы
Познавательные процессы
Речь и наглядно-действенное мышление.
Дошкольный возраст (3 - 7 лет)
Сюжетно-ролевая игра
Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.
Младший школьный возраст
(7 - 11 лет)
Учебно-познавательная
Начала наук
Интеллектуально-познавательная
Удовлетворённость. Внутренний план действий. Самоконтроль. Рефлексия.
Подростковый возраст (11 - 15 лет)
(Пубертатный период)
Деятельность общения в процессе обучения и труда.
Основы наук. Система отношений в разных ситуациях.
Стремление к «взрослости»
Старший школьный возраст
(15 - 17 лет)
Учебно-профессиональная
Основы наук и профессиональной деятельности.
Интеллектуально-познавательная. Личностная (потребности мотивации)
Мировоззрение. Профессиональные интересы.
В пределах дошкольного возраста педагогическая практика выделяет отдельные возрастные группы детского сада: первую младшую, вторую младшую, среднюю и старшую. Это подразделение носит условный характер, тем не менее оно оправдано не только требованиями практики, но и научными фактами.
Возраст 4 - 5 лет находится на рубеже между двумя пределами дошкольного возраста - младшим и старшим, его можно назвать средним дошкольным возрастом.
В процессе развития он в значительно большей степени приближается к старшему возрасту и в меньшей - сохраняет черты младшего. В борьбе старых черт с новыми, составляющей сущность развития, соотношение между отдельными сторонами личности претерпевает глубокие изменения. Эти изменения накладывают печать своеобразия на весь облик 4 - 5 летнего ребёнка.
Таблица психо-физических особенностей ребёнка средней группы
детского сада (4 - 5 лет) по Е.А. Аркину.
Двигательный аппарат
Кровеносная система
Дыхательный аппарат
Нервная система
Кости Скелет находится в процессе окостенения, мало подвигается вперёд. Энергетичный процесс окостенения мелких костей запястья, вследствие этого движения кости более устойчивы.
Мускулатура Сильно увеличивается мышечная масса. Резко нарастает мускулатура нижних конечностей. Увеличивается сила и работоспособность мышц. Прогулка по ровной местности без признаков усталости длится до 25 мин.
Ходьба: Согласованность движений верхних и нижних конечностей, устойчивость туловища, более ритмичный отрыв ног от почвы. Позвоночник ещё подвижен. Улучшается координация мелких мускулов. Лучше владеет ножницами, молотком, ложкой, попадает в цель на близком расстоянии (60-70 см.).
Количественный и качественный состав крови приближается к старшему дошкольному возрасту. Увеличивается масса мускулатуры сердца (3-4 года - 70,8 г., 5-6 лет - 85,0 г., 6-7 лет - 92,3 г.). Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работоспособность сердца. Быстрее и правильнее происходит перераспределение крови, ребёнок лучше приспосабливается к переменам погоды, т.к. улучшается работа сосудодвигательной нервной системы. Повышается иммунитет к заразным болезням.
Относительная мощность лёгких. Узкий просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани). Усиление дыхательных мышц. Значительно увеличивается жизненная ёмкость лёгких.
Наблюдаются заметные качественные сдвиги, особенно в работе головного мозга. Все движения более осознаны и координированы. Игры более насыщены, их тематика значительно расширяется. Развивается мелкая моторика кисти рук; воображение. Но особенно яркий сдвиг в речи ребёнка. Резко увеличивается словарный запас (2-2,5 тыс. слов). Улучшается грамматическое и синтаксическое оформление речи (появляются придаточные предложения). Ярко проявляется индивидуальность в творческих рассказах детей. Речь и мышление эмоционально насыщены.
Знание анатомо-физиологических, психических, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка должно стоять на первом месте для любого педагога. Это тот исток, с которого начинается огромная бурная река под названием индивидуальный подход к детям.
И.П. Павлов подчёркивал взаимосвязь физического состояния и психики человека, их единство. Особенности поведения ребёнка, его самочувствие большей частью зависят от его физического состояния и своеобразия темперамента. Следовательно, в первую очередь необходимо изучать анатомо-физиологические особенности детского организма и особенности протекания у него процессов высшей нервной деятельности. Некоторые индивидуальные особенности ребёнка связаны с наследственностью. Чтобы понять их необходимо определить тип его нервной деятельности.
И.В. Павлов выявил основные свойства нервных процессов: 1) силу возбуждения и торможения; 2) уравновешенность или неуравновешенность этих процессов; 3) их подвижность. На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности, 4 типа темперамента.
Таблица типов темперамента по И.П. Павлову
Типы темперамента
Психолого-педагогическая характеристика
Педагогическая коррекция
1. Холерический
1.Повышенная возбудимость, вспыльчивость, порывистость. За все дела берётся с увлечением, не соизмеряя свои силы, и в результате быстро теряет интерес к начатому.
Может развиться непоседливость, легкомыслие, неуживчивость. Речь быстрая, торопливая, из-за чего не всегда понятная.
У такого ребёнка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную деятельность в процессе труда, занятий и игр. Необходимо давать задания и требовать доводить начатое до конца. На занятиях направлять на осмысление материала, ставить более сложн6ые задания, опираясь на их интересы.
2. Сангвинический.
2. Эти дети деятельны, легко приспосабливаются к изменениям условий жизни. Жизнерадостны, быстро находят друзей, вникают во все стороны жизни дет.сада, с большим интересом и активностью участвуют в играх и занятиях. Речь развита хорошо.
2. Поддерживать интерес и активность, в тоже время давать и другим детям возможность участвовать в жизни дет.сада.
3. Флегматический.
3. Эти дети спокойные, терпеливые, порученное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Инертны, малоподвижны, не могут сразу сосредоточиться, направить внимание, «удобны», с ними мало хлопот. Речь замедленная, неторопливая, такие дети взвешивают каждое слово.
3. Нужно очень внимательно изучать особенности детей в различных ситуациях, видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членов семьи. Развивать активность.
4. Меланхоличный.
4. Необщительны, замкнуты, очень впечатлительны, обидчивы. При поступлении в дет.сад долго не могут привыкнуть к новой обстановке, к коллективу детей, тоскуют, грустят. Иногда этот период затягивается. В некоторых случаях переживания отражаются на физическом состоянии. Неразговорчивы, из-за чего речь, как правило, развита хуже, чем у других.
4. Необходимо создавать условия, которые вызывали бы положительные эмоции, способствующие ломке его динамического стереотипа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8