Учёные (А.М. Богуш, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев и другие) сходятся во мнении, что под речевой активностью детей следует понимать следующие умения, которыми должен обладать ребёнок:
- слушать и понимать обращённую к нему речь;
- вступать в разговор и поддерживать его;
- отвечать на вопросы и спрашивать самому;
- уметь объяснять
- пользоваться разнообразными языковыми средствами;
Основными показателями речевой активности детей среднего дошкольного возраста являются:
- присутствие инициативы в речевой деятельности;
- поддержание и подкрепление инициативы, при наличии значимого «подкрепления» (яркой наглядности, игровой мотивации и т.д.)
- присутствие «умственного удивления» (любопытства, интереса и т.д.)
- высокая трудоспособность в речевой деятельности
Я.И. Ковальчук еще помимо этого выделяет ложную активность. Дети с ложной активностью готовы отвечать на любой вопрос, даже не выслушав его до конца, они не любят размышлять и обосновывать свои ответы. С удовольствием слушая рассказы, сказки, интересные истории, они обычно не вникают глубоко в их суть и не могут правильно пересказать прослушанное. Всякий раз, когда требуется напряжение внимания и работа мысли, они предпочитают молчать. Часто не тактично ведут себя по отношению к другим отвечающим. Но, при этом заметить и скорректировать чужие ошибки не в состоянии. У таких детей необходимо развивать внимание, наблюдательность, сдержанность, преодолевать излишнюю самоуверенность.[25]
Активизация речевой деятельности способствует умственному развитию ребёнка, обогащению словарного запаса, развитию речи, усвоению лексических единиц родного языка, способствует развитию воображения, мышления.
Ребёнок усваивает родной язык неосознанно и ненаме6ренно. Поэтому можно сказать, что развитие родного языка идёт снизу вверх. Так как раньше возникают элементарные, низкие свойства речи и только позже развиваются её сложные формы, связанные с осознанием фонетической структуры языка, его грамматических форм и произвольным построением речи.
Именно для правильного произвольного владения речью необходимо на занятиях развивать активную речевую деятельность у детей. А для этого нужно создавать положительное отношение к учебной деятельности. Способом создания такой положительной мотивации является индивидуальный подход к каждому ребёнку. При этом практическое взаимодействие - это предпосылка активной речевой деятельности детей.
Таким образом, можно подвести итоги теоретической части и выделить критерии, по которым мы будем оценивать степень овладения дошкольниками родной речи. Исходя из теоретической части, опираясь на разработки А.М. Богуш, Я.М. Ковальчука и Р.С. Буре в области выделения уровней речевой активности, нами были выделены следующие критерии:
- активность ребёнка на занятии по развитию речи;
- качество ответов на вопросы.
Система занятий
1. Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом».
Включает в себя ознакомление с содержанием произведения, помощь детям в понимании жанра произведения; физ.пауза, где дети имитируют движения животных из сказки; понимание смысла сказки (почему все поместились под грибом?).
2. Повторение сказки осуществляется при помощи пересказов с различными элементами драматизации, разработанных на первом этапе.
3. Закрепление знакомого произведения осуществляется при помощи драматизации всей сказки.
Так, например, целью первого занятия являлось: помощь детям в понимании жанра этого произведения, определение самых дружеских эпизодов, выбор отрывка, больше других понравившегося детям, оценка поступка Муравья.
Результаты выполненного исследования позволяют считать, что основные положения выдвинутой гипотезы подтвердились. Данные, полученные в контрольном эксперименте, свидетельствуют о том, что разработанная модель организации занятий с элементами драматизации с учётом индивидуальных психо-физиологических особенностей детей является эффективной, способствующей более быстрому и эффективному усвоению родного языка детьми среднего дошкольного возраста.
На основе теоретических и экспериментальных результатов исследования нами сделаны следующие выводы.
Дошкольный возраст является наиболее активным периодом для целенаправленного и систематического обучения детей родному языку, что обусловлено рядом психологических и лингвистических особенностей данного возраста.
Одной из главных задач педагога является формирование количественного и качественного словарей. Работа должна быть направлена на активизацию слов в речевой деятельности дошкольников и способствовать быстрому переходу лексики из пассивного словаря в активный. Не связанные с практической и игровой деятельностью, не направленные на индивидуальные психо-физиологические особенности детей компоненты в обучении снижают уровень восприятия информации. Таким образом, при рациональном, систематическом введении элементов драматизации, учитывающих индивидуальные психо-физиологические особенности каждого ребёнка, процесс усвоения детьми учебного материала будет проходить более эффективно.
Результаты анализа методических пособий показал недостаточное использование элементов драматизации, учитывающих индивидуальные психо-физиологические особенности каждого ребёнка в процессе обучения. Они используются эпизодически при закреплении, повторении некоторых художественных произведений.
В ходе теоретического исследования были определены критерии речевой активности детей. К ним относится активность ребёнка на занятии по развитию речи и качество ответов на вопросы воспитателя. А это подразумевает количественный и качественный состав словаря ребёнка; умение внимательно слушать и понимать заданные вопросы; умение вступать в разговор и поддерживать его; умение полно и содержательно отвечать на вопросы; умение замечать и корректировать ошибки в речи других ребят; грамматически правильно оформлять свою речь.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что лексический материал, закреплённый в практической деятельности, учитывающей индивидуальные психо-физиологические особенности ребёнка, быстрее переходит из области пассивного словаря в область активного его использования, чем та лексика, которая закрепляется в процессе проведения бесед статического, неиндивидуального характера.
Педагогический эксперимент показал, что систематическое использование практического взаимодействия детей друг с другом и воспитателем, т.е. драматизация, учитывающая индивидуальные психо-физиологические особенности каждого малыша благотворно влияет на уровень эффективности усвоения родного языка и повышения речевой активности.. Таким образом, индивидуальный подход на занятиях по развитию речи, выраженный в элементах драматизации, является эффективным средством активизации речевой деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Положительное влияние данной методики на уровень усвоения родной речи подтверждают результаты контрольного эксперимента. Так сравнительный анализ изменений, произошедших за период формирующего эксперимента в обеих группах свидетельствует о том, что в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем усвоения родного языка выше, чем в контрольной на 20%, со средним и низким уровнями ниже на 10%.
Список использованной литературы.
1. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы. - М.: Просвещение, 1968.
2. Богуш А.М. Мовленнєвий компонент дошкільної освіти. - Одеса: Ярослав, 2004.
3. Богуш А.М. Обучение русскому языку в детском саду. - К.: Радянська школа, 1983.
4. Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И., Щербакова Е.И. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. - К.: Радянська школа, 1982.
5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.
7. Буре Р.С. Готовим детей к школе. - М.: Просвещение, 1987.
8. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 1977.
9. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1967.
10. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. - М.: Просвещение, 1984.
11. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1979.
12. Воспитание детей в игре. / Под ред. Менджерицкой Д.В. - М.: Педагогика, 1979
13. Воспитание детей в средней группе детского сада. / Сост. Лямина Г.М. - М.: Просвещение, 1982.
14. Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А.В., Марковой Т.А. - М.: Педагогика, 1976.
15. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера. - М.: Московский центр вальдорфской педагогики, 1993.
16. Генезис сенсорных способностей. / Под ред. Венгера А.А. - М.: Педагогика, 1976.
17. Гёте И. Из «Поэзии и правды». - Избранные философские произведения. - М.: Наука, 1964.
18. “Дитина” - програма виховання і навчання дітей дошкільного віку. - К.: Освіта, 1993.
19. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений т.2. - М. - Л.., 1962.
20. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. М.: Просвещение, 1975.
21. Запорожец А.В. Психология. - М.: Просвещение, 1965.
22. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности дошкольника. - М.: Просвещение, 1965.
23. История зарубежной дошкольной педагогики. \ Сост. Мечлидзе Н.Б. - М.: Просвещение, 1968.
24. Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т.2. Способности. - Л.: ЛГУ, 1960.
25. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. - М.: Просвещение, 1981.
26. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в педагогическом наследии Крупской Н.К. - Дошкольное воспитание. 1972, №2.
27. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста. - Минск, 1962.
28. Кондратенко Т.Д., Котырло В.К., Ладывир С.А. Обучение старших дошкольников. - К.: Радянська школа, 1986.
29. Константинов И.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1974.
30. Концепция дошкольного воспитания в Украине. - К.: Освіта, 1993.
31. Корчак Я. Как любить детей. Пер. с польского. - М.: Просвещение, 1973.
32. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в дет. саду. - М.: Просвещение, 1978.
33. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. - М.: Просвещение, 1978.
34. « Крымский веночек» - крымская региональная программа воспитания детей дошкольного возраста. - Симферополь: 2004.
35. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. - К.: Радянська школа, 1988.
36. Лейтес Н.С. Об умственной одарённости. - М.: АПН РСФСР, 1960.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8