Рефераты. Игровые методы обучения при изучении органической химии как средство повышения познавательной активности и качества знаний

ожно выделить четыре организационные формы игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую.

* К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками.

* Одиночная форма - это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.

* Парная форма - это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества.

* Групповая форма - это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.

* Коллективная форма - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

* Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей

Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов. Технология игры основана и отработана на базе широкого применения педагогических идей, принципов, понятий, правил. Специфической и непосредственной целью игровой технологии является спонтанно направленное развитие личности играющего школьника. Это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных процессов в образовании. Заранее спроектированных на основе тех идей, которые признанны в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и общества. Необходимо отметить, что учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельность на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперником. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре - соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке является комплексным носителем информации [8-11].

Педагогической аксиомой является положение, согласно которому к развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности и инициативности, деловитости и ответственности школьников может привести только представление им подлинной свободы в общении. Вовлечение их в такую деятельность, в которой они не только поняли и проверили бы то, что им предлагают в качестве объекта усвоения, но и на деле убедились в том, что их успехи в саморазвитии, их судьба как специалиста в изначальной степени зависит от их собственных усилий и решений.

1.2 Место игровой системы в курсе химии

Игра занимает 1/5 часть времени, не вытесняя практической деятельности. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха - монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим). Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать. Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Известно, что слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени - все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету.

1.3 Психолого-педагогические задачи игросистемы

1. Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний.

2. Раскрытие творческих возможностей учащихся.

3. Воспитание коллективизма и взаимовыручка в решении трудных проблем.

4. Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.

5. Воспитание чувства сопереживания друг другу.

6. Формирование практических навыков.

1.4 Виды игр в педагогической системе

По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.

По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний.

По типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные.

По форме проведения: игры - аукционы, защиты. Путешествие по станциям, пресс - конференции, игры - исследования [12,13].

В последнее время большая роль отводится электронно-тестовым и компьютерным играм в обучении. Тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, и здесь применяют игровую форму. С 7 по 11 класс сложность игр нарастает.

Критерии игр.

1.Игра должна быть рассчитана на один урок.

2.Игар не болжна быть сложной для понимания их правил.

3.Игра не должна морально устаревать.

4.Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников.

5.Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.

6.Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.

Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.

Требования к проведению дидактических игр [14].

1.Соответствие темы игры теме и цели урока

2.Четкость и определенность цели и направленности игры.

3.Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.

4.Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.

5.Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности.

6.Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета.

7.Стимулирующий характер игры.

8.Точность и однозначность игровых правил и ограничений.

9.Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.

10.Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.

11.Благоприятный психологический климат отношений

12.Простор для личной активности и творчества.

13.Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.

Уроки упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

Игры путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх - путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Хотя традиционными методами обучения и преподавания - такими как лекция, дискуссии и письменная работа - можно успешно помогать учащимся приобретать знание фактического материала и важнейших теоретических положений, в рамках которых сможет вместиться будущий опыт, эти методы являются несовершенными, по меньшей мере, в двух отношениях. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями. Второй областью, в которой традиционные методы нуждаются в дополнении, является сфера передаваемых навыков межличностного общения и коммуникации. Неважно, как много читает и наблюдает ученик, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложно, чтобы быть сведенным к нескольким простым правилам. Интерпретация ответных сигналов, полученных от других людей, и реакции на эти сигналы содержат в себе ключ к эффективной межличностной коммуникации.

Преимущества ролевой игры (по Чеслеру и Фоксу)

1.Помогает ученику выразить скрытые чувства.

2.Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.

3.Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.

4.Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.

5.Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал.

6.Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.

7.Обеспечивает обратную связь, как ученику, так и наставнику.

8.Группа может контролировать содержание и темп.

9.Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.

10.Изменяет установки.

11.Учит контролировать чувства и эмоции.

Игра - соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры - соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества [15].

Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра - соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме ученик - учитель - ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора: его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученик, его мышление [16].

Этапы игры включают:

1.Предварительную подготовку: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам.

2.Игру.

3.Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.

1.5 Игровые технологии как метод обучения

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.