1.7 Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые методы
Оптимизация- это процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. Автором теории оптимизации является академик Ю. К. Бабанский [30].
Оптимизацию можно рассматривать как науку и как искусство. Как науку потому, что она требует знания и применения закономерностей, принципов, способов; может быть представлена в виде предписаний, требований, рекомендаций, общих для всех лиц, стремящихся оптимизировать обучение. Как искусство - требует учета конкретных условий, особенностей принятия решения в состоянии неполной информации; осуществляется людьми, имеющими свои особенности, сильные и слабые стороны, большую или меньшую способность к творчеству, интуицию.
Для чего же нужна оптимизация познавательной деятельности. Во-первых, профессиональные условия: сложность предмета - химия; желание дать детям прочные знания теоретических вопросов химии, организация самообразования по овладению всем арсеналом педагогических методов, приемов и способов действий. Во-вторых, социальные условия: химизация экономики, рост экологических проблем, кроме того, химия является основой многих современных профессий: в пищевой и нефтеперерабатывающей промышленности, самолето- и судостроении, металлургии и химических комбинатов и другие.
Введение новых программ по химии потребовало от учителей химии совершенствования форм организации учебно-воспитательного процесса, использования их в оптимальном сочетании. Не случайно в реформе общеобразовательной и профессиональной школы отмечено: «Наряду с уроком -- основной формой учебного процесса -- шире практиковать лекции, семинары, собеседования и другие формы обучения».
Отсюда цель современного образования состоит в предоставлении учащимся оптимальных условий для активного познавательного процесса учебного материала, личностного самовыражения, развития способностей, умения ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды.
Решить эту задачу необходимо через планомерно и активно организованный обучающий процесс, учитывающий самые различные формы и методы. Именно поэтому учитель должен быть интересным для учащихся человеком, показывать образцы творчества на каждом уроке; переплетать преподавание химии со всем многообразием знаний; доказывать, что химия -- царица естествознания. Оставаясь эмпирической наукой, она в значительной мере будет будить интерес учащихся к себе [31].
Все мы знаем, что ребята, впервые пришедшие в кабинет химии, в большинстве своем проявляют повышенный интерес к этому предмету, связанный с проведением опытов и экспериментов на уроках. Но, к сожалению, этот интерес у многих пропадает уже к третьей-четвертой четверти 8-го класса из-за сложности предмета. Значит, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы у детей не только не пропал интерес к предмету, активизировать их познавательную деятельность. Поиск методов и форм обучения, способствующих воспитанию творческой личности, привел к появлению некоторых специфических способов обучения, одним из которых являются игровые методы. Реализация игровых методов обучения при изучении химии в условиях соблюдения дидактических и психолого-педагогических особенностей, повышает уровень подготовки учащихся.
Страницы: 1, 2, 3, 4