Рефераты. Имидж педагога

p align="left">Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Если мы хотим, чтобы нас уважали, мы должны сначала уважать сами себя. Собственно, вся психотерапия часто работает на этом уровне восстановления доверия к самому себе, какой аспект своей личности надо любить и лелеять, а не вытаптывать. [19]

Воспринимаемый имидж - это то, как видят нас другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как реально к нам относятся, как реально о нас отзываются. [19]

Требуемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их определенные имиджевые характеристики. В ряде случаев этому помогает тип одежды и форма одежды. [19 ]

В основе содержания имиджа лежит Я-концепция субъекта-прообраза имиджа. Соответственно, на первой стадии алгоритма формирования продуктивного имиджа деятельность субъекта-прообраза направлена на его собственную Я-концепцию. Это деятельность рефлексии, направленная, в частности, на восприятие и осознание субъектом того, как его воспринимают другие, в сопоставлении с собственной Я-концепцией субъекта и вытекающая из этого сопоставления оценка субъектом как своего образа у других, так и своей Я-концепции, с целью обнаружения в ней внутренних противоречий.

Можем выделить следующие детерминанты, наличие которых обеспечивает успешное выполнение первой стадии алгоритма продуктивного имиджа [20]:

ь понимание объективного содержания собственной Я-концепции в ее соотношении с идеальным Я и образом у других, обнаружение противоречий содержании этих конструктов, видение реалистических путей их разрешения;

ь переход от выражения в имидже только индивидных характеристик субъекта имиджа к выражению личностных и субъектно-деятельностных характеристик, что ведет к усложнению и обогащению структуры и содержания имиджа;

ь развитие способности выражения субъективного содержания имиджа посредством системы символов, имеющих общественно-культурную природу;

ь способность субъекта адекватно отображать в имидже содержание собственных рефлексивных трансформаций в процессе личностно-профессионального развития, что обеспечивает динамизм, гибкость имиджа.

Следствием успешного выполнения этой стадии становится возможность осуществления следующей стадии формирования продуктивного имиджа - создание идеального образа себя для других, который представляет собой не что иное, как идеальную модель будущего имиджа. Планируемый образ себя для других должен быть, с одной стороны, результатом минимизации противоречий, во-первых, между элементами Я-концепции (реальным и идеальным Я), во-вторых, между Я-концепцией, с одной стороны, и образом себя у других, с другой стороны. С другой стороны, этот образ должен соответствовать Я-концепции субъекта-прообраза, быть максимально насыщенным индивидуализирующими характеристиками.

Содержанием следующей стадии алгоритма продуктивного имиджа является выбор имиджеобразующих символов, максимально адекватно выражающих идеальный образ себя для других, сформированный на предыдущем шаге. Оптимальный выбор имиджеобразующих символов предполагает не только высокий уровень включенности субъекта в культуру социума, что обеспечивает свободное владение семантикой культурных символов и их адекватное использование для выражения имиджевых смыслов, но также высокий творческий потенциал. [21]

С началом реального имиджевого взаимодействия включается четвертая стадия алгоритма продуктивного имиджа. Если первую (рефлексивную) стадию можно охарактеризовать как предварительную, подготовительную, то вторая и третья стадии вместе составляют фазу создания имиджа как образа себя для других, то с четвертой стадии алгоритма наступает фаза собственно формирования имиджа.

Главное содержание четвертой стадии алгоритма формирования продуктивного имиджа составляет деятельность субъекта-прообраза по корректировке своего имиджа путем разрешения противоречий, проявляющихся вследствие предъявления созданного субъектом идеального образа себя для других воспринимающим субъектам, и обнаруживаемых и осознаваемых субъектом. [22].

Таким образом, продуктивная имиджеобразующая деятельность не ограничивается процессами социальной перцепции и коммуникации, а предполагает активную и целенаправленную работу субъекта имиджа по преобразованию своей Я-концепции и развитию личностных качеств.

Профессиональная деятельность по созданию имиджа выступает компонентом любой профессиональной деятельности, связанной с интерсубъектным взаимодействием (в профессиях типа «человек -- человек», «человек -- коллектив», «человек - большие социальные группы»), способствуя повышению продуктивности основной профессиональной деятельности субъекта и улучшению ее акмеологических характеристик. [23]

Под профессиональной деятельностью по созданию имиджа нами понимается такая имиджеобразующую деятельность, которая стремится к своему оптимальному уровню, что позволяет ее субъекту достичь своего акме в качестве индивида, личности и субъекта профессиональной деятельности.

Степень овладения профессиональной деятельностью по созданию имиджа обусловливает степень профессионализации субъекта в сфере основной профессиональной деятельности.

С другой стороны, профессиональная деятельность по созданию имиджа может выступать как разновидность самостоятельной профессиональной деятельности.

Обычно под психологическими условиями продуктивной профессиональной деятельности понимают значимые обстоятельства достижения профессионализма, а под психологическими факторами - основные причины и движущие силы развития профессионализма.

Под условиями продуктивного имиджа (или же продуктивной деятельности по созданию имиджа) мы будем понимать характеристики внешней среды этой деятельности, самой этой деятельности, а также субъекта этой деятельности, не связанные непосредственно с самодетерминируюшей активностью субъекта по осуществлению этой деятельности. Под факторами же продуктивного имиджа мы будем понимать характеристики субъекта этой деятельности, проявляющиеся в процессе его самодетерминирующей активности, проявляемой в ходе осуществления данной деятельности. [24]

В качестве субъективных психологических условий профессиональной деятельности в научной литературе обычно выделяют задатки, общие и специальные способности, воспитание, профессиональное образование, обозначая их как предстартовые условия профессиональной деятельности.

К объективным условиям профессиональной деятельности относят общественно-исторический запрос на данный вид деятельности, престижность мастерства данного вида, взаимосвязь мастерства и уровня жизни представителей данной профессии, наличие системы моральных и материальных стимулов для повышения уровня профессионализма.

Итак, среди условий, обеспечивающих продуктивность имиджа необходимо выделить, субъективные и объективные условия.

Структура и содержание субъективных условий, влияющих на продуктивность имиджа определяется структурой самого субъекта, в которой, в соответствии концепцией субъекта, выделяются три главные составляющие, а именно[25]:

- индивидная составляющая, связанная с проявлениями субъекта как природного существа;

- личностная составляющая, связанная с проявлениями этого же субъекта, выступающего в качестве субъекта социальной идентичности, носителя социальных норм, моральных и иных ценностей, отношений;

- собственно субъектная, или субъектно-деятельностная составляющая, связанная с характеристиками данного субъекта, проявляющимися в ходе осуществления им деятельности, в том числе имиджеобразующей.

Дальнейшее изучение имиджелогического пространства позволит углубить имеющиеся представления о взаимосвязи имиджей между собой, их генезисе, взаимовлиянии и механизмах трансформации.

В педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление учителя в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии - педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж учителя - экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. [26]. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми.

Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь, отчасти модная и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на преподавание в высших учебных заведениях и на самого педагога.

Иными словами, в рамках педагогической имиджелогии имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. [27] Этим, в частности, объясняется то, почему определения и положения имиджелогии не следует некритически переносить в область социальной психологии имиджа, цель которой - теоретическое отражение имиджа как объективного социально-психологического явления, познание тех объективных социально-психологических закономерностей, которые лежат в основе его возникновения и функционирования и которые в той или иной мере, соответствующей степени их осознания, могут быть использованы в практической имиджелогии. Социально-психологическое определение имиджа должно учитывать его двойственную природу - социальную и психологическую. Будучи образом субъекта для социальной группы, имидж в определенном смысле является в то же самое время и образом данной группы для данного субъекта, так как построение имиджа происходит в соответствии с осознанными или неосознанными представлениями субъекта о характеристиках группы, для которой строится имидж. Имидж нельзя рассматривать лишь как феномен психической жизни индивида, но в то же время неверно описывать его и как исключительно проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в том числе и воздействия группы. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.

С учетом всего сказанного, можно предложить следующее социально-психологическое определение имиджа учителя: имидж - это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса [32].

1.3 Технологический инструментарий исследования имиджа учителя

В рамках построения имиджа в избирательной борьбе выделяют его следующие составляющие характеристики: он должен быть регионально обусловленным; он должен быть обусловлен временем; он должен быть обусловлен демографическим фактором; он должен зависеть от этнопсихологических факторов личности; он должен быть обусловлен ситуативными факторами. [44]

Построение имиджа ведется строго по одному из законов пропаганды, в соответствии с которым нет смысла тратить средства на разрушение стереотипа, а следует строить свой стереотип с опорой на уже имеющийся. Имидж в этом плане и есть новый стереотип, который создается в соответствии со стереотипом, который уже есть в аудитории. Мы только приближаем к нему интересующий нас объект - лидера или организацию.

Имидж является отражением требований массового сознания. Он оживляет имеющиеся в нем предиспозиции. Он как наиболее эффективный вид сообщения в данном виде коммуникации в состоянии пройти сквозь фильтры недоверия и невнимания, характерные для массового сознания. Консервативный характер массового сознания позволяет опираться на модели, которые уже были апробированы человечеством. Имидж действует в условиях, которые не очень благоприятны для его распространения. По этой причине он должен быть выстроен так, чтобы можно было добиться однозначной реакции на него аудитории. [39 ]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.