Ш сравнительный анализ;
Ш методы математической обработки.
Базой практики стала МОУСОШ № 35 г. Ставрополя. В целом в работе участвовало 100 человек.
Для выявления профиля стереотипного современного учителя, соответствующего представлениям и ожиданиям школьников разного возраста начальной школы (1-4 классов). На данном этапе эксперимента было проведено психолого-педагогическое обследование, позволившее оценить состояние имиджа практикующих учителей.
Имидж-характеристики, воспроизведенные респондентами, то есть современными школьниками, соответствуют полученным структурным компонентам (по Е.А.Петровой):
- индивидуально-личностные качества;
- коммуникативные особенности;
- особенности профессиональной деятельности;
- внешний облик.
Таблица № 1.
Критерии и показатели оценки имиджа педагога начальных классов
Критерии
Показатели
Методы и методики
Субъектный
· мотивационный
· когнитивный
· эмоциональный
беседа, наблюдение, анкеты «Мой профессиональный имидж», «Роль имиджа педагога в его профессиональной деятельности»;
методики: «Профессиональные установки и ценности», «Напишите свой портрет», «Дембо-Рубинштейн»; мотивация профессиональной деятельности (А.А.Реан);
беседа, анкета «Мой профессиональный имидж»; методика типового состояния (по Э.Эйдемиллеру и В.Юстицкому);
САН, ШСНС, тест на определение коэффициента комфортности; методика типового состояния (по Э.Эйдемиллеру и В.Юстицкому); тесты: «Ваши эмпатические способности», «Насколько Вы терпимы?», ШРЛТ Спилберга-Ханина, школьная тревожность по Филипсу;
операционно-деятельностный
· владение способами реализации имиджа педагога, способствующего процессу становления личности младшего школьника;
· владение способами диагностики проявлений имиджа педагога в профессиональной деятельности;
· владение способами коррекции и развития имиджа педагога.
наблюдение, беседа, анкета «Мой профессиональный имидж»;
метод экспертной оценки, методика «Ваш имидж»; тесты-опросники: невербальной компетентности (Е.А.Петрова), «Склонность к рефлексии невербального поведения»;
отношений
· выбор стиля руководства и стиля общения;
· комфортная психологическая атмосфера в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса.
наблюдение, анкета, метод экспертной оценки,
методики: «Стиль руководства», «Учитель глазами ученика»;
наблюдение, беседа, метод экспертной оценки.
Анализ проводился в четыре этапа (В.Ф.Петренко, Е.А.Петрова, А.А.Калюжный, Н.М.Шкурко и др.)
1 этап - мотивационно-целевой
Цель - развитие позитивной мотивации нынешних педагогов к созданию имиджа учителя в своей профессиональной деятельности собственными силами или посредством образовательного имиджмейкера.
Содержание: развитие мотивации на построение имиджа учителя как компонента профессионально-педагогической деятельности, трактование первостепенных четких целей и задач имиджирования при владении наставником установленной степенью педагогического мастерства, информируют воспитателя о адекватности им неадекватности проводимых операций по осуществлению известного процесса. Усвоение сведений педагогом о правилах и ценностях педагогического поведения помогают субъекту оценить способы постижения культуры профессионально-педагогической деятельности и подтвердить верность выбранной мотивации. Адаптация современного учителя в социокультурном пространстве шкалы, органической частью которой он является.
Условие. Ценностно-нормированное поведение учителя обеспечивает ему постоянную и твердую позицию в воспитательной среде в качестве активного субъекта; создает обстановку сотрудничества и взаимопонимания между педагогом и школьниками в процессе субъект-субъектного взаимодействия. Базовыми приемами осуществления условий являлись креативно-коллективные действия, тематические недели с активным привлечением к ним учащихся, различные встречи, факультативы, специально разработанная диагногстика «Оценка педагогического имиджа».
Результат: сформированность положительного мотива к имиджированию учителя, усвоенность субъектом цели и задач, азов педагогического мастерства, так необходимых для строительства имиджа воспитателя в профессионально-педагогической деятельности. Осознанность непоколебимого факта: построить имидж можно двумя способами: с помощью имиджмейкера или надеясь на собственные силы.
После рассмотрения этапов имиджирования, имиджмейкером или самим наставником принято оценивать эффективность имиджирования. Эффективность имиджирования определяется как адекватность изменений в сознании и социальных действиях личности тем целям, которые ставились в процессе ее развития за соответствующий промежуток времени. Как показывают личные наблюдения авторов, имиджирование часто проводится в двух формах: групповой и индивидуальной, из которых исследователей нынешней проблемы интересует больше вторая. Индивидуальное имиджирование (в том числе и индивидуальный имиджмейкинг) субъекта идет по пути разделения на: внешне-направленное и внутренне-центрированное. Внешне-направленное имиджирование учителя, проводимое профессиональным имиджмейкером разбивается на две стадии: моделирование (выявление психотипа (способностей, темперамента, характера, воли, эмоции, мотивации), выборка на базе итогов диагностики габитарно-аксессуарных элементов, кинестетических компонентов, общеповеденческих особенностей, социально-психических компонентов, атрибутивно-средовых особенностей и консультирование (обучение способам усвоения сегментами скоординированного имиджа и приемам самоимиджирования). Внутренне - центрированное имиджирование обращение к личности воспитателя и как сам процесс вбирает в себя алгоритмически выстроенные ступени: во-первых, разработка эталонного имиджа индивида; во-вторых, создание промежуточной конструкции между спонтанной и идеальной версиями имиджа педагога, предъявление данного имиджа целевой аудитории; в-третьих, обучение приемам самоимиджирования и построения благоприятной имиджевой среды. Первая стадия внутренне-центрированного имиджирования наставника содержит характеристику и доказательство запроса обучающего на процесс имиджирования, а также разработку совершенного облика с наличием ментальности индивида, его антропологических, полоролевых. Возрастных, эстетических параметров, внутренне - этичного, индивидуально-субъектного, профессионального уровня развития, степени сконструированности имидж - притязаний, присутствие реальных вариантов их продвижения и т.д. второй пункт личностного имиджирования состоит из: материализации появившихся компонентов образа их объединения в учебные пространства субъекта, обрабатывание новых поведенческих стереотипов, синхронной адекватности самооценки, изменений недействующих психоэмоциональных положений. Приспособленческих состояний.. поведенческих проявлений, вербальной и невербальной коммуникации, поведенческих стереотипов; выработку устойчивых навыков конструктивного взаимодействия, перестройку системы отношений и самоотношений; индивидуальный подбор средств самовыражения, позволяющий раскрыть внутренний потенциал человека (например, манера поведения, одежда, прическа, макияж, аксессуары и другие); повышение уровня саморегуляции, адаптированности человека к быстро изменяющимся условиям его жизни; моделирование индивидуального стиля поведения в различных жизненных ситуациях; овладение технологией защиты имиджа в конфликтных ситуациях и т.д., в совокупности обеспечивающих гармонизацию психологического статуса индивида его внутреннего мира с внешним обликом и поведением. Третья стадия внутренне - центрированного имиджирования учителя - обучение его способам самопредставления и приемам формирования благоприятной имиджевой среды вокруг себя. Подобное происходит в результате информационных сообщений демонстрации разных наглядностей, показа аудитории школьников, необходимых характеристик самоимиджирования и всевозможных типов имидж-тренингов (психотренинг, социально-психологический, коммуникативно-речевой, операционный, инновационно-рефлексивный, коммуникативной компетентности и т.п.), помогающих запоминанию новых стереотипов поведения и самопредставления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12