Познавательный интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается.
Познавательный интерес более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. А, следовательно, легче управлять его развитием.
Познавательный интерес является звеном в процессе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется школьник. Он взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, мотивами самоутверждения. Это необходимо учитывать, развивая познавательный интерес, потому что взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию, обладая психологической основой, благотворно влияет на другие мотивы.[24 ,68-69]
Проблема формирования познавательного интереса к математике представляет собой особую значимость для методики преподавания математики. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова, А.К.Маркова, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев.
По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета выделяются уровни развития познавательного интереса: 1 - низкий уровень, 2 - средний и 3 - высокий уровень. [См. приложение 1]Так, у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдается задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склонны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.
Определим место познавательного интереса в структуре познавательного процесса.
ПИ - познавательный интерес к математике;
ПА (познавательная активность) - личностное отношение познающего субъекта к процессу познания;
ПС (познавательная самостоятельность) - характеристика личности ученика, связанная с инициативой в процессе учения, с поиском различных путей нового знания без участия учителя и помощи со стороны;
УПД (учебно-познавательная деятельность) - такая деятельность, результатом которой являются открытие учеником новых знаний, умений и навыков;
УД (учебная деятельность) - деятельность ученика, результатом которой является закрепление новых знаний, умений и навыков;
ПД (познавательная деятельность) - деятельность, результатом которой является открытие учеником нового, неизвестного для него научного знания.
Рассмотрим наиболее эффективный путь развития познавательно интереса к математике посредством задач. Выделим условия, которые необходимо соблюдать учителю при развитии интереса:
· владение понятием познавательный интерес(учителю необходимо знать, что такое «познавательный интерес», различать уровни развития данного интереса у учащихся);
· учет возрастных и индивидуальных особенностей;
· содержание задачи (задачи должны иметь интересное содержание, то есть формулировку и путь решения задачи);
· трудность задачи (следует учитывать, что при достаточно высокой трудности интерес к решению задачи снижается);
· свойство локальной устойчивости задачи (интерес к какой-либо задаче способен вызвать интерес к похожим задачам).
Сформулированные условия являются необходимыми: если соблюдать их, то возможно эффективное развитие познавательного интереса к математике. Сформулированные условия достаточны: развитие познавательного интереса к математике достигается соблюдением уже перечисленных условий.[8,2-4]
Таким образом, развитие познавательных процессов школьников основывается на создании интереса к предмету. Умелое применение учителем знаний по психологии, педагогике и по предмету в целом, дают гарантию результативности образовательного процесса.
Для развития познавательного интереса на уроках математики используется дидактическая игра. Остановимся на этом подробнее.
Страницы: 1, 2, 3, 4