Рефераты. Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики в 5 классе

читель сам должен в определенной степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру тоже один из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При проведении дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.

Дидактические игры в 5-6 классах часто бывают связаны с определенными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Иногда сюжеты подсказываются названием игры: «Магические квадраты», «Индивидуальное лото», «Кто быстрее», «Числовая мельница» и др.

Во многих играх взят принцип соревнования между группами ребят. Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводится не на личное первенство, а на первенство команды учащихся, сидящих в одном ряду, чтобы дети не только сами стремились хорошо выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им. Мотив соревнования может быть выражен по-разному, в частности в названии игр: «Кто скорее», «Кто вернее», «Хоккей», «Телефон» и другие.

Целесообразность использования дидактических игр на разных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения, поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие. Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных учебных ситуациях.

При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала - доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.

4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.

5. Каждый ученик должен быть активным участником игры.

6. Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.

7. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру.

8. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой

9. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль

Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения. Исходя из особенностей предмета математики, следует различать игры-состязания и игры-олимпиады. В первом случае победа обеспечивается в основном за счет скорости выполнения вычислений, преобразований, но без ущерба качеству выполнения задания, во втором - победа обеспечивается главным образом за счет качества решений задач повышенной трудности. Первые полезны для выработки автоматизма действий, вторые - для воспитания серьезного отношения к математике.

Таким образом, в игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитанию ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное - обучения математике. Игра способствует формированию прочных вычислительных навыков и умений, также играет огромную роль в развитии познавательного интереса как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка.

Глава 2. Практическое применение дидактических игр на уроках математики при изучении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей»

2.1. Разработка конспектов уроков с использованием

дидактических игр, их проведение и анализ

Изучив теорию данного вопроса, у автора возникло желание и интерес реализации этого на практике. Для того чтобы доказать или опровергнуть, что использование дидактических игр на уроках математики развивает интерес у учащихся, автором были разработаны и проведены 12 уроков с использованием дидактических игр. Уроки с использованием дидактических игр проводились только в экспериментальном 5а классе. В контрольном 5б классе проводились традиционные уроки.

По тематическому
планированию данная тема включает следующие вопросы:

·
Десятичная запись дробных чисел (2ч)

· Сравнение десятичных дробей (2ч)

· Сложение и вычитание десятичных дробей (5ч)

· Приближенные значения чисел. Округление чисел (3ч).

Конспект урока по теме «Десятичная запись дробных чисел»

Цели урока:
- знакомство учащихся с десятичной записью дробных чисел,с правилами их записи и чтения;

- развитие вычислительных навыков и математической речи учащихся;

- воспитание интереса к математике.

Оборудование: карточки к «Математической эстафете», наглядность.

Ход урока

1.
Сообщение темы и целей урока

2. Анализ контрольной работы по теме «Обыкновенные дроби»

3. Устные упражнения

Игра «Математическая эстафета»

Каждому ученику раздается карточка с одним звеном цепочки. Необходимо решить эту цепочку. Выиграет тот, кто сделает это быстро и правильно. После того как все учащиеся решат, три учащихся, которые решили правильно и быстро, награждаются грамотой победителей в «Математической эстафете».

- 45 +48: 15 - 3

- 3 *13 + 25 - 125 * 12

*12 +77 :25

4. Изучение нового материала

5. Закрепление изученного материала

5.1. №1118 (устно)

5.2. №1117 (по цепочке у доски)

5.3. №1120 (а,б-учителем у доски; в,г- самостоятельно)

6. Домашнее задание: п.30 №1139(а), №1140, №1141

7. Итог урока (вопросы после параграфа).

Самоанализ

На уроке были использованы метод объяснения материала учителем. Сообщены тема и цели урока. Время на уроке распределено. Устные упражнения проведены в форме игры «Математическая эстафета». В данной игре важным стимулом является элемент соревнования. Это задание заинтересовало всех детей без исключения. Во время игры дети активно решали примеры, чтобы быть первыми. Большинство учеников пришли к правильному ответу, но трое из них были самыми быстрыми и все правильно решили. Они были награждены грамотами победителей. Для остальных ребят это послужило стимулом к тому, чтобы в следующий раз быть первыми. Данная игра настроила детей на работу. Учащиеся работали активно, поэтому поставленные цели реализованы. План был выполнен. Итог урока подведен.

Конспект урока по теме «Десятичная запись дробных чисел»

Цели урока: - закрепление умений учащихся читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенные дроби со знаменателем 10,100,1000 в десятичную и наоборот;

- развитие вычислительных навыков, математической речи;

- воспитание интереса у учащихся к предмету, аккуратности.

Оборудование: карточки для устного счета

Ход урока

1.
Сообщение темы и целей урока

2.
Устные упражнения (Игра «Кто быстрее достигнет звездочки»)

На доску выносится набор примеров на четыре действия с десятичными дробями и с таблицей ответов (рис). В таблице один или два ответа неправильные. Из каждой команды вызываются к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх - к заветной звездочке. Соревнуются две команды. Учащиеся на местах устно проверяют результаты своих игроков. При неправильном ответе к доске выходит другой член команды, чтобы продолжать решение заданий. Вызывают для работы у доски учеников капитаны команд. Выигрывает команда, которая при наименьшем количестве учащихся первой достигнет звездочки.

3. Работа по теме урока

3.1. №1119(а-у доски, б-самостоятельно)

3.2. №1121(на оценку у доски)

3.3. №1122 (у доски по цепочке)

4. Самостоятельная работа

5. Домашнее задание: №1139(б), №1144, №1143

6. Итог урока (рефлексия)

Самоанализ

Сообщены тема и цели урок
а. Время на уроке распределено. Устные упражнения проведены в форме игры «Кто быстрее достигнет звездочки». В данной игре важным стимулом является элемент соревнования. Это задание заинтересовало всех детей без исключения. Во время игры дети были разделены на группы. Был выбран капитан команды, который следил за правильностью решения примеров у доски. Дети стремились к тому, чтобы быть первыми. На уроке были использованы разные виды проверки, формы организации работы учащихся. План урока выполнен, цели реализованы. Самостоятельная работа дала следующие результаты: «5»-6, «4»-9, «3»-6,

«2»- 3.

Конспект урока по теме « Сравнение десятичных дробей»

Цели урока: - знакомство со сравнением десятичных дробей;

- развитие вычислительных навыков, математической речи, навыков работы в паре;

-
воспитание интереса учащихся к математике.

Оборудование: карточки для устного счета

Ход урока

1.
Сообщение темы и цели

2. Устные упражнения

Вычислить значения:

1
2

1. 6- = a; 1. 8- = a;

2. 12 - 5= b;2. 9 - 5= b;

3.
4 + = c; 3. 6 + = c;

4. 10 - 3 + 4 = g. 4. 10 - 3 + 4 = g.

Ответ:1 4 5 6Ответ: 3 8 2 7

Кодированные ответы: 1) 6
; 2) 7; 3) 8; 4) 7; 5) 5; 6) 11; 7) 11; 8) 4.

Выполнив первое упражнение, ученик ищет полученное число среди ответов. Если его там не
т, допущена ошибка. Выполнив все упражнения своего варианта, ученик подает учителю работу с кодированным ответом. Например, 6281. При проведении этой игры учащихся заинтересовал сам вид игры. Эта игра может обеспечить работой всех учащихся, исключить списывание.

3.
Актуализация знаний (№1160-устно, №1161- у доски)

4. Объяснение нового материала

4.1.
Объяснение учителем

4.2. Работа в парах с правилами

5. Закрепление изученного материала

5.1. №1145 (по цепочке у доски)

5.2.
№1147(самостоятельно)

5.3. №1148(с комментированием на месте)

5.4. №1150 (у доски)

6. Домашнее задание: п.31 №1173 №1179

7. Итог урока (вопросы после параграфа)

Самоанализ

Урок прошел методически правильно. Четко сформулированы
тема, цели урока. Устные упражнения проведены в форме игры «Кодированные упражнения». При проведении этой игры учащихся заинтересовал сам вид игры. Эта игра может обеспечить работой всех учащихся, исключить списывание. Дети стремились к тому, чтобы быть первыми. На уроке были использованы разные виды проверки, формы организации работы учащихся. Этапы урока распределены по времени. На уроке спрашивала разных учеников, помогала им при ответе, делала микрообобщения после каждого пункта плана. Итог урока подведен, цели реализованы.

Конспект урока по теме «Сравнение десятичных дробей»

Цели урока: -
проверка знаний учащихся фактического материала, умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;

- развитие математической речи;

- воспитание интереса к математике.

Оборудование:
карточки для игры, математического диктанта.

Ход урока

1.
Сообщение темы и целей урока

2. Устные упражнения (Игра «Живое уравнение»)

Класс делится на две команды. Командам раздается карточка с уравнением. Это уравнение нужно продемонстрировать при помощи пантомим. Другая команда должна угадать, какое уравнение им показывают, и решить его.

Уравнение для I команды: 8 + 2х = 12

Уравнение для II команды: 8х +10 = 58

3. Математический диктант по теме «Десятичная запись дробных чисел» и «Сравнение дробей».

4. Закрепление изученного материала

4.1. №1149 (с комментированием).

4.2. №1153 (самостоятельно, двое решают у доски)

4.3. №1157 ( а,б,в,г - 1 вариант, 2 вариант - д,е,ж,з)

5. Домашнее задание №1183(б), №1174, №1176

6. Итог урока (рефлексия)

Самоанализ

Сообщены тема и цели урока. Устные упражнения проведены в форме игры « Живое уравнение». Во время игры дети были разделены на группы. Дети стремились к тому, чтобы как можно интереснее показать данное уравнение. Во время игры сразу же определились дети-лидеры, творческие дети. Все ребята организованно выполняли задание. Данная игра помогла активизировать, заинтересовать детей. На уроке использовала разные формы и методы контроля. Использовала наглядность. Микрообобщения проводились после каждого этапа урока. Были выставлены следующие отметки: «5»-10, «4»-7, «3»-7.

Конспект урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цели урока:
- знакомство учащихся со сложением и вычитанием десятичных дробей;

- развитие вычислительных навыков, математической речи;

- воспитание интереса к предмету, аккуратности.

Оборудование: карточки для игры, изображение слона

Ход урока

1.
Сообщение темы и целей урока

2. Устные упражнения (Игра «В мире животных»)

Самое крупное наземное животное - африканский слон. С помощью рисунка узнайте:

Выразите высоту и длину тела слона в метрах.

Высота тела: 350см = 3,5м. Длина тела: 450см = 4,5м. Масса тела: 6000кг = 6т.

3. Изучение нового материала

3.1. Объяснение учителем

3.2. Работа в группах

4. Закрепление изученного материала

4.1. № 1184 (у доски с полным объяснением)

4.2. №1186 (по цепочке у доски)

4.3. №1187 (4 человека у доски, остальные в тетрадях)

4.4. №1188 (самостоятельно)

5. Домашнее задание: №1228(а, б, в) №1229(а, б, в) №1230

6. Итог урока: вопросы после параграфа

Самоанализ

На уроке были использованы метод объяснения нового материала учителем, групповая форма работы. Сообщены тема и цели урока. Время на уроке распределено. Устные упражнения проведены в форме игры «В мире животных». Это задание заинтересовало всех детей без исключения. Во время игры дети активно решали примеры, чтобы узнать какую высоту, длину и массу тела имеет африканский слон. Большинство учеников пришли к правильному ответу, но некоторые не могли перевести сантиметры в метры. Игра носит познавательный характер, так как во время игры дети получают дополнительные знания. Данная игра настроила детей на работу. На уроке были использованы разные виды проверки, формы организации работы учащихся. Учащиеся работали активно, поэтому поставленные цели реализованы. План был выполнен. Итог урока подведен.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.