3
Оглавление
Введение..................................................................................................................3
1. Использование элементов психологической диагностики в профильной подготовке школьников как психолого-педагогическая проблема....................5
1.1. Сущность психологической диагностики школьников................................5
1.2. Методы психологической диагностики школьников...................................6
1.3. Психодиагностика в профильной подготовке учащихся..............................9
1.4. Учет возрастных особенностей школьников 10-11 классов при осуществлении психодиагностики......................................................................11
1.5. Выводы............................................................................................................14
2. Разработка элементов психологической диагностики в профильной подготовке школьников........................................................................................15
2.1. Роль и место раздела в профильной подготовке школьников...................15
2.2. Тематическое планирование раздела............................................................20
2.3. План-конспект урока с использованием психодиагностики школьников............................................................................................................21
Заключение.............................................................................................................40
Список литературы................................................................................................42
Введение
Развитие технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.
Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. Это и подтверждает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда. С учётом этого, на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей. Тем самым творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях обеспечения непрерывного развития производства и общества.
Цель исследования - выявить эффективность использования методов и приемов практической деятельности учащихся на уроках технологии в 7 классе.
Объект исследования - учебный процесс в активном методе обучения технологии.
Предмет исследования - развитие методов практической деятельности учащихся на уроках технологии.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке структуры методов практической деятельности на уроках технологии в школе;
- определить роль и место практических методов обучения в технологии образования учащихся;
- разработать методические материалы, позволяющие применить метод активного обучения (проблемная ситуация) для формирования творческого мышления у учащихся на уроках технологии;
- экспериментально проверить возможность развития практических методов обучения учащихся на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя.
1. Использование элементов психологической диагностики в профильной подготовке школьников как психолого-педагогическая проблема
1.1. Сущность психологической диагностики школьников
Методы обучения - способы совместной деятельности учителя и учащегося, направленные на решение задач обучения. Существует ряд классификаций. Наиболее ранняя - деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа). И методы работы учащегося (упражнение, самостоятельная работа). Но самая распространенная классификация - по источнику получения знаний. И соответственно, выделяют[11, с. 37]:
а) Словесные методы (источником знаний является устное или письменное слово). К ним относят -- рассказ - устное повествовательное изложение содержания учебного материала, объяснение - словесное ис-толкование закономерностей, беседа - тщательно продуманная система вопросов, слу-жащая для подведения учеников к пониманию нового материала, дискуссия - основана на обмене взглядами по определенной проблеме, лекция - способ изложения объемного материала, для старших классов. Работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана, тегирование, цитирование, рецензирование).
б) Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). Наглядные мет делят на 2 группы: 1 - метод иллюстраций (пла-каты, картины, карты, зарисовки на доске), 2 - метод демонстраций (приборы, технические установки, ки-нофильм, диафильм),
в) Практические методы основаны на практической деятельности ученика, этими методами формируют прак-тические умения и навыки. Источником знания выступает практическая деятельность учащихся. К практическим методам относят: упражнения, лабораторные и практические работы, эксперимент, наблюдение. Упражнения - многократное выполнение учебных действий, с целью отработки умений и навыков.
Практическая деятельность - реализация учащимися на уроке практических методов обучения.
Прием - компонент педагогического мастерства учителя, с помощью которого реализуется процесс обучения.
1.2. Методы психологической диагностики школьников
В процессе обучения большое значение имеет выра-ботка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике[15, с. 20].
Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Из этого определения следует, что упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал, во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников.
На организацию тренировочной деятельности оказывает влияние также характер тех умений и навыков, которые нужно вырабатывать у учащихся. В этом смысле можно выделить: а) устные упражнения; б) письменные упражнения; в) выполнение практических заданий по предметам, связанных с проведением измерительных работ, с выработкой умений обращения с механизмами, инструментами и т.д.
Для организации тренировочных упражнений по примене-нию знаний на практике существенное значение имеют те при-емы, которые используются в процессе формирования умений и навыков. К этим приемам относятся следующие:
- первый - учитель, опираясь на усвоенные учащимися теоретические знания, объясняет им цель и задачи предстоя-щей тренировочной деятельности;
- второй - показ учителя, как нужно выполнять то или иное упражнение;
- третий - первоначальное воспроизведение учащимися действий по применению знаний на практике;
- четвертый - последующая тренировочная деятельность учащихся, направленная на совершенствование приобретае-мых практических умений и навыков.
Конечно, не всегда эти этапы выступают с достаточной чет-костью, однако подобная ступенчатость в той или иной мере присуща образованию любого умения и навыка.
При подборе упражнений существенно важно, чтобы они сочетали в себе подражательную и творческую деятельность учащихся и требовали от них сообразительности, размышле-ний, поиска собственных путей решения той или иной задачи. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что подражание только тогда полезно, когда из него вырастает самостоятельная деятель-ность. Эта идея получила дальнейшее развитие в педагогике. Л.В. Занков указывал, что если в основе овладения знаниями и тренировочных упражнений учащихся лежит лишь воспроиз-водящая деятельность, то их мышление и деятельность идут как бы по накатанному пути. Это не только не способствует, но в иных случаях даже тормозит умственное развитие школьни-ков. Они не приучаются к глубокому анализу фактического материала, а стремятся лишь механически запомнить инфор-мацию и способы ее применения на практике.
С другой стороны, учителю необходимо знать о тех труднос-тях, с которыми сопряжена тренировочная деятельность. Упражнения, особенно если они проводятся творчески, связаны с тем явлени-ем, которое в психологии и педагогике принято называть пере-носом знании. Суть этого явления заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится как бы перено-сить усвоенные мыслительные операции, умения и навыки на другой материал, то есть применять их в других условиях. Ус-воив на основе конкретных примеров и фактов то или иное правило, ученик не всегда легко оперирует им, когда это прави-ло нужно применить в новой, ранее не встречавшейся ситуа-ции, или с его помощью объяснять новые явления и факты. В этой связи Н.А. Менчинская подчеркивала, что учащимся сравнительно нетрудно на основе анализа примеров и фактов сделать необходимые теоретические выводы, сформулировать правила и гораздо труднее применять эти выводы к объясне-нию новых примеров и фактов. Последнее как раз и имеет место при закреплении усвоенного материала.
Подобная методика организации упражнений по примене-нию знаний на практике особое значение имеет в настоящее время, когда ставится задача более интенсивного умственного развития учащихся. Но развивающий характер упражнения будут носить лишь тогда, когда они будут содержать творчес-кие задания, выполнение которых требует от учащихся нетри-виальных поворотов мысли, обдумывания, умственной само-стоятельности.
Подобная методика, если вдуматься в ее сущность, основы-вается на улучшении самостоятельной работы учащихся, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий, практических умений и навыков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5